Статья

СЛОВО О БОГЕ — 2 (ОТКРОВЕНИЕ БОГА)

ОТКРОВЕНИЕ БОГА: КАК БОГ ДАЕТ О СЕБЕ ЗНАТЬ? ЧТО БОГ ОТКРЫЛ О СЕБЕ?

Глава 11-я. Применимость ветхозаветных обещаний к Церкви. Том 2-й — Откровение Бога: Как Бог дает о Себе знать? Что Бог открыл о Себе?

 

Глава 11. Применимость ветхозаветных обещаний к Церкви

 

Рассмотрев отношения Церкви с Божьим законом, мы готовы перейти к обсуждению темы, связанной с применимостью ветхозаветных обетований к Церкви. Ветхий Завет полон Божьих обещаний, данных в свое время Израилю. Может ли сегодня Церковь ожидать исполнения этих обещаний, или они относятся только к Божьему ветхозаветному народу Израилю?
В связи с этим возникает еще более широкий богословский вопрос об отношениях Церкви с Израилем. Кто на самом деле является Божьим народом? Какую роль будет играть Израиль в будущих Божьих планах? В данной главе мы постараемся выяснить библейское учение по этому поводу, что поспособствует правильному истолкованию ветхозаветных обетований, особенно в части отношения их к Церкви.

А. Ветхозаветное учение о Божьем народе и обещанном ему

История Божьего народа начинается с Авраама и Божьего завета с ним. Ключевыми местами для рассмотрения данной темы являются Быт. 12:1-3 и 15:1-8:

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».

«Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя… Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом».

Разберем Божье обещание Аврааму. Оно включает в себя: (1) благословение, (2) прославленное имя, (3) множество потомков (и народов), (4) наследование земли Ханаанской, (5) распространение благословения на все народы и (6) особые (заветные) отношения с Богом. К тому же, Божий завет с ним будет вечным. Божьи обещания Аврааму начали исполняться в потомках Иакова (т.е. Израиля), с которым Бог подтвердил эти обетования (Быт. 26:3-4).
Примечательно, что включение язычников в Божий народ в истории Израиля началось очень рано. Бог позволял язычникам справлять праздник Пасхи с Израилем (Исх. 12:48-49; Числ. 9:14), и Моисей предложил Рагуилу Мадианитянину полное участие в будущих благословениях Божьего народа (Числ. 10:29-32). Потомки Рагуила, на самом деле, обитали с Израилем и вместе с ним стали наследниками земли Ханаана (Суд. 1:16). В своей песне Моисей обращался к язычникам с приглашением: «Веселитесь… с народом Его» (Втор. 32:43). Позже в истории Израиля мы наблюдаем случай с Руфью, которая присоединилась к Божьему народу, несмотря на проклятие, которым Моавитяне были исключены из собрания Израиля (Втор. 23:3).
Особый статус Израиля перед Богом больше всего подчеркивается в книге Второзакония. С первой главы данной книги мы видим указания на Божье избрание Израиля и Его намерение исполнить Свои обещания ему. Бог сделал Израиль «народом Его удела» (Втор. 4:20; ср. Втор. 27:9) не за его заслуги, а ради Авраама, Исаака и Иакова (Втор. 4:37; 9:4-5), семя которых Он избрал «из всех народов» (Втор. 10:15; ср. Втор. 14:2).
Неотъемлемая часть исполнения Божьего плана для Израиля состояла в наследовании земли Ханаана. Во Втор. 1:8 читаем: «Пойдите, возьмите в наследие землю, которую Господь с клятвою
обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их». Важно отметить, что обещание владения землей будет иметь силу доколе «небо будет над землею» (Втор. 11:21). Даже когда Израиль согрешит, Бог сказал, что при его покаянии Он восстановит его на земле обетования (Втор. 30:3-5). Другими словами, даже при отступлении со стороны Израиля Бог будет оставаться верным Своему завету с ним:

«И тогда как они будут в земле врагов их, — Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их; вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами народов, чтоб быть их Богом. Я Господь» (Лев. 26:44-45).

Даже после периода отступления от Господа Самуил уверил Божий народ словами: «Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим» (1 Цар. 12:22).
Перейдем к периоду Давидовой династии в Израиле. В 2 Цар. 7:10-11 Бог подтвердил Свое обещание, что Израиль будет пребывать в земле обетования, и это побуждает Давида восклицать: «Ты соделал народ Твой Израиля Своим собственным народом навек» (1 Пар. 17:22). К тому же, Бог дал Давиду особое слово, что его престол будет оставаться вечно (2 Цар. 7:16). Его обещание Давиду не отменится, даже если необходимо будет временное наказание его потомков (2 Цар. 7:14-15; 3 Цар. 11:39). Не только династии Давида, но и его столице Иерусалиму отведется особое место в Божьем плане (3 Цар. 11:13, 36). Также стоит отметить, что мы опять видим указание на включение язычников в благословения Израиля. При посвящении храма Соломон помолился:

«Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего… и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник» (3 Цар. 8:41-43).

Не только в повествовательных, но и в поэтических отрывках речь идет о Божьем избрании Израиля и его славном будущем в Нем. Израиль – это «племя, которое Он избрал в наследие Себе» (Пс. 32:12). Бог «спасет Сион, создаст города Иудины» (Пс. 68:36). Он «вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку, и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный, говоря: «тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего»» (Пс. 104:8-11). Бог дал Ханаан «в наследие Израилю, народу Своему» (Пс. 134:12).
В Иерусалиме Его «жилище», и пребывание Его «на Сионе» (Пс. 75:3). Господь «любит врата Сиона более всех селений Иакова» (Пс. 86:2). Там стоят «престолы суда, престолы дома Давидова» (Пс. 121:5). Об Иерусалиме псалмопевец также восклицал:

«Ибо избрал Господь Сион, возжелал [его] в жилище Себе. «Это покой Мой на веки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его. Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом; священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются. Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему»» (Пс. 131:13-17).

Даже когда жители Божьего града перенесут наказание за нарушение завета, Бог обещает его восстановление: «Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, – ибо пришло время» (Пс. 101:14).
Нам известно, что во время разделенного царства Израиль и Иудея забыли Бога, нарушили Его завет и отступили от Него. Но, тем не менее, всегда оставался у Божьего народа верный остаток. Например, во время отступления Израиля при Ахаве Бог утешил Илию словами: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:18). При нападении на Иудею Ассирийских войск Бог снова сохранил остаток (4 Цар. 19:30-31). Бог был особо озабочен защитой Иудеи и Иерусалима ради Давида, слуги Его (4 Цар. 8:19; 19:34; 20:6).
Но постоянное наслаждение Божьим благословением и защитой было обусловлено послушанием:

«В доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое на век; и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей» (4 Цар. 21:7-8).

Настало время, когда Израиль, а затем жители Иудеи, были изгнаны из земли обетования и династия Давида прекратилась.
Но Божьи обещания Израилю не потеряли своих сил: через пророков Бог обещал Своему народу восстановление. Интересно отметить, что почти все ветхозаветные пророки предрекли будущее славное время восстановления и процветания для Израиля. Приведем лишь несколько примеров:

Осия: «»Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!»… встрепенутся к Нему сыны с запада, встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их, говорит Господь» (11:8-11; также ср. Ос. 2:23; 3:1, 5; 6:11).

Амос: «И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой» (9:15; также ср. Амос 3:2; 9:8-9).

Михей: «И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века» (4:7; Также ср. Мих. 2:12-13; 4:1-13; 5:1-15; 7:11-20).

Исаия: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (2:2).798

Иоиль: «И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. 19 И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам» (2:18-19, также ср. Иоиль 2:32; 3:1 и далее).

Авдий: «А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое» (17).

Софония: «В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь» (3:20; также ср. Соф. 3:12-20).

Иеремия: «Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда» (Иер. 31:35-36).799

Иезекииль: «Освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут

 

798Также ср. Ис. 1:9; 6:13; 8:11-17; 10:20-22; 11:11-16; 12:1; 14:32; 17:5-6, 12-14; 28:5-6, 16-17, 21-22; 29:23.
799Также ср. Иер. 3:14, 18; 10:16; 12:14-17; 16:14-16; 23:3-8; 24:4-7; 27:22; 29:10-15; 30:3, 8-9. 17-24; 31:4-40; 32:15, 37, 40, 44; 33:6-13, 19-26; 46:27-28; 50:4-6, 11, 17-20, 33-34; 51:5, 49-51

 

жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно» (37:23-25).800

Очевидно, что восстановление и будущее процветание Израиля представляет собой одну из самых часто встречаемых тем в писаниях пророков. Данные пророчества дают надежду на то, что (1) всегда будет оставаться у Израиля остаток, (2) Израиль вернется на свою родину, (3) примирятся и объединятся Северное и Южное Царства, (4) Израиль поразит своих врагов, (5) Бог изольет на Свой народ Своего Духа, (6) Израиль станет послушным Богу народом, (7) над ним Давид (Мессия) будет царствовать, (8) царство Израиля и Мессии покроет всю землю, что приведет к всемирному покою и процветанию. К тому же, благословенное состояние Божьего народа будет длиться вечно: Иерусалим «не разрушится и не распадется вовеки» (Иер. 31:40).
Также очевидно, что обещанное Богом Израилю не полностью исполнилось во время его возвращения из вавилонского пленения. Даже беглый взгляд на ветхозаветную историю открывает, что в период второго храма духовное и политическое состояние Иудеи было несравнимо с тем славным будущим, которое предсказали пророки. Помимо этого, пророки, жившие во время второго храма, все еще говорили о будущем славном времени для Израиля:

«Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа — горою святыни» (Зах. 8:3).

«И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Зах. 14:9).

Также важно учесть, что пророчества о восстановлении Израиля включают в себя и особое благословение для язычников. Бог поставит Мессию «в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» (Ис. 42:6-7). В эти дни язычники будут искать Господа вместе с Израилем. К Богу Израиля «придут народы от краев земли и скажут: «только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы»» (Иер. 16:19). Также: «пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его» (Ис. 2:3). Наконец, Захария предрекает:

«Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов; и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; [и каждый] [скажет]: пойду и я. И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах. 8:20-23).

«И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом» (Зах. 2:11)

Б. Учение о Божьем народе и обещанном ему в межзаветный период

Хотя следующий материал не входит в число библейских свидетельств по этому вопросу, будет полезно взглянуть на развитие в межзаветный период понимания евреев статуса язычников перед Богом.801 В большинстве своем еврейская межзаветная литература смотрела на язычников отрицательно. Язычники находятся под силой сатаны, ведут распутный образ жизни, исключены из завета с Богом, поклоняются идолам и презирают иудеев, иногда их преследуя.

 

800Также ср. Иез. 5:5; 11:17, 20; Иез. 16:60-63; 17:22-24; 20:33-37, 39-41; 24:13; 28:24; 28:25-26; 34:11-16, 25-30; 36:8-15, 22 и далее; 37:6-28; 39:25-28; 47:13-23.
801Материал взят из Scott J. J. Jewish Backgrounds of the New Testament. – Grand Rapids, MI: Baker, 1995. – С. 109-118, 335-351, и Nickelsburg W.E. Ancient Judaism and Christian Origins. – Minneapolis, MN: Fortress Press, 2003. – С. 150-152.

 

Но, тем не менее, богобоязненным язычникам отводилось место в жизни Божьего ветхозаветного народа. Ведь Бог – это Бог всего. Он царствует над всеми. Следовательно, язычникам разрешали посещать внешний двор храма, и тем, кто правильно поступал, было дано право общаться с евреями. Бывало, что некоторые язычники обращались в еврейскую веру и получали обрезание (так называемые «прозелиты»), а другие только поклонялись Богу Израиля без прохождения обряда обрезания (так называемые «чтители Бога»). Некоторые межзаветные книги даже дают благословение богобоязненным язычникам (см. Оракулы Сивилл 4:24-34, 162-70; Иосиф Флавий, Против Апиона, 2:39). В межзаветной литературе иногда даже говорится о включении язычников в Божье царство.
С эсхатологической точки зрения ожидалось, что в последние времена язычники будут противиться Израилю и будут воевать против него (см. 1 Еноха 90:18-19; Филон, О наградах и наказаниях 16 [95-97]; Псалмы Соломоновы 17, 2 Баруха 39:7-40:2; 70:2, 6-9; 2 Ездры 12:32-33; 13:26-38). Но в грядущем веке язычники будут поклоняться Яхве, поступать по Его закону и приносить дары Израилю (см. Завет Симеона 7:1-2; 1 Еноха 90:30; Оракулы Сивилл, 3:702-31; Псалмы Соломоновы, 17:31).
Но не только евреи оказывали влияние на язычников, но и наоборот. У евреев набирало силу движение эллинизма, согласно которому евреи стали адаптировать свою веру к философским соображениям и общественным обычаям греков. Влияние эллинизма имело место не только в диаспоре, но и на территории самой Палестины.

В. Учение Евангелий о Божьем народе и обещанном ему

Что говорит нам учение, содержащееся в Евангелиях, о Божьем народе? С одной стороны, Бог сохраняет верность Своему ветхозаветному народу, предлагая ему спасение через Мессию Иисуса. Бог послал Израилю Спасителя, «воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (Лк. 1:54-55). Подобно этому, Захария восклицает, что Бог «сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам» (Лк. 1:72-73).
Иисус Сам признал, что был «послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24), и дал повеление посланным Им ученикам, сказав, соответственно: «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:5-6). В разговоре с женщиной из Самарии Иисус заявил, что «спасение от Иудеев» (Ин. 4:22)
Но в ответ на Божье приглашение к спасению, Израиль отверг обещанного Мессию, приговорив Его к распятью (Лк. 23:1-25; Ин. 1:11). В некоторых из Своих притч Иисус предсказал Свое отвержение Божьим ветхозаветным народом (Мф. 21:33-46; Лк. 14:16-24). Но эта история мало отличается от того, что Израиль делал всю свою историю. Иерусалим по обыкновению «избивает пророков и камнями побивает посланных» к нему (Лк. 13:35).
Вследствие отвержения Мессии большинством иудеев, израильский народ сам будет отвержен Богом. От Израиля «отнимется… Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43; ср. Лк. 20:16). Сыны царства «извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Отвержение Мессии будет иметь не только духовные последствия, но и политические. Израильский народ опять потеряет землю обетования, потому что «не узнал времени посещения» его (Лк. 19:44).
Здесь видны перемены в Божьем отношении к Своему народу. Предсказывается замена Израиля народом, «приносящим плоды» царства. Эти перемены иллюстрированы образами заплат из небеленой ткани, приставленных к ветхой одежде, и вина молодого, вливаемого в мехи ветхие (Мф. 9:16-17). Об этом объявил Иоанн Креститель, уча, что физическое происхождение от Авраама не гарантирует включения в Божий народ (Мф. 3:9-10). Приход Мессии производит разделение в этническом Израиле между верующими и неверующими евреями (Мф. 3:12; Лк. 2:34-35). Своим поведением многие евреи во время Иисуса демонстрировали, что они не дети Авраама, а дети дьявола (Ин. 8:33-39). Многие полагают, что в Мф. 21:19 Иисус сравнивает Израиль с бесплодной смоковницей, которую Он проклял словами: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек».
С другой стороны, в Евангелиях имеется немало указаний на включение язычников в Божье царство. Даже при Его рождении было сказано о Господе Иисусе, что Он будет «светом к просвещению
язычников» (Лк. 2:32), и Он Сам предрек, что Его служение будет направлено и к язычникам (Лк. 4:25-27; ср. Мф. 28:18-20). Удивившись вере римского сотника, Иисус восклицал: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11). Хотя, как было отмечено выше, Иисус был послан сынам израильским, Он все же был готов служить и язычникам (Ин. 4:7-26) и даже похвалил веру женщины Хананеянки (Мф. 15:21-28). Наконец, Христос объявил, что Его план состоит в том, чтобы соединить всех верующих в Него в одном стаде (Ин. 10:16).
Несмотря на то, что Иисус объявил изменение в статусе как неверующего Израиля, так и верующих язычников, Он, тем не менее, сделал намек на будущее обращение этнического Израиля к Нему. В контексте Своего упрека Иерусалиму Иисус дал ему и слово надежды: «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23:39). Вдобавок к этому, Он говорил о времени, когда «окончатся времена язычников» (Лк. 21:24).

Г. Учение Апостолов о Божьем народе и обещанном ему

Последняя часть нашего рассмотрения библейских данных по этой теме касается учения о Божьем народе, содержащегося в писаниях апостолов. Начнем с изучения книги Деяний Апостолов. В ней мы наблюдаем некоторую последовательность, которая была отмечена и в Евангелиях: благая весть провозглашается, в первую очередь, сынам Израиля. Петр объявил евреям в Иерусалиме: «Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим… Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших» (Деян. 3:25-26). Обычной практикой Павла по приходу в ту или иную местность было сначала обращаться с Евангелием к евреям, жившим там (см. Деян. 13:26; 18:6).802 Этим демонстрируется сохранение Божьего завета с Израилем.
Но как было в дни Иисуса, так случилось и в дни апостолов. Евреи, в большинстве своем, отвергли Евангелие, и, как следствие этого, апостолы стали обращаться и к язычникам. После неудачной попытки обратить евреев в Антиохии Писидийской в веру, Павел заявил: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян. 13:46). После подобного опыта у евреев в Риме, Павел и там объявил: «Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат» (Деян. 28:28). Хотя Ветхий Завет предсказал включение язычников в Божий народ (что признавал и Иерусалимский собор в Деян. 15:14-18), евреи того времени этого не поняли и не приняли (Деян. 22:21-22).
Последнее наблюдение из книги Деяний таково. В день Пятидесятницы Петр, объясняя толпе явление крещения Духом Святым, ссылался на вторую главу книги пророка Иоиля. Петр утверждал, что происходящее в этот день было исполнением данного пророчества (Деян. 2:16). Но это значит, что обещание излияния Духа исполнилось не в Израиле, как ожидалось, а в Церкви.
В посланиях Петра наблюдается интересный момент. Во второй главе его первого послания он проводит параллель между статусом Израиля в Ветхом Завете и тем, что в Новом Завете относится к Церкви. Взглянем на его учение:

«Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать

 

802В своем Послании к Римлянам Павел даже установил принцип, что у Израиля отдается особенная честь, быть первым слышать благую весть (Рим. 1:16).

 

совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:4-10).

Заметим здесь, что Церковь является «домом духовным, священством святым». Она построена на краеугольном камне – Мессии Израиля Иисусе Христе. К нашему удивлению, Петр смотрит на это, как на исполнение предсказанного об израильском народе в Ис. 28:16. А что касается естественных наследников этого обещания – они «преткнулись о камень претыкания». Теперь Церковь занимает место «рода избранного, царственного священства, народа святого, людей, взятых в удел». Она «ныне народ Божий». В этом отрывке Петр ясно и четко описывает те перемены в статусе Израиля и Церкви, о которых шла речь в Евангелиях.
Уделим особое внимание учению о Божьем народе, выдвигаемому апостолом Павлом. В своем понимании вопроса Павел большей частью опирается не на Божий завет с Израилем, а на Его завет с Авраамом. Он показывает, что истинные дети Авраама – не его физические потомки, а те, кто подражает его вере (Гал. 3:3-29). Он учит, что «верующие суть сыны Авраама» (ст. 7) и «верующие благословляются с верным Авраамом» (ст. 9).
К тому же, Иисус, будучи подлинным наследником обетования Авраама (ст. 16), является источником этого благословения для всех, кто Ему принадлежит: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (ст. 29). Поэтому Павел вправе называть Церковь «Израилем Божьим» (Гал. 6:16).803 А что касается этнического Израиля, уповающего на закон – он приравнивается к Измаилу, находится в рабстве и «не будет наследником вместе с сыном свободной» (Гал. 4:21-31).
В послании к Римлянам мы встречаем подобный порядок вещей. Истинное обрезание производится не в плоти, а в сердце, и истинный Иудей «внутренно таков» (Рим. 2:28-29).804 Как в послании к Галатам, так и здесь: истинные потомки Авраама – те, кто подражает его вере (Рим. 9:6-8), и благословение Авраама передается всем, кто имеет его веру, то ли обрезанным, то ли необрезанным (Рим. 4:9-12). Авраам представляет собой ту маслину, на которую привились «дикие ветви», т.е. верующие язычники, и из которой отломились «естественные ветви», т.е. неверующие евреи (Рим. 11:17).
Выходит, что Павел верит в объединение всех верующих в одном теле во Христе. Во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3:11; Гал. 3:28); «Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13); «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим. 10:12). Церкви в Ефесе Павел пишет:

«Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2:14-16).

По поводу Божьих ветхозаветных обетований: во Христе они все «да» (2 Кор. 1:20). Но хотя Божий народ единый, состоящий из верующих евреев и язычников, в Рим. 11 Павел открывает, что в конце нынешнего века, в верности Своему завету с естественными потомками Авраама, Бог обратит всю нацию Израиля к Себе. Читаем в стихах 25-27:

«Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их».

 

803Значимо то, что по учению Павла, когда язычник становится верующим во Христа, он уже не является язычником (см. 1 Кор. 12:2). Возможно, что в Еф. 4:17 Павел говорит о неверующих в целом, как о язычниках.
804Церкви в Филиппах Павел написал, что «обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом» (Фил. 3:3). Интересно, что даже в Ветхом Завете Бог обличил Свой народ в том, что он был «необрезанным в сердце» (См. Иер. 4:4; 9:26; Лев. 26:41).

 

Следовательно, Божье обетование Израилю исполняется в соответствии с ветхозаветным ожиданием, поскольку «дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29).
Обратимся к посланию к Евреям. Цель данного послания – предупредить верующих евреев не возвращаться обратно к ветхозаветной вере, а держаться веры в Иисуса Христа. По всему посланию Иисус представлен как Тот, Кто превосходит весь ветхозаветный порядок. Хотя послание к Евреям не комментирует статус Израиля в качестве Божьего народа, оно предельно ясно учит, что старая система поклонения Богу уже ушла и была заменена верой в Мессию Иисуса. Имеет значение и то, что автор данного послания считает, что Божье обещание нового завета, провозглашенного Иеремией, исполняется в нынешнее время (Евр. 8:7-13). Другими словами, новый завет, обещанный Израилю в Иер. 31, действует сейчас в Церкви.
Что касается книги Откровения, стоит упомянуть, что в первой части книги Израиль характеризуется врагом Божьего царства. Господь Иисус даже стеснялся говорить о неверующих евреях, преследующих Церковь, как об истинных евреях. Они συναγωγή τοῦ σατανᾶ, т.е. «синагога сатаны» (Откр. 2:9; 3:9). В Откр. 11:8 Иерусалим саркастически назван «Содомом и Египтом».
С другой стороны, все верующие входят в число тех, кто унаследует Божье царство и будет с Христом царствовать на земле (Откр. 5:9-10). Церковь также названа «царями и священниками Богу и Отцу» (Откр. 1:6). Но, тем не менее, написано, что дьявол в лице антихриста будет преследовать израильский народ (Откр. 12:13-15). Но Бог вмешается в это, чтобы сохранить Израиль (Откр. 12:13-16), что указывает на то, что Его планы для Израиля еще не подошли к концу.

Д. Итоги

Подводя итоги библейскому учению, скажем следующее. Бог заключил завет с Авраамом, который включил в себя благословение как его физическим потомкам, так и, через него, всем народам. Это благословение влекло за собой наследование земли обетования, т.е. Ханаана. Вдобавок к этому, Бог заключил завет с Давидом и обещал ему вечное царство для его потомков. Хотя Израиль (и порой династия Давида) постоянно нарушали свои заветные отношения с Богом, Бог оставался верным и через пророков давал Израилю надежду о будущем времени процветания и духовного обновления.
Когда пришел Мессия Иисус, Он сосредоточил внимание на служении израильскому народу, предлагая ему Божье царство через покаяние и веру в Него. В книге Деяний мы видим, что Его апостолы продолжали эту практику. Но Израиль отверг и своего Мессию, и благую весть Евангелия о Нем. Иисус предвидел то, что Его отвергнут и стал говорить о переменах в Божьем плане: Израиль потеряет Божье царство, а унаследуют его верующие во Христа, в том числе, и язычников. Но в то же время, Иисус сделал намек на будущее обращение Израиля к Себе по окончании «времени язычников».
В посланиях апостолов наблюдается то же самое направление. По словам Петра, Церковь теперь «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел». А те, кто раньше был назван как Израиль, «преткнулись о камень претыкания». В свою очередь, Павел учил, что истинные потомки Авраама и истинные Иудеи – это те, кто ходит по вере и имеет внутреннее обрезание. Далее, Павел учит, что Бог разрушил преграды между евреями и язычниками в Теле Христовом и создал одного нового человека – Церковь. Значит, во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея». Плюс к этому, автор послания к Евреям сообщает, что старый завет был упразднен и заменен новым заветом. Этот новый завет и обещанное в нем исполняются сейчас в Церкви. Об этом свидетельствуют не только послание к Евреям (Евр. 8:7-13), но и другие ключевые места Писания, как Деян. 2:16-18 и 15:14-18.
Но также важно учитывать, что некоторые ветхозаветные обещания о будущем процветании Израиля еще не исполнились и их нельзя истолковывать символическим образом, будто они говорят о Церкви в нынешнее время или о вечности. Писание ясно открывает, что в последнее время Бог, будучи верен Своему завету с Авраамом и его естественными потомками, обратит весь Израиль, живущий в последнее время, к Себе через веру в Мессию. Поэтому как Пейт мудро комментирует, неуместно говорить о «замещении» Израиля Церковью. С одной стороны: «То, что было обещано Израилю, исполняется
теперь в Церкви, во Христе, и в особенности в Святом Духе и новом завете».805 Но, с другой стороны: «Хотя Церковь является развитием Израиля, она не есть его окончательное замещение (см. Рим. 9-11, в особенности 11:25-27)».806
Поэтому занимаясь истолкованием ветхозаветных обещаний, следует поступать следующим образом. Надо уважать оригинальный ветхозаветный контекст и намерение ветхозаветного автора. А это значит, что эти обещания принадлежат Израилю и исполнятся в нем. Но поскольку Церковь «привилась на маслину», т.е. включена в семя Авраама через веру, эти обещания также исполняются и в ней, как в духовном, так и в политическом аспектах.
Значит, Церковь сейчас пользуется духовными благословениями нового завета, которые Израиль унаследует в последнее время в виде будущего массового обращения к Мессии и вытекающего из него духовного обновления. А по пришествию Христа, Церковь вместе с новообращенным Израилем будет наслаждаться земным правлением во главе с Мессией Иисусом.

Е. Исторический обзор вопроса

По поводу вопроса Божьего народа и исполнения ветхозаветных обещаний развились две главные точки зрения: учения «заветная теология» и «диспенсациализм». Исторические истоки и основные постулаты этих движений, вкратце затронутых в предыдущей главе, будут более подробно раскрыты здесь. В частности, мы рассмотрим, как они понимают применение ветхозаветных обещаний к Церкви.

1. Позиция «заветной теологии»

а. Описание взгляда

Суть данного учения заключается в том, что существует лишь один непрерывный завет между Богом и человеком, основанный на Его благодати и восходящий к Адаму.807 Хотя в Писании упоминается о разных заветах,808 они все, по сути, являются одним продолжающимся и развивающим заветом между Богом и человеком. Как Робертсон написал: все заветы «соединяются в единых отношениях».809 Единство и непрерывность этих заветов подчеркиваются тем, что о некоторых из них говорится, что они «вечны».810 Хотя данное учение восходит к началу церковной истории, его самым известным сторонником является великий реформатор Жан Кальвин.
Рассмотрим это учение подробнее. До грехопадения Бог поставил определенное требование для человека касательно вкушения плода от дерева познания добра и зла. А после нарушения этого требования Бог установил с человеком завет по благодати, через который Он обещал спасение, обеспеченное семенем жены (Быт. 3:15). Этот благодатный завет между Богом и человеком продолжается по сей день и служит основой для всех последующих Божьих заветов. Традиционно сторонники заветной теологии называют отношения между Богом и человеком до грехопадения «заветом дел», а после – «заветом благодати».811
Приверженцы заветной теологии усматривают в Божьем завете с Ноем продолжение и раскрытие Его общего завета с человеком. Бог спасает семью Ноя от гибели, обещает, что больше не будет

 

805Я сделал бы оговорку, что не все, что Бог обещал Своему народу в Ветхом Завете, уже исполнилось. Мы все еще ждем появления тысячелетнего царства Мессии и духовного обновления Израиля.
806Пейт М. Церковь // Элуэлл У. Еванельский словарь библейского богословия. – СПб: Библия для всех, 2000. – С. 1135.
807Последующий материал взят из книг: Robertson O. P. Covenants. – Norcross, GA: Great Commission Publishers, 1987; и Robertson O. P. The Christ of the Covenants. – Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed Publishers, 1980.
808См. Ос. 6:7; Быт. 6:18; 15:18; Исх. 24:8; Пс. 88:4; Иер. 31:31; Лк. 22:20.
809Robertson, Christ of the Covenants, с. 26.
810Завет с Авраамом (Быт. 17:7; Пс. 104:8-10), завет с Давидом (2 Цар. 7:13, 16); новый завет (Иер. 32:40; Иез. 37:26). См. Robertson, Christ of the Covenants, с. 277; Robertson, Covenants, с. 102.
811Робертсон предпочитает названия «завет творения» и «завет искупления», включая в первый такие условия (помимо запрета о дереве добра и зла), как соблюдение субботы, брачные отношения и обязанность человека работать (Robertson, Christ of the Covenants, с. 57, 68).

 

разрушать мир потопом и поручает Ною размножаться на земле, подобно тому, как Он уже предписывал делать это Адаму и Еве. Далее, Божье обещание Аврааму земли обетования напоминает о Едемском саде: Ханаан – это подобие нового Рая. Также, семя Авраама несет в себе ту же надежду, которая относилась к семени Евы: из него возникнет Избавитель.
В Синайском завете Бог поставил условия, при которых Его заветный народ смог пользоваться благами, обещанными ему в Авраамовом завете. Но в Синайском завете целью Божьей никогда не было спасение по делам. Ведь Синайский завет был заключен с падшими людьми, не способными спасти себя.
При заключении завета с Давидом Бог обещал воздвигнуть великого лидера, который будет служить посредником Божьих заветных благословений Его народу. Но нам известно, что Давидов завет не исполнился в династии Давида, которая прекратилась, а имеет исполнение в мессианском Сыне Давида, в Том, Кто сейчас сидит на троне Давида на небе и царствует над Церковью.
Прекраснейшими заветными отношениями между Богом и человеком является «новый завет», о котором свидетельствует Ветхий Завет (Иер. 31:31-34; 32:36-41; Иез. 37:21-28). Он представляет собой кульминацию и исполнение всех предыдущих заветов между Богом и человеком. Все, что Бог когда-то обещал Своему народу во всех предыдущих заветах, осуществляется в новом завете. Например, в описании нового завета в Иез. 37:21-28, упоминается об исполнении завета с Авраамом, об исполнении завета с Давидом и о полном освящении Божьего народа, что исполняет требования Синайского завета (ср. Иер. 31:31-34). Робертсон пишет по этому поводу: «В итоге, все обещания древних Божьих заветов с Его народом находят свое исполнение в новом завете».812
Установление нового завета не привело к тому, что другие заветы, в частности Синайский завет, прекратились. Наоборот, они обновились.813 Синайский завет, в частности нравственный закон Моисея, остается в силе. Но теперь обеспечены способы для его осуществления: закон, написанный в сердце Святым Духом. Новый завет вводит в Божий план еще один новый элемент: в него включены и язычники.
Этот новый завет вступил в силу при Иисусе. Он объявил о заключении этого завета во время первой Вечери Господней (Лк. 22:20). Для заключения этого завета было необходимо пролитие крови, которое Иисус совершил Своей смертью (Евр. 9:15-20). Получается, что все заветы находят свое исполнение во Христе. Он является Семенем жены, Семенем Авраама и Сыном Давида, через Которого передаются все благодатные благословения, обещанные во всех заветах. Он исполнил все условия, требуемые от Божьего народа во всех заветах. В Нем все Божьи обещания «Да» (2 Кор. 1:20).
В пользу утверждения со стороны заветной теологии о взаимосвязанности всех Божьих заветов, Робертсон приводит несколько примеров. Во-первых, первая Пасха, проведенная в Египте и ставшая впоследствии частью Синайского завета, осуществила избавление, которое Бог обещал Аврааму (Быт. 15:13-14). Во-вторых, при заключении Синайского завета Бог упоминает об освобождении из Египта, сделанном в исполнение обещания Аврааму (Исх. 20:1). К тому же, Бог поручил Иисусу Навину завоевать именно ту землю, которую Он раньше дал Аврааму в наследство. Владение Израиля землей обетования зависело от соблюдения им закона (Втор. 28). Далее, связь между Синайским и Давидовым заветами показана в том, что Давид повелел своему наследнику Соломону соблюдать закон Моисея (1 Пар. 22:13), но Израиль, в конце концов, потерял свое царство из-за непослушания закону.
В писаниях апостолов видим еще другие указания на непрерывность «завета благодати». В учении Павла ветхозаветный обряд обрезания символически продолжается в обряде водного крещения (Кол. 2:12). На самом деле, обрезание символизирует устранение греховной природы в новом завете (Кол. 2:11). Интересным случаем является то, что Павел считает обещание Духа Святого частью Божьего завета с Авраамом (Гал. 3:14; ср. Иез. 36:27). Кажется, что в течение времени завет с Авраамом «расширился», чтобы включить в себя обетования всех последующих заветов.
Наконец, взаимосвязанность и взаимозависимость заветов ясно показаны в том, что во все периоды библейской истории повторяется одна определенная фраза: «Я буду их Богом, а они будут Моим

 

812Robertson, Covenants, с. 119
813Pannenberg W. Systematic theology. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1991-1998. – С. 473.

 

народом».814 Во время всех заветов, когда-то заключенных Богом с людьми, Его намерение одно – общение с человеком.
Согласно заветной теологии, Робертсон предполагает, что благословения, обещанные Израилю в Ветхом Завете, теперь принадлежат Церкви. В частности, объединение Северного и Южного Царств Израиля (Иер. 50:4; Иез. 34:23) осуществится соединением всех верующих во Христе (Ин. 10:16).815 Восстановление Израиля в земле обетования (Ханаане) исполнится в установлении нового неба и новой земли.816 В ветхозаветных пророчествах Иерусалим символизирует Церковь (Евр. 12:22-23; Гал. 4:25-26). Значит, многие элементы, относящиеся к будущему физическому благополучию Израиля, типологически истолковываются по отношению к Церкви. Царство Христа – это духовное царство.817
Важно сказать, что помимо более «классической» заветной теологии, согласно которой Израилю не отводится никакое особое место в Божьем плане, существует и более умеренный вариант заветной теологии под названием «исторического примилленниализма». Согласно этому учению, Божий народ – один и состоит только из Церкви. Но при этом учитывается учение Павла в Рим. 8:29 и Рим. гл. 11 о том, что в конце этого века весь Израиль уверует в Мессию Иисуса и войдет в Церковь. Выходит, что весь Израиль, живущий в последнее время, и все верующие язычники будут вместе в одном Божьем народе и будут вместе наследовать все Божьи обетования.

б. Оценка взгляда

В заветной теологии наблюдаются и сильные, и слабые стороны. Она правильно определяет отношения между Израилем и Церковью в том смысле, что они составляют один Божий народ (см. Еф. 2:13-16; Рим. 11:17-18). Как было показано в нашем обзоре библейского учения, верующие во Христа являются истинными потомками Авраама, и Церковь является наследницей благословения Авраама и царства Давида через Христа. Также было правильно сказано, что с течением времени Божьи заветы развиваются и находят свою кульминацию в новом завете, обещанном в Ветхом Завете и установленном Господом Иисусом для Церкви (Лк. 22:20).
Но здесь мы сталкиваемся с некоторыми проблемами. Во-первых, в этом учении упускается из вида библейское учение об изменении в законе Моисея, в частности, его замене «законом Христа» (см. предыдущую главу). Во-вторых, приверженцы этой теории не принимают всерьез библейское свидетельство об особом месте в Божьем плане для физических потомков Авраама, т.е. Израиля, в котором ветхозаветные обещания также исполнятся.
Ошибочно считать, что Церковь заменила Израиль, или что все, что обещано Израилю в Ветхом Завете, типологически относится только к Церкви. В этом отношении умеренный вариант «исторический примилленниализм» имеет много преимуществ по сравнению с классическим взглядом. Сторонники этого учения, придерживаясь единства Божьего народа, тем не менее, правильно отводят место Израилю в Божьем плане: в последние дни он обратится к Мессии Иисусу и будет наслаждаться всеми Божьими благословениями вместе с Церковью.

2. Позиция «диспенсациализма»

а. Описание взгляда

Система диспенсациализма появилась в XIX веке и была основана человеком по имени Джон Дарби, одним из лидеров христианской конфессии «Плимутские братья». Его теория была популяризована человеком по имени Чарльз Скоуфилд, который издал широко распространенную Библию с комментариями, описывающими этот взгляд.

 

814См. Быт. 17:7; Исх. 6:6-7; 19:4; Лев. 11:45; Втор. 29:13; 4 Цар. 11:17; Иез. 34:24; Зах. 2:11; 8:8; Евр. 8:10; 2 Кор. 6:16.
815Robertson, Covenants, с. 107.
816Там же, с. 102-103.
817Bass C. B. Backgrounds to Dispensationalism. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1960. – С. 152.

 

Термин «диспенсациализм» происходит от слова «диспенсация». По пониманию Скоуфилда, термин «диспенсация» относится к «периоду времени, во время которого человек подвергается испытанию по отношению к определенному откровению Божьей воли».818 Блэйсинг говорит о «диспенсации» как об «определенном образе, по которому Бог управляет отношениями человека с Собой или устраивает их».819 Другими словами, периодически Бог изменяет Свои отношения с человеком, требуя новых условий и предлагая новые обещания. Приверженцы диспенсациализма верят, что на протяжении человеческой истории Бог заключал различные заветы с различными группами людей.
Первая диспенсация – это диспенсация невиновности, которая относится к времени до грехопадения. Вторая диспенсация – это диспенсация совести, которая действовала от Адама до Ноя. В то время людям было необходимо соблюдать закон совести. Третьей диспенсацией является диспенсация человеческого правительства, действующая от Ноя до Авраама, во время которой людям приходилось повиноваться государственным властям. Четвертая диспенсация – диспенсация обетования, которая длилась от Авраама до Моисея. В этой диспенсации нужно было верить в Божьи обетования, как Авраам верил в данные ему Божьи обещания. Пятая диспенсация называется диспенсацией закона. Она действовала от Моисея до Христа. Участником этой диспенсации был Божий ветхозаветный народ Израиль. От него требовалось соблюдать закон Моисея. Шестая диспенсация, диспенсация благодати, относится к Церкви и будет действовать до второго пришествия Христа. В ней спасение предлагается Божьей благодатью через веру во Христа.
Последняя диспенсация – это время тысячелетнего царства Христа, когда Иисус будет царствовать на земле.820 Эта диспенсация, как пятая, тоже принадлежит Израилю. Хотя во время великой скорби большинство израильтян будет следовать за антихристом, останутся верные евреи (144 000), которые впоследствии признают Иисуса Мессией и унаследуют царство. По окончании скорби Христос вернется с неба с Церковью, чтобы царствовать на земле. Во время тысячелетнего царства будут восстановлены ветхозаветный закон, храмовой порядок, иудейские праздники и система жертвоприношения (для выражения благодарности, а не для искупления). Поскольку Церковь – это Божий небесный народ, она будет взята на небо во время скорби. Ее участие в тысячелетнем царстве осуществится в связи с ее личными отношениями с Царем Христом.821
Думается, что Богу было необходимо открыть разные диспенсации потому, что ни одна из них не венчается успехом. В каждой системе Богу не удалось установить Его царство среди людей или заручиться их послушанием.822 По Скоуфилду, даже Божий завет с Авраамом был неуспешен, так как когда пришел закон, Израиль отверг путь благодати, предлагаемый Авраамовым заветом.823 Ранние диспенсациалисты даже утверждали, что шестая диспенсация, диспенсация благодати, тоже не будет удачной. Считалось, что Церковь находится в очень печальном духовном состоянии, что побудило лидеров Плимутских братьев отделиться от других христианских конфессий.824
Диспенсациалисты ищут подтверждение их раздробления библейской истории по диспенсациям как в Писании, так и в церковной истории.825 Они опираются на употребление в Новом Завете слова ὁκοινομία (окойномия) в Еф. 1:10; 3:2, 9; Кол. 1:25, которое они приравнивают к диспенсации.826 В Гал. гл. 3-4 тоже говорится о переходе от «времени закона» к «времени Христа». Ириней признал 4 завета

 

818Scofield C. I. Scofield Reference Bible. – New York: Oxford Univ. Press, 1909. – C. 3.
819Blaising C. A. Progressive Dispensationalism. – Wheaton, IL: Victory Books, 1993. – С. 11.
820Блэйсинг руководствуется более простой схемой, признавая только 4 диспенсации: патриархальную, Моисееву, Церковную, Сионистскую (Blaising, с. 118).
821См. Bass, с. 38-41, 131-139.
822Там же, с. 19.
823Robertson, The Christ of the Covenants, с. 211.
824Bass, с. 100-109.
825Blaising, с. 111-117.
826Но стоит упомянуть, что в этих контекстах слово ὸικονομία скорее означает просто «управление» в смысле осуществления своего служения.

 

между Богом и человеком, а Августин говорил о разных диспенсациях, каждая из которых длилась около 1000 лет.827
Диспенсациализм прошел и еще проходит определенное изменение.828 Исходное учение диспенсациализма, выдвигаемое Дарби и Скоуфилдом, теперь называется «классическим диспенсациализмом». В 60-х годах последнего столетия некоторые диспенсациалисты сделали определенные «поправки» к системе и создали так называемый «ревизионный диспенсациализм». С 90-х годов происходит еще большее развитие данной теории, которое породило третий вид диспенсациализма: прогрессивный диспенсациализм. Рассмотрим каждый вид отдельно.
Классический диспенсациализм опирается на убеждение, что существует два вида человечества: земные люди и небесные.829 Небесные люди – это все, кто в свое время соответствовал требованиям своей диспенсации и, тем самым, удостоился участия в воскресении мертвых и вечного пребывания с Богом на небесах. Церковь, которая принадлежит к шестой диспенсации, входит в число «небесных людей». Земные же люди – это те, кто будет жить вечно на земле в бессмертных телах по окончании тысячелетнего царства Христа. Они будут обитать на новой земле в Новом Иерусалиме. Что касается их взгляда на герменевтику, то Ветхий Завет, истолкованный в буквальном смысле, открывает Божий план для Его земного народа. А если истолковываем его типологически, то открывается Его план для Его небесного народа.830
Классический диспенсациализм также характеризуется убеждением, что шестая диспенсация представляет собой «вставную диспенсацию». Они верят, что если бы в конце пятой диспенсации Израиль приял Иисуса своим Мессией, то сразу открылась бы седьмая диспенсация, т.е. тысячелетнее царство. Значит, шестая диспенсация – «вставная» и обусловлена отвержением Мессии Израилем.
Классический диспенсациализм также учит, что «Божье Царство» отличается от «Небесного Царства», о котором говорит в своем Евангелии только Матфей. Божье Царство – это Божье личное правление всеми верующими в Него во всех диспенсациях. А Небесное Царство касается правления на земле Божьего народа. В Божьем Царстве могут участвовать верующие всех диспенсаций, а Небесное Царство предлагается только Израилю. Считается, что Иисус проповедовал иудеям Своего времени не Евангелие благодати, а Евангелие царства, т.е. приглашение наследовать мессианское царство («Небесное Царство») через веру в Него. Во время апостола Павла впервые проповедовалось Евангелие благодати. После восхищения Церкви опять будет проповедоваться Евангелие царства.831
Что касается Божьих заветов, то Синайский завет и завет Давида были заключены с Израилем, но есть разногласия относительно нового завета, предсказанного в Иер. 31.832 Одни полагают, что новый завет только для Израиля, другие же считают, что имеются два новых завета: один для Израиля, а другой для Церкви. Еще некоторые верят, что хотя новый завет для Израиля, он может типологически относиться и к Церкви. Насчет завета с Авраамом предполагается, что у Авраама есть две линии потомков: физические и духовные, которые соответствуют Израилю и Церкви.
«Ревизионный» диспенсациализм предлагает следующие изменения в классическую форму этого учения.833 Во-первых, отвергается разделение Божьего народа на небесных и земных людей. Все верующие будут наследовать вечную жизнь в одинаковой форме, либо вместе на небесах, либо вместе на Новой земле. Все пройдут воскресение из мертвых. Но, тем не менее, будет сохраняться различие между Израилем и Церковью. Они остаются отдельными Божьими народами, и Бог осуществляет Свой план для обоих отдельно. Также, в отличие от классического диспенсациализма, «ревизионисты» отвергают

 

827Но Басс правильно комментирует, что предложенные отцами Церкви «диспенсации» не соответствуют категориям Дарби, а просто отображают естественные разделения в библейской истории (Bass, с. 15-16).
828Blaising, с. 23.
829Там же, с. 23-27.
830Но Эйс утверждает, что Дабри и Скоуфилд прибегали к типологическому истолкованию только с целью иллюстрации (Ice T. D. Dispensational Hermeneutics. – Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 37).
831Bass, с. 30, 36.
832Blaising, с. 28.
833Там же, с. 31-42.

 

аллегорическое истолкование Ветхого Завета. Когда в Ветхом Завете говорится об Израиле, речь идет исключительно о нем.834
Ревизионисты также выступают против предположения, выдвигаемого некоторыми ранними диспенсациалистами, что в период пятой диспенсации, когда отношения Бога с человеком определялись законом Моисея, люди должны были приобрести спасение через соблюдение закона. Все нынешние диспенсациалисты согласны, что в любой диспенсации спасение всегда было предоставлено людям по благодати через веру.835 По этому поводу Валвурд написал, что в разных диспенсациях предлагаются разные «правила для жизни», а «не пути к спасению».836
Далее, ревизионисты не отличают Божье Царство от Небесного Царства. Эти фразы используются в Новом Завете взаимозаменяемо. Вместо этого предлагаются разные понимания Божьего царства. Самое часто встречаемое понимание – что у Бога есть «универсальное царство», которое касается Его всевластного положения над всей вселенной, и «посредническое царство», которое осуществляется через некого земного посредника, то ли Авраама, то ли Моисея, то ли Давида. В данный момент Божьего посреднического царства на земле нет. Оно ждет своего восстановления при пришествии Христа. Но некоторые ревизионисты готовы допускать, что Божье нынешнее правление Церковью можно назвать Его «духовным» или «тайным» царством, которое отличается от мессианского правления Сына Давида.
Остается рассмотреть последний вид диспенсациализма – «прогрессивный диспенсациализм». Это название происходит из убеждения, что каждая диспенсация продолжается и раскрывается в последующих диспенсациях, т.е. «прогрессирует».837 Плюс к этому, прогрессивные диспенсациалисты открыты к современным подходам к истолкованию Писания и более готовы признавать типологическое истолкование Ветхого Завета.838
Такой взгляд резко отличается от позиции предыдущих диспенсациалистов, полагающих, что каждую диспенсацию обязательно надо рассматривать отдельно. В самом деле, приверженцы классического и ревизионного диспенсациализма считают прогрессивный диспенсациализм отклонением, даже искажением системы диспенсациализма.839 В отличие от прогрессивного диспенсациализма, многие более консервативные диспенсациалисты отрицают, что ветхозаветные обещания исполняются в Новом Завете вообще. Они говорят, что ссылки на Ветхий Завет новозаветными авторами сделаны всего лишь с целью сравнения или иллюстрации. Но новозаветные писатели ни в коем случае не учили об исполнении ветхозаветных обещаний в Церкви.840
В поддержку позиции более консервативных диспенсациалистов Мастер выдвигает аргументы, поддерживающие мнение, что даже новый завет, предсказанный Иеремией, не исполняется в Церкви.841 Во время первой Вечери Господней (Лк. 22:20) Иисус только провел «инаугурацию» нового завета, но новый завет не вступит в силу, пока Иисус снова не придет. Церковь отмечает Вечерю Господню сегодня всего лишь в ожидании будущего установления нового завета с Израилем. В 2 Кор. 3 Павел не учил, что новый завет уже действует. Он просто сравнивает свой стиль служения со стилем служения Моисея. Далее, Мастер доказывает, что если новый завет уже действует в Церкви, то почему Церковь еще не достигала совершенного послушания, как было обещано в словах пророков?

 

834Единственным исключением из этого правила является то, что некоторые предполагают, что новый завет, обещанный Израилю в Иер. 31, типологически (и предварительно) может исполниться в Церкви.
835Bass, с. 34-35.
836Walvoord J. F. Biblical Kingdoms Compared and Contrasted. – Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 88.
837Blaising, с. 47.
838Там же, с. 36, 52.
839Ryrie C. Update on Dispensationalism. – Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 20.
840См. Dyer C. H. Biblical Meaning of “Fulfillment.” – Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 51-74.
841Master J. R. The New Covenant. – Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 99 и далее. Но как мы сказали раньше, некоторые ревизионные диспенсациалисты готовы допускать «предварительное» или «частичное» исполнение нового завета в Церкви.

 

В том же направлении Ходжес обсуждает вопрос об исполнении предсказания Иоиля об излиянии Святого Духа (Иоиль 2:28-29; ср. Деян. 2:16-21).842 Он утверждает, что пророчество Иоиля действительно исполнилось в день Пятидесятницы, но только частично и только по отношению к иудеям. Ведь все, кто получил Духа в этот день, были иудеями. Значит, это излияние Духа не было с целью установления Церкви. Петр думал, что все пророчество Иоиля вот-вот исполнится: и духовная часть, и эсхатологическая часть. Вот почему он обещал народу «время совершения всего» (Деян. 3:21). Но Бог, неведомо Петру, отложил исполнение эсхатологической части пророчества Иоиля на долгое время и ввел «время язычников».
Также в защиту консервативной позиции Прайс утверждает, что в Деян. 15:14-18, когда Иаков говорил об исполнении пророчества Амоса о воссоздании скинии Давида, он не имел в виду, что Церковь является скинией Давида. Иаков имел в виду, что подобно тому, что когда Давидово царство восстановится при пришествии Иисуса, язычники будут приняты без обращения к закону Моисея и Церковь может на этих основаниях так поступать с языческими верующими сейчас.843
Главное «яблоко раздора» между прогрессивным диспенсациализмом и другими видами диспенсациализма заключается в учении о том, что Божий завет с Давидом сейчас действует. Согласно прогрессивному диспенсациализму Иисус сейчас сидит на престоле Давида на небесах и царствует над Церковью в предвкушении Своего будущего правления землей во время тысячелетнего царства. Плюс к этому, Божий завет с Давидом влек за собой и то, что он становится посредником благословения Авраама Божьему народу. Эту роль посредника сейчас выполняет Мессия Иисус. Прогрессивные диспенсациалисты усматривают в проповеди Петра, записанной в Деян. 2:33-36, указание на нынешнее мессианское правление Иисуса:

«Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».

Классические и ревизионные диспенсациалисты же настаивают на том, что Давидово царство в нынешнее время отложено и восстановится только при втором пришествии Иисуса.844 Считается, что при Своем рождении Иисус был объявлен Мессией (Лк. 2:11), но Он вступит в эту должность только во время Своего второго пришествия. Когда Петр объявил, что Бог соделал Его «Господом и Христом» (Деян. 2:36), он не имел в виду, что мессианское царство уже вступило в силу. Это – еще будущее явление. Однако, как было отмечено раньше, некоторые ревизионисты готовы допускать по отношению к Церкви существование «духовного» или «тайного» царства Мессии.845
Однако прогрессивные диспенсациалисты не проводят разделяющей линии между царством Давида и «духовным царством». По их мнению, Божье царство, по сути, одно, но имеет два аспекта: духовный и политический, которые вступают в силу поэтапно или «прогрессивно».
Блейсинг выдвигает следующие доводы в поддержку того, что Иисус уже царствует с неба в качестве Миссии.846 Во-первых, Петр соотносит «восставление» (2 Цар. 7:12) сына Давида на престоле его отца с «воскресением» Мессии Иисуса (Деян. 2:30-32). Значит, через Свое воскресение Иисус вступил в Свою должность, как Сын Давида. Также, в Деян. 2 по отношению к воскресению Иисуса Петр цитирует Пс. 109, который касается интронизации сына Давида. Название для Иисуса «первенец» тоже относится к Его наследованию Божьего царства (Евр. 1:6; ср. Евр. 1:8, где упоминается о троне Мессии).

 

842Hodges Z. C. A Dispensational Understanding of Acts 2. – Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 169-172.
843Price J. R. Prophetic Postponement in Daniel 9 and Other Texts. – Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 140.
844Ryrie, с. 22-23.
845Оно «тайное», потому что о нем не было никакого откровения в Ветхом Завете.
Fruchtenbaum A. G. Israel and the Church. – Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 117.
846Blaising C. A. Progressive Dispensationalism. – Wheaton, IL: Victory Books, 1993. – С. 177 и далее.

 

Далее, само название Христос, т.е. «Мессия», указывает на то, что Он сейчас занимает это положение. Наконец, Павел свидетельствует о том, что верующие люди сейчас находятся «в Царстве возлюбленного Сына» (Кол. 1:13).
Рассмотрим общий взгляд прогрессивного диспенсациализма на развитие Божьего плана.847 Согласно данному учению, ключевым деятелем в Божьем плане является Авраам. Дело в том, что Бог обещал благословлять не только его физических потомков, но и через него все народы (Быт. 12:3). Значит, слово обещания: «Я благословлю тебя» (Быт. 12:2), содержащего в себе все благословения нового завета, применяется как к Израилю по плоти, так и к Церкви Христа. Этой надежде на включение язычников в благословение Авраама вторят ветхозаветные пророки (Ис. 49:6-8; 55:4-5).
Значит, верующие в Иисуса действительно наследуют Авраамово благословение. Те благословения Израиля, в которых Церковь может участвовать, передаются ей в силу ее положения во Христе, в том числе ее участие, как Его невесты, в тысячелетнем царстве Мессии.848
Но участие Церкви в благословении Авраама не приводит к тому, что Церковь заменила Израиль в Божьем плане. Божьи ветхозаветные обещания исполняются в Церкви всего лишь во «вступительном» смысле. Их «окончательное» исполнение относится к израильскому народу, физическим потомкам Авраама. По Божьей благодати Церковь дана возможность участвовать в благословениях, вправе принадлежащих Израилю.
Но хотя прогрессивные диспенсациалисты учат, что и иудеи, и язычники равно входят в царство Мессии, все диспенсациалисты всех видов согласны, что крайне важно хранить различие между этническими евреями и язычниками. Перед Богом эти две группы всегда сохраняют свой уникальный статус и Божьи обещания исполняются в них в разных смыслах.
В поддержку своего взгляда приверженцы диспенсациализма всех видов утверждают, что Новый Завет никогда не говорит о Церкви, как о «новом Израиле».849 По всему Новому Завету слово «Израиль» всегда относится к физическим потомкам Авраама, Исаака и Иакова. Говорят, что в Гал. 6:16, где Павел желает не только Церкви мира и милости, но «и Израилю Божию», наличие союза καί, т.е. «и», свидетельствует о том, что в этом стихе Павел делает различие между Церковью и Израилем. Еф. 2:15, где говорится об «одном новом человеке», созданном из верующих иудеев и язычников, речь идет не о соединении Израиля и Церкви, а просто о соединении верующих иудеев и язычников в Церкви. Израиль остается отдельным и Божий план для него исполняется отдельно.
Особо обращается внимание на то, что в 1 Кор. 10:32 перечисляются все группы в отдельности друг от друга: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией». Наконец, утверждается, что в Рим. 2:25-29 и 9:6 о верующих язычниках не говорится как об иудеях. Говорится о том, что верующие иудеи отличаются от неверующих иудеев.
Также, все диспенсациалисты согласны с тем, что Бог временно отложил исполнение Своего плана для Израиля, и что мы сейчас живем в этот период.850 Иисус предложил тогдашнему Израилю Божье царство через покаяние, но тот отверг его. Иисус предвидел это отвержение и поэтому в Своей проповеди людям в Назарете Он не процитировал эсхатологической части Ис. 61:2 (Лк. 4:16-19). Отложение Божьего плана для Израиля тоже видно в пророчестве Даниила о семидесяти седминах, последняя из которых еще не исполнилась (Дан. 9:24-27). Но Бог обязан исполнить Свои обещания именно Израилю и, в конце концов, исполнит их по отношению к нему.
Вот еще некоторые доводы, выдвигаемые диспенсациалистами в пользу своей позиции. Во-первых, написано, что Божий завет с израильским народом вечен (Быт. 13:15; 17:7; 2 Цар. 7:16; 4 Цар. 21:7). Во-вторых, Иисус предсказал, что «окончатся времена язычников» и затем Бог снова обратит внимание на Свой ветхозаветный народ (Лк. 21:24). В-третьих, Иисус предсказал, что настанет время, когда Израиль воскликнет: «благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23:39), т.е. Израиль признает Иисуса Мессией. Также, Павел учил, что призвание Божье непреложно (Рим. 11:29), что значит, что Его

 

847Так же, с. 47-54, 125 и далее.
848Johnson E. E. Prophetic Fulfillment: The Already and Not Yet // Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 196.
849См. Fruchtenbaum, с. 118 и далее.
850См. Price, с. 133-166.

 

обещания все еще действуют по отношению к Израилю (слово непреложно можно перевести, как неотменяемо). И на основании этого состоится массовое обращение к Мессии Иисусу со стороны евреев (Рим. 11:25-27).851
Также можно учитывать и следующий факт. Для описания Своей Церкви Иисус выбрал слов ἐκκλησία (экклэсия). И это имеет значение, потому что в Септуагинте слово ἐκκλησία, как правило, не относится к Израилю. Если бы Иисус имел намерение, чтобы Церковь заменила Израиль, то для описания Церкви Он бы использовал слово συναγωγή (сунагогэ), которое в Септуагинте относится к Израилю. Наконец, ссылаются на слова Иисуса, что нужны новые мехи для молодого вина (Мк. 2:22). Это снова указывает на существование двух Божьих народов – а именно, старые мехи – Израиль и новые мехи – Церковь.

б. Оценка взгляда

Трудно не согласиться с тем, что согласно Писанию, Бог сохранит Свой завет с израильским народом и, в конце концов, введет его в Свое царство. Невероятно, что после такой долгой и болезненной истории с Своим ветхозаветным народом, Бог полностью оставит его, тем самым нарушая Его завет с Авраамом. Также неправдоподобно предполагать, что все ветхозаветные обещания, данные Израилю, надо понимать исключительно в типологическом плане, как относящиеся только к Церкви. Плюс к этому, понимание о будущем восстановлении Израиля полностью согласуется с учением Павла, находящемся в Рим. гл. 11. Поэтому справедливо ожидать вместе с диспенсациалистами будущего массового обращения всего живущего в последнее время израильского народа к Мессии Иисусу.
Также следует сказать, что более современные виды диспенсациализма ввели в эту систему некоторые нужные исправления. На основании Писания можно с уверенностью отвергнуть концепцию о разделении «Божьего Царства» и «Царства Небесного», так как в Библии эти фразы употребляются взаимозаменяемо, что признают и нынешние диспенсациалисты. Также неправильно разделять Божий народ на «небесных» и «земных» людей с разными опытами вечной жизни. Далее, хорошо, что сейчас отвергается учение о спасении в пятой диспенсации через закон Моисея. Также надо отвергнуть понимание того, что Бог открыл различные диспенсации по той причине, что все предыдущие были неудачны. Во время проведения библейского обзора и рассмотрения заветной теологии стало предельно ясно прогрессивное развитие Божьего плана во всех диспенсациях.
Особо ценный вклад в развитие этого движения внес прогрессивный диспенсациализм, когда настоял на том, что новый завет сегодня исполняется в Церкви (хотя бы частично). Даже беглый взгляд на вышеприведенные аргументы, отрицающие эту истину, показывают неправдоподобность этой позиции, и попытка отрицать эту истину приводит к искажению в интерпретации некоторых ключевых мест Писания. Утверждение, что Иисус всего лишь провел «инаугурацию» (Лк. 22:20) нового завета, и что Павел не был на самом деле «служителем нового завета» (2 Кор. 3:6), противоречат прямому значению этих текстов. Утверждение, что Церковь отмечает Вечерю Господню всего лишь в ожидании будущего установления нового завета с Израилем – это абсурд. Также очевидно, что пророчество в Иоиль 2:28-29 исполнилось в Церкви: ведь почему Дух излился только на верующих в Иисуса евреев, т.е. на Церковь?
Прогрессивный диспенсациализм также правильно определил, что царство Мессии сейчас действует с неба в личности Иисуса Христа. В предыдущем разделе было приведено много убедительных доводов относительно этого. В добавление к уже сказанному, следует отметить, что в Деян. 15:14-18 Иаков основывает свое мнение о том, что язычников сейчас можно приветствовать в Церкви, на том, что скиния Давида сейчас восстановлена во Христе. Получается, что во многих отношениях взгляд прогрессивного диспенсациализма нашел общий язык с позицией «исторического примилленниализма», описанной выше.

 

851Но «классические заветные богословы» предполагают другое толкование Рим. 11:25-27. Греческое слово οὐτως (оутос) в начале ст. 26 на самом деле переводится «так» или «таким образом». Следовательно, правильным истолкованием данных стихов считается то, что они описывают, каким образом весь Израиль спасется: посредством того, что полное число язычников войдет в Церковь. Выходит, что слово «Израиль» – это символ Церкви.

 

Но системе диспенсациализма в целом можно предъявить некоторые претензии. Во-первых, какой смысл в употреблении термина «диспенсация» и разделении библейской истории по этому принципу? Термин «завет» является более подходящим и соответствует той системе разделения, которая присуща Божьему Слову. На самом деле разделение по заветам и разделение по диспенсациям в большинстве уже совпадают.
Также можно оспорить утверждение, что во время тысячелетнего царства Мессии восстановится храмовой порядок, в том числе система жертвоприношения. Справедливо предположить, что Иисус исполнил все, что вошло в старый завет, в том числе и систему жертвоприношения. Единственное место Писания, которое может считаться доказательством данной теории – это Иезекииль главы 40-48. Но здесь мы имеем дело с символическим представлением последних времен, находящимся в жанре апокалипсиса. Неправильно основывать библейскую доктрину на таком месте без поддержки из других более поучительных по стилю мест Писания.
Другая критика в адрес диспенсациализма состоит в том, что не имеет смысла хранить различие между Израилем и Церковью после установления тысячелетнего царства Христа. Ведь обе группы будут царствовать с Христом, унаследуют все обетования Божьи, пройдут через воскресение мертвых и будут жить вечно на Новой земле. Чем они будут отличаться друг от друга? Если Бог уже соединил евреев и язычников в одном теле во Христе, то какое мы имеем право разделить их ради некой богословской системы?

 

Библиография:

Пейт М. Церковь // Элуэлл У. Еванельский словарь библейского богословия. – СПб: Библия для всех, 2000. – С. 1133-1138.
————
Bass C. B. Backgrounds to Dispensationalism. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1960. – 155 c.
Blaising C. A. Progressive Dispensationalism. – Wheaton, IL: Victory Books, 1993. – 310 c.
Dyer C. H. Biblical Meaning of “Fulfillment” // Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 51-74.
Feinberg J., ed. Continuity and Discontinuity. – Westchester, IL: Crossway Books, 1988.
Fruchtenbaum A. G. Israel and the Church // Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 113-132.
Hodges Z. C. A Dispensational Understanding of Acts 2 // Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 167-182.
Ice T. D. Dispensational Hermeneutics // Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 29-50.
Johnson E. E. Prophetic Fulfillment: The Already and Not Yet // Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 183-202.
Master J. R. The New Covenant // Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 93-112.
Nickelsburg W. E. Ancient Judaism and Christian Origins. – Minneapolis, MN: Fortress Press, 2003
Pannenberg W. Systematic Тheology. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1991-1998.
Price J. R. Prophetic Postponement in Daniel 9 and Other Texts // Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 133-66.
Robertson O. P. Covenants. – Norcross, GA: Great Commission Publishers, 1987. – 129 c.
Robertson O. P. The Christ of the Covenants. – Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed Publishers, 1980. – 300 c.
Ryrie C. Update on Dispensationalism // Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 15-28.
Scofield C. I. Scofield Reference Bible. – New York: Oxford Univ. Press, 1909.
Scott J. J. Jewish Backgrounds of the New Testament. – Grand Rapids, MI: Baker, 1995.
Walvoord J. F. Biblical Kingdoms Compared and Contrasted // Willis W. R., Master J. R. Issues in Dispensationalism. – Chicago, IL: Moody Press, 1994. – C. 75-92.

Следующий урок ⟶