Предисловие к серии — Слово о Боге. Об авторе и редакторе. Введение во 2-й том — Откровение Бога: Как Бог дает о Себе знать? Что Бог открыл о Себе? Содержание.
Мы (служение Нетворк 211/Русский отдел) очень благодарны доктору Тому Веспеталу, за разрешение опубликовать его труды на нашем сайте. Надеемся что они помогут многим найти ответы на жизненно-важные духовные вопросы, и самое главное найти Истину.
Приметка — хотим обратить внимание, что через определенные промежутки текста вы увидите сноски/отсылки на других авторов и их труды, которые обычно стоять в конце страницы, но из-за формата непрерывного текста, это было трудно отметить, и потому данные сноски/отсылки отделенны двойным пробелом в тексте. Все эти сноски/отсылки пронумерованны и соответствуют цыфре которую вы увидите в предшествующем тексте.
СЛОВО О БОГЕ
Том 2
Откровение Бога: Как Бог дает о Себе знать? Что Бог открыл о Себе?
Автор: Томас Веспетал
Под редакцией Сергея Поднюка
Москва: 2016
Предисловие к серии «Слово о Боге»
Постараемся поговорить о Боге настолько, насколько это возможно человеку. Бог велик и никто не способен постигнуть Его славу или полностью описать ее. Однако Бог призывает нас искать Его и познавать Его. Поэтому нам следует ответить на Его призыв. Познание Бога состоит не только в личных взаимоотношениях с Ним или в духовном общении с Ним, но и в изучении того, что Он открыл о Себе в Священном Писании. На самом деле, поиск Бога в личных взаимоотношениях без сопровождающего изучения Его написанного откровения может приводить к заблуждению. Мы лучше распознаем Божий голос внутри себя тогда, когда познаем Его голос в Священном Писании.
Зачем писать еще одну книгу по систематическому богословию? Ведь их уже много. Но автор этой серии книг убежден, что существует место и для данного труда. Хотя учебников по систематическому богословию, в общем, немало, но их не так уж и много на русском языке, особенно рассматривающих богословие с пятидесятнической или харизматической точки зрения. Мы очень признательны за работы Стенли Хортона, Роберта Мензиса и Гая Даффилда и Натаниэля Ван Клифа, которые, благодаря своим книгам, обеспечили русскоязычный мир рассмотрением библейских доктрин с пятидесятническо-харизматической точки зрения. Однако данная книга имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в вышеупомянутых трудах.
Во-первых, в большинстве случаев библейские доктрины здесь рассматриваются с помощью методологии, использованной в библейском богословии. То есть, материал представлен не в виде перечисления отстаиваемых автором доктринальных позиций вместе с местами Писания, подтверждающими эти позиции. Вместо этого, в данной серии книг доктринальные вопросы рассматриваются в хронологическом порядке, начиная с того, что Бог открыл нам о Себе в Ветхом Завете, затем через служение Иисуса Христа и потом – через учение апостолов. Таким образом, мы можем прослеживать историческое и каноническое развитие каждой темы и выяснить каждый нюанс, связанный с ней. В дополнение к этому, иногда рассматривается и то, что было написано по данной теме в межзаветный период, а также на протяжении церковной истории. Хотя доктрины должны быть основаны на Божьем откровении, содержащемся в Священном Писании, исследование межзаветной и церковной литературы может расширять и обогащать наше понимание вопроса.
Во-вторых, книги этой серии также уникальны тем, что излагают взгляды не только западных, но и восточных богословов. Данные книги рассчитаны на аудиторию восточной Европы и стран постсоветского пространства, где людей интересуют взгляды православной веры – насколько они соответствуют библейскому учению. К тому же, в данном произведении особое внимание уделяется и другим доктринальным вопросам, которые особо волнуют евангельских верующих в этой части мира. Автор данной серии живет и работает преподавателем в постсоветском пространстве с 1995 года и знаком с дискуссионными вопросами, актуальными для евангельских верующих Востока. Эти книги полезны и читателям западной традиции, для которых уже существующие учебники по систематическому богословию не предлагают рассмотрения таких вопросов.
В-третьих, книги этой серии отстаивают арминианскую позицию по вопросу предопределения. Практически все учебники по систематическому богословию, имеющиеся на русском языке (Эриксон, Грудем, Райри, Тиссен), отстаивают кальвинистскую позицию. Только в учебнике Даффилда, который придерживается арминианской позиции, имеется хорошее, но краткое обсуждение этого вопроса.
В-четвертых, в данной серии, в частности, в томах по теме «План Бога», используется в качестве организующего центра для описания Божьего плана спасения концепция «союза верующего с Христом». Согласно библейскому откровению, все блага спасения взаимосвязаны с тем, что Бог поставил нас «во Христе». Но почему-то этой истиной пренебрегает подавляющее большинство богословов и комментаторов Библии. Одна из целей этой серии – восстановить библейское учение о союзе верующего с Христом как о всеобъемлющем учении для понимания Божьего плана спасения.
Наконец, в отличие от других учебников по систематическому богословию, здесь используется интегрированный подход. Имеется в виду, что вместо того, чтобы группировать богословские темы по
традиционным категориям, таким как «сотериологоия», «экклесиология», «эсхатология» и т.д., все темы взаимосвязаны во всеобъединяющей структуре. В дополнение к этому, в книги этой серии включено существенное рассмотрение других связанных с богословием тем, а именно, апологетики, герменевтики и христианской этики.
Дело в том, что традиционный способ изложения материала обеспечивает читателя тематическим сопоставлением материала, но лишает читателя мировоззренческого обзора Божьего плана. Каждый доктринальный вопрос не стоит отдельно от всех других, а вносит свой вклад в формирование целостного христианского мировоззрения. Цель систематического богословия – не только детализировать отдельные доктрины, но и выяснить, какое место каждая из доктрин занимает в понимании Божьего общего плана. Эта цель лучше достигается путем интегрированного подхода к изложению материала.
Соответственно, каждый том данной серии посвящен той или иной истине, необходимой для формирования христианского мировоззрения. Порядок томов такой, что каждый том создает фундамент для понимания материала следующего тома. Данная серия включает в себя следующие тома:
Том 1 – Существование Бога: Есть ли Бог? Кто Он?
Том 2 – Откровение Бога: Как Бог дает о Себе знать? Что Бог открыл о Себе?
Том 3 – Природа Бога: Какой у Бога характер? Кто Он по природе?
Том 4 — 5 – План Бога: Какую цель Бог преследует для человека?
Материал четвертого и пятого томов разделен по категориям, выделенным в 1 Кор. 13:13: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь». Четвертый том – «Вера» – касается Божьего плана спасения и как его обрести. В пятом томе обсуждается вопрос последнего времени (т.е. «Надежда») и применение Божьего спасения к практической жизни («Любовь»).
Преимущество такого формата заключается и в том, что все эти тома можно использовать по отдельности в качестве учебников, согласно следующей схеме:
Том 1 – Христианская апологетика
Том 2 – Доктрина о Библии и герменевтика
Том 3 – Доктрины о Боге, Его триединстве, Христе, Духе Святом и ангелах
Том 4 – Доктрины о человеке, бесах, грехе, спасении и Церкви (теоретическая сторона)
Том 5 – Доктрины о Церкви (практическая сторона) и последнем времени, христианская этика
Автор книг надеется, что эти учебники исполнят выше представленные задачи и осуществят вышеупомянутые цели: обеспечить читателя рассмотрением апологетики, герменевтики, богословия и этики с пятидесятническо-харизматической точки зрения в интегрированном формате, направленном на аудиторию восточной традиции. Если данная работа приблизится к поставленным целям, то это будет благодаря действию благодати Бога, Которому вся слава и честь.
Наконец, важно уточнить, что автор книг пытается написать не «восточное богословие», а «евангельское богословие для восточных христиан», уделяя особое внимание вопросам, волнующим восточных христиан. Но, в отличие от постмодернистского мировоззрения, которое преобладает в мире философии, и, порой, в мире богословия, автор книги отстаивает позицию, что существует лишь одна Божья истина, и одно истинное богословие. Попытка разделить христианство на «восточное богословие» и «западное богословие» подрывает само основание христианской веры, которая утверждает, что истина одна, и богословие одно.
Признаем, что восточные богословы и западные богословы часто смотрят на библейские данные по-разному в силу их культурных особенностей. С одной стороны, культурные различия между народами действительно обогащают наш общий духовный опыт. А с другой стороны, нельзя позволять им разделить Церковь на отличающиеся друг от друга «партии» с собственными «отечественными богословиями». Наша цель должна быть следующей: чтобы уникальный вклад, внесенный каждой культурой в поиски Божьей истины, вел к уточнению и усовершенствованию нашей общей евангельской
веры. Согласимся со словами апостола Павла, что Церковь должна стремиться к «единству веры и познания Сына Божия, к мужу совершенного, к мере полного возраста Христова» (Еф. 4:13).
Выражаем признательность следующим ресурсам, которые были использованы во всей серии книг, а именно:
Logos Bible Software (https://www.logos.com)
Перекрестные ссылки из New American Standard Bible: 1995 update. – LaHabra, CA: The Lockman Foundation.
The Greek New Testament / Под ред. Aland B., Aland K., Black M., Martini C. M., Metzger B. M., Wikgren A. – 4th ed. – Federal Republic of Germany: United Bible Societies, 1993.
Biblia Hebraica Stuttgartensia: With Westminster Hebrew Morphology. – Stuttgart; Glenside PA: German Bible Society; Westminster Seminary, 2001.
Wikipedia.org
Google Переводчик
Слова благодарности выражаем редактору Сергею Поднюку за его внимательное и обстоятельное рассмотрение и проверку текста, а также за его поддержку в целом, Акмарал Шелматове, Елизавете Брюхиной и моей жене, Нэнси, за работу с текстом.
Томас Веспетал
tjwespetal@fastmail.com
Для приобретения других богословских ресурсов данного автора, обратитесь, пожалуйста, к сайту: www.russiantheologicalresources.com.
Об авторе и редакторе
Об авторе
Д-р Томас Веспетал родился в США в штате Висконсоне в 1957 г. Он обратился к Господу в 17 лет и через один год после обращения принял водное крещение. В том же году он испытал особенное духовное переживание под названием Крещение Духом Святым (см. Деян. 1:8), после чего стал ходить в пятидесятнические и харизматические церкви.
Д-р Веспетал учился в университете Орала Робертса в штате Оклахома, получил степень доктор медицины и работал врачом несколько лет, пока не ответил на Божий призыв к служению Слова. Далее он учился в семинарии Ассамблей Божьих и получил степень магистра библейских языков. Затем прошел докторскую программу в семинарии «Троица» в г. Чикаго, США, где ему присвоили степень доктора систематического богословия. Докторская диссертация была написана и защищена на тему: «Какую роль играет мученичество в Божьем плане?».
В 2008 г. в связи с его работой над темой мученичества д-р Веспетал в качестве эксперта участвовал в заседании ученных, открытом комиссией Мирового евангельского альянса по страдающей церкви, которая впоследствии издала публикации по темам преследования и мученичества.
Д-р Веспетал является рукоположенным служителем христианской конфессии Ассамблей Божьих и служил пастором 4 года до начала своей преподавательской деятельности. С 1995 года он живет в странах СНГ и преподает в разных библейских институтах предметы, связанные с библейскими языками, библейской экзегетикой и систематическим богословием.
Д-р Веспетал женат. Его жена Нэнси является врачом, специализирующаяся в семейной медицине. С 2003 года она возглавляет гуманитарно-евангелизационную организацию под названием «Надежда в действии», которая обеспечивает людей, живущих в селах и поселках, бесплатным медицинским осмотром и консультированием наряду с представлением благой вести Евангелия Иисуса Христа. У Томаса и Нэнси есть двое детей, Мелани и Мэтью, которые в данный момент учатся в университетах в США.
О редакторе
Д-р Сергей Поднюк является рукоположенным служителем Церкви христиан веры евангельской в Республике Беларусь. С 2006 года он трудится ректором Теологического института в г. Минске, а также преподает богословие и герменевтику во многих духовных учебных заведениях в странах СНГ. Имеет докторские степени в богословии и философии.
Введение во 2-й том — Откровение Бога: Как Бог дает о Себе знать? Что Бог открыл о Себе?
Ключевой момент в поисках и познании Бога заключается в том, каким образом Бог открывает Себя. Так как Бог больше нас и выше нас, мы не можем постигать Его лишь в силу нашей умственной способности. Мы зависим от Него в том, чтобы Он дал нам возможность узнать о Себе, т.е. мы зависим от Божьего самооткровения. Этот том посвящен теме «Божье откровение», т.е. каким образом Бог открывает нам Себя и Свой план.
Содержание этого тома можно кратко выразить следующими словами: Бог открыл Себя нам преимущественно и самым авторитетным образом в словесной форме, т.е. через слова. Эти слова находятся исключительно в 66 книгах протестантского библейского канона. Хотя оригинальные рукописи библейских авторов давно утрачены, мы полагаемся на науку текстологии в восстановлении подлинников. Оригинальные рукописи библейских авторов полностью и богодухновенны, т.е. каждое слово, находящееся в них, является Божьим Словом. Смысл и значение этих слов лучше всего понимаются и истолковываются при помощи метода грамматико-исторического анализа Писания.
Поскольку библейский канон состоит из двух частей, Ветхого и Нового Заветов, возникает вопрос их взаимоотношения, в частности, как ветхозаветный закон и Божьи ветхозаветные обетования относятся к новозаветным верующим. Данный том придерживается позиции, что ветхозаветный закон применяется к Церкви в адаптированной форме в виде «закона Христа». Божьи ветхозаветные обетования исполняются как в Церкви, так и в Израиле, который в последнее время обратится к Мессии Иисусу. Другой вопрос об отношениях между заветами – как новозаветные писатели использовали ветхозаветный материал. Здесь утверждается, что помимо прямого применения ветхозаветного материала наблюдается и новое применение ветхозаветных принципов к новозаветной Церкви, а также типологическое толкование некоторых ветхозаветных текстов.
Обсуждаются и ошибочные подходы к толкованию Писания, к которым относятся: аллегорическое истолкование, историко-критический метод истолкования, авторитетное обращение к церковному преданию. К тому же, в области герменевтики появились сейчас различные новые течения, которые тоже приводят к искажению Божьего Слова. К ним относятся постмодернизм, конвенционализм, литературная критика, деконструктивизм, «новая герменевтика», экзистенциальная герменевтика, структурализм и богословие освобождения. Общее во всех этих новых подходах заключается в том, что они не уважают авторского намерения, которое является самым надежным путем к обнаружению значения текста.
Наконец, нас интересуют не только приобретение навыков в верном истолковании отдельных мест Писания, но и их сочетание для формирования доктрин и, в конце концов, цельного христианского мировоззрения. Поэтому данный том заканчивается обсуждением богословского процесса, который закладывает основание для извлечения из Писания доктрин, которые будут рассмотрены в последующих томах этой серии.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I: Божье откровение
Глава 1: Божье откровение и его природа
Глава 2: Божье откровение в Ветхом Завете
Глава 3: Божье откровение в Новом Завете
Часть II: Природа Писания
Глава 4: Канон Писания
Глава 5: Текстуальные варианты
Глава 6: Богодухновенность Писания
Часть III: Толкование Писания
Глава 7: Герменевтика: введение
Глава 8: Грамматико-исторический метод
Глава 9: Пример экзегетического разбора – Фил. 2:1-11
Часть IV: Отношения между заветами
Глава 10: Применимость закона Моисея к Церкви
Глава 11: Применимость ветхозаветных обещаний к Церкви
Глава 12: Употребление Ветхого Завета в Новом Завете
Часть V: Угрозы здравой герменевтике
Глава 13: Аллегоризация
Глава 14: Церковное предание
Глава 15: Историко-критический метод (высшая критика)
Глава 16: Новые течения в герменевтике
Часть VI: Формирование доктрины
Глава 17: Из Писания в доктрину
Приложение А: Предложенные каноны
Приложение Б: Текстуальные семьи
Приложение В: Чикагское заявление о природе непогрешимости
Приложение Г: Феномены в Библии
Приложение Д: Предположительное заимствование у нехристианских источников
Приложение Е: Цитаты из Ветхого Завета в Новом Завете