Приложение А. Предложенные каноны. Том 2-й — Откровение Бога: Как Бог дает о Себе знать? Что Бог открыл о Себе?
Приложения
Приложение А. Предложенные каноны
Расшифровка:
(?) – автор указывает, что это – спорная книга, всеми не принятая
Мураториев канон (170 г.)1337
Лк., Ин., Деян., Павел, 1Ин., 2Ин., Иуды., Октр., Премудрость Соломона, Апокалисис Петра(?)
Предполагается, что дургие книги отсутствуют из-за повреждения документа
Ориген (III в.)1338
Еван., Деян.,1339 Павел,1340 Евр.(?), 1Пет., 2Пет.(?),1341 1Ин., 2Ин.(?), 3Ин.(?), Иуды,1342 Октр.
Евсевий (324 г.)1343
Еван., Деян., Павел, Евр., Иак.(?), 1Пет., 2Пет.(?), 1Ин., 2Ин.(?), 3Ин.(?), Иуды(?), Октр.(?)
Лаодикийский собор (363 г.)
Еван., Деян., Павел, Евр., Иак., 1Пет., 2Пет., 1Ин., 2Ин., 3Ин., Иуды
Афанасий (367 г.)1344
Еван., Деян., Павел, Евр., Иак., 1Пет., 2Пет., 1Ин., 2Ин., 3Ин., Иуды, Откр.
Кирилл Иерусалимский (IV в.)
Еван., Деян., Павел, Евр., Иак., 1Пет., 2Пет., 1Ин., 2Ин., 3Ин., Иуды
Григорий Богослов (IV в.)
Еван., Деян., Павел, Евр., Иак., 1Пет., 2Пет., 1Ин., 2Ин., 3Ин., Иуды
Соборы в Гиппо и в Карфагене (393 г. и 397 г.)
Еван., Деян., Павел, Евр., Иак., 1Пет., 2Пет., 1Ин., 2Ин., 3Ин., Иуды, Откр.
Синайский кодекс (IV в.)
1337В XVIII веке был найден список новозаветных книг человеком по имени Лудовико Антонио Муратори. Ученые все еще обсуждают дату написания этого списка. Большинство полагают, что он датируется концом II века, а другие – IV веком. В поддержку ранней датировки отмечается упоминание о существующих во втором веке ересях, и о недавно написанной книге Пастырь Гермы (Для поддержки датировки в IV веке см. Allert C. D. A High View of Scripture. – Grand Rapids, MI: Baker, 2007. – С. 105-106). Первая часть списка, предположительно содержащая упоминание о Евангелиях от Матфея и Марка, была потеряна. Отсутствие некоторых книг, как к Евреям, Иакова, 1-2 Петра, объясняется по каким-то причинам пропуском материла в середине документа. Документ сейчас носит название «Мураториев канон».
1338По Евсевию, Церк. Ист., 6.25.3-14.
1339Ориген говорит в общем о посланиях Павла, но не детализирует, какие именно к ним относятся. Но в других местах своих трудов Ориген ссылается на тринадцать посланий Павла (Bruce F. F. The Canon of Scripture. – Downers Grove, IL: Inter-Varsity Press, 1988. – С. 192).
1340В данной выдержке от Евсевия Ориген говорит об авторстве Деяний Лукой, но он контрено не перечисляет Деяния с другими принятыми книгами.
1341Хотя в этой выдержке от Евсевия Ориген выражает сомнение по поводу 2 Петра, Гатри пишет, что в других местах Ориген ссылается на 2 Пет. как на авторитетное послание (особенно в своих Проповедях по книге Иисуса Навина, 7.1) (Guthrie D. New Testament Introduction. – 4th ed. – Downers Grove, IL: Inter-Varsity Press, 1996. – С. 806).
1342Хотя в этой выдержке от Евсевия не перчисляется книга Идуы, Гатри утверждает, что Ориген подтвердил аутентичность этого послания (Gundrie, c. 901).
1343Церковная история, 3.3; 3.24.5-7; 3.35
1344Пасхальные письма, 39. Афанасий впервые использовал слово «канон» с этим значением (Allert, c. 141).
Еван., Деян., Павел, Евр., Иак., 1Пет., 2Пет., 1Ин., 2Ин., 3Ин., Иуды, Откр., Пастырь Гермы, Послание Варнавы
Александрийcкий кодекс (V в.)
Еван., Деян., Павел, Евр., Иак., 1Пет., 2Пет., 1Ин., 2Ин., 3Ин., Иуды, Откр., 1-2 Климента
Иероним (V в.)
Еван., Деян., Павел, Евр., Иак., 1Пет., 2Пет., 1Ин., 2Ин., 3Ин., Иуды, Откр.
Августин (V в.)
Еван., Деян., Павел, Евр., Иак., 1Пет., 2Пет., 1Ин., 2Ин., 3Ин., Иуды, Откр.
Клермонтский кодекс (VI в.)1345
Еван., Деян., Павел (не все), Иак., 1Пет., 2Пет., 1Ин., 2Ин., 3Ин., Иуды, Откр., Пастырь Гермы, Апокалипсис Петра, Деяния Павла, Послание Варнавы.
Но неканонические книги указаны особенным значком, наверное отображающим их второстепенный статус по сравнением с другими.
Предполагается, что Евреям и несколько посланий Павла отсутствуют из-за повреждения документа
К этой схеме можно добавить своеобразное свидетельство Сирийской церкви. В качестве Евангелий она часто использовала Диатессарон. Ее канон включал в себя все Послания Павла (включая Евреям), Иаков, 1 Иоанна и 1 Петра. Только в VI веке впервые появились в сирийском Новом Завете 2 Петра, 2 Иоанна, 3 Иоанна, Иуды и Откровение, но не во всех изданиях.1346
1345Предполагается, что данный список отображает состояние канона на примерно 300 г. Отсутствие Филиппийцам, 1 и 2 Фессалоникийцам и Евреям произошло в результате непреднамеренной ошибки (Bruce, c. 218).
1346Bruce, c. 214-215.