Статья

СЛОВО О БОГЕ — 2 (ОТКРОВЕНИЕ БОГА)

ОТКРОВЕНИЕ БОГА: КАК БОГ ДАЕТ О СЕБЕ ЗНАТЬ? ЧТО БОГ ОТКРЫЛ О СЕБЕ?

Глава 1-я. Божье откровение и его природа. Том 2-й — Откровение Бога: Как Бог дает о Себе знать? Что Бог открыл о Себе?

 

I. Божье откровение

 

Глава 1. Божье откровение и его природа

 

Верующих в Бога давно волнует вопрос: «Как можно Его познавать? Каким именно образом Бог открывает Себя? Кому или чему можно доверять в этом вопросе?» Так как существует только определенное количество путей, которыми человек может приобретать знания, то логически выходит, что Бог будет открывать Себя одним из этих способов или их сочетанием. Итак, во-первых, человек приобретает знания через наблюдение. Соответственно, будет ли открывать Себя Бог через творение или другие исторические события, управляемые Им? Во-вторых, есть интуитивный путь к знанию. Значит ли это, что Бог дает о Себе знать через какой-то религиозный опыт или прогрессивное развитие человеческого мышления? Другой носитель информации – это язык. Открывает ли Бог Себя посредством слов, написанных в каких-нибудь святых книгах? Наконец, Бог, конечно, может лично встречаться с человеком, и тем самым дать о Себе знать. Мы рассмотрим каждый из предполагаемых путей к богопознанию, вместе с возникшими с течением времени теориями об откровении, которые отталкиваются от них.

А. Откровение через природу

Термин «общее откровение» означает, что Бог открывает Себя способами, доступными всем людям, а именно – через творение, совесть и человеческий опыт. В древнем Израиле считалось, что о Боге можно знать, наблюдая за Его творением. Псалмопевцем написано: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание» (Пс. 18:2-3). Павел, апостол Иисуса Христа, с этим соглашается: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:19-20).
Далее, Павел говорит о совести, как о пути к познанию Бога и Его стандартов. Павел написал: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15). Учит ли нас о Боге и Его принципах сам жизненный опыт? Мудрый Соломон считал, что это так. В своих притчах он предлагает читателям смотреть на жизнь ленивого человека, и на то, как такой образ жизни приводит к бедности (Пр. 24:30-32). Он также обращает внимание читателей на боль и печаль, к которым приводит прелюбодеяние (Пр. 5:7-14).
Своеобразного взгляда на общее откровение придерживался известный немецкий богослов XX века Карл Барт. Барт отрицал, что Бог открывает Себя посредством природы. Он отрицал, что Бог вообще открывает Себя безлично. Согласно учению Барта, Бог дает о Себе знать лишь напрямую, преимущественно посредством воплощенного Божьего Сына, но и через другие средства: Библию, проповедь или таинства, через которые человек может пережить личную духовную встречу с Богом.1 Откуда появилось такое понимание?
В своей богословской системе Барт старался подчеркивать Божью трансцендентность, т.е. чем Он отличается от Своего творения. Значит, без Его самооткровения познание Бога невозможно. Также осложняет восприятие Божьей природы падшее состояние человека.2 Далее, в своем богословии Барт делал упор на единство Божьей природы. Чтобы сохранить понятие Божьего единства, Барт учил, что Его присутствие должно сопровождать Его откровение. Значит, Бог не открывает Себя безлично, т.е. через общее откровение. Наконец, Барт считал, что есть неразрывная связь между откровением и обращением человека к Богу. Значит, каждый раз, когда Бог открывает Себя человеку, Он в то же время привлекает его к Себе, что требует Его личного присутствия и действия.

 

1Mueller D. L. Karl Barth // Patterson B. E. Makers of the Modern Theological Mind. – Waco, TX: Word, 1972. – С. 83.
2Там же, с. 73.

 

Но в учении Барта есть серьезные проблемы. Во-первых, как мы уже увидели, Библия, которую Барт принимает как истину, конкретно говорит о природе и совести как о способах Божьего самооткровения. Во-вторых, с логической точки зрения, когда мы смотрим на то, что человек сделал, мы сразу можем что-нибудь о нем узнать. Знания о человеке открываются через его действия. Подобным образом, Божья природа открывается через наблюдение за тем, что Он совершил в творении.
В связи с учением о Божьем общем откровении, необходимо исследовать и вопрос естественного богословия. Термин «естественное богословие» описывает возможность узнавать что-то о Боге посредством общего откровения. Дело в том, что, даже если мы принимаем, что Бог открыл что-то о Себе через природу, совесть и опыт, остается вопрос, может ли человек, находящийся в падшем состоянии, правильно воспринимать Божье общее откровение и пользоваться этой информацией, чтобы прийти к верным выводам по поводу Его природы?
В ответ на вопросы существует ли общее откровение, и возможно ли естественное богословие, предлагается целый ряд теорий. С одной стороны, есть мировоззрение под названием «деизм», которое предполагает, что Бог сотворил мир, а затем покинул его, и уже лично с человеком не общается. Считается, что личное откровение от Бога человеку не нужно, или же это ниже Божьего достоинства.3
Деист Герберт из Чербури предполагал, что через общее откровение можно знать о Боге все, что необходимо, а именно, что: (1) Бог есть, (2) Он достоин поклонения, (3) нужно иметь святость, (4) необходимо покаяние, (5) Бог воздаст за добро и зло.4 Согласно этой теории Бог открыл Себя через природу, т.е. общее откровение существует. Что касается естественного богословия, то оно необходимо, поскольку Бог не дает о Себе знать никакими другими способами. Человеку приходится формировать свое понимание Бога на основании того, что Бог создал в творении, и только посредством этого.
С другой стороны, согласно учению Карла Барта, общее откровение не существует. Соответственно, отрицается и возможность человека знать хоть что-нибудь о Боге через природу, т.е. отрицается и естественное богословие.
Но есть и две более умеренные позиции. Католики верят в общее откровение, и верят, что естественное богословие возможно, т.е. люди, наблюдая за природой, могут извлекать из нее истинное познание Бога. Жан Кальвин и его последователи придерживаются другого понимания. Они учат, что неверующий человек находится так глубоко в грехе, что неизбежно будет извращать и искажать Божье общее откровение, и в конечном итоге оно не принесет ему никакой пользы. Другими словами, падшему человеку невозможно получить истинное познание Бога через природу.
На основании доводов, выдвинутых ранее, трудно принять учение Карла Барта всерьез. Деизм опровергается свидетельствами верующих в Бога о том, что Он непосредственно вмешивался в их личную жизнь. Также нелогично, что Бог, который дивно сотворил человека и обеспечил ему такой прекрасный мир, не общался бы с ним после всего этого или не принимал бы участия в его жизни. Поэтому приходится определяться между позициями католиков и Кальвина.
Для решения данного вопроса будем обращаться к учению апостолов Христа. Во-первых, Павел выдвигает учение об общем откровении. Он написал: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:19-20). Значит, познание Бога доступно людям через творение. Это знание не только доступно людям, но они и несут ответственность за него. Написано, что они «безответны», так как они смогли что-то узнать о Боге через творение, но отвергли это знание. Само собой разумеется, что Бог не будет судить человека за то, что он не способен делать. Но тот факт, что Бог будет судить людей за отвержение Его откровения в творении, указывает на их способность знать о Боге этим путем.
Далее, Павел, проповедуя людям в Афинах, говорит: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их

 

3Warfield B. B. The Works of Benjamin B. Warfield, Volume 1: Revelation and Inspiration. – Bellingham, WA: Logos Bible Software, 2008. – С. 38.
4Helm P. The Divine Revelation. – Westchester, IL: Crossway Books, 1982. – С. 8.

 

обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (Деян. 17:26-27).5 Заметим, что Бог ожидал, чтобы язычники искали Его, а это возможно только в том случае, если познание Бога доступно людям путем общего откровения.
Далее, Павел говорит, что совесть либо обвиняет, либо оправдывает человека (Рим. 2:14-15). А это значит, что совесть также может давать человеку истинные знания о Боге и о Его стандартах, и человек может понимать эти знания. Наконец, в книге Иова мы читаем слова древнего мудреца: «И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?» (Иов 12:7-9). Здесь видно, что скот «учит», птицы «возвестят», земля «наставляет» и рыбы «говорят» о Божьей славе. Данный текст подразумевает, что люди способны слышать голос природы и учиться от нее знанию о Боге.
Чтобы прийти к правильному выводу относительно общего откровения и естественного богословия, нужно учитывать следующие моменты. Во-первых, по учению апостола Павла, присутствие смерти в природе искажает картину Божьей славы, которая была отображена в изначальном Божьем творении. Он, говоря церкви в Риме о будущем освобождении природы, учит, что материальный мир сейчас находится в падшем состоянии: «Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению» (Рим. 8:20-21).
Павел также указывает, что присутствие греха в человеке приводит к искажению его восприятия Божьей славы в творении, и препятствует ему тем самым познавать Бога. Он пишет, что люди «помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их, бесчувственны» (Еф. 4:18-19). Из-за своей греховности люди, в основном, отвергают познание Бога, доступное им через общее откровение. Павел описывает это следующим образом: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1:21). Далее в подтверждение своего тезиса он пишет: «Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога» (Рим. 3:10-11).
Судя по всему вышесказанному, можно сделать вывод, что общее откровение есть, т.е. Бог действительно открывает Себя и Свои пути посредством творения, совести и человеческого опыта. Но исходная картина о Божьей славе, представленная в природе при его творении, извращена. Выходит, что познание Бога через природу будет частичным и несовершенным. Мы также приходим к выводу, что естественное богословие возможно, т.е. люди способны приходить к некоторым правильным выводам о Божьей природе на основании наблюдения за жизнью и природой. Но в основном люди отвергают те знания, которые доступны им через общее откровение.6
Известный евангельский богослов Б. Б. Варфилд сравнивает Божье общее откровение с тем, что называется «особым откровением», которое состоит в личном откровении от Бога человеку.7 Общее откровение возвещает человеку, что Бог «могуществен и мудр, праведен и благ, Творец всего», но не может приводить человека к спасению, а только к ответственности за его грехи. Но, согласно учению Варфилда, Бог приготовил для человека другой путь к богопознанию, приспособленный к состоянию падшего человечества, и способствующий ему найти путь к спасению – особое откровение.
В пользу своего тезиса Варфилд ссылается на Пс. 18, где речь идет как об общем откровении (ст. 1-6), так и об особом откровении (ст. 7-10), и отмечает, что только в связи с последним говорится об искуплении (ст. 11-14). Тем не менее, Варфилд готов признать, что несовершенство общего откровения может побуждать человека искать более полного познания Бога и Его воли.8

 

5В этом стихе надо обратить внимание на то, что глаголы «ощутят» и «найдут» стоят в греческом грамматическом наклонении «оптатив», которое обычно (но не всегда) выражает сомнение в исполнении описанного действия. Другими словами, сомнительно, что люди этим путем найдут Бога.
6Эриксон, М. Е. Христианское богословие. – СПб: Санкт-Петербургский христианский университет, 1999. – C. 143.
7Warfield, с. 5-7.
8Там же, с. 45. Хелм использует еще другие термины для сравнения общего и особого откровений. Общее откровение – это «естественное откровение», а особое – «сверхъестественное откровение». Общее откровение – несловесное, а особое – словесное (Helm, с. 21).

 

С другой стороны, нужно учитывать суждение об общем откровении, проведенное в Книге Иова. Кажется, что Иов и Елиуй правильно ответили на Божье общее откровение, и обладали правильным представлением о Боге настолько, насколько это было возможно. Другие же, а именно Елифаз, Вилдад и Софар, исказили Божье общее откровение и, следовательно, «говорили о Нем не так верно, как Иов» (Иов 42:7). Можем ли мы, исходя из этого, заключить, что правильный ответ Богу зависит не столько от качества откровения, сколько от состояния сердца человека?9

Б. Откровение через религиозный опыт (мистицизм)

Другой предлагаемый способ получения Божьего откровения – это особенный мистический опыт или личная встреча с Господом в духе. Этот опыт можно описать разными словами, такими как чувство, интуиция, встреча, осознание. Дело в том, что, согласно этому подходу, Бог обращается к человеку прямо в сердце. Человек интуитивно познает Бога и Его планы.
Некоторые люди или конфессии полагают, что богопознание лучше всего реализуется через интуицию или экзистенциальное переживание. К таким конфессиям относится Православная Церковь. Можно говорить и о целом мистическом движении, существующем на протяжении всей церковной истории, в котором участвовали такие знаменательные личности как Симеон Новый Богослов и Серафим Саровский на Востоке, Бернард Клервоский и Игнатий де Лойола на Западе.10 В число мистических движений также входят апофатическое богословие и исихазм, которые обсуждаются в главе «Богопознание» (в третьем томе этой серии).
Мистицизм также пропитывает русскую философию.11 Например, Григорий Сковорода, который считается первым великим русским философом, придерживался мистического мировоззрения. Он сравнил эмпирическое знание с мистическим, полагая, что последнее лучше приводит к богопознанию. Эмпирическая сфера является всего лишь «тенью» духовной, и может только косвенно указывать на окончательную истину.
В свое время Лабзин, в подобие учению Квакеров, выдвинул идею «бесцерковного христианства», т.е. «внутреннего христианства». По его мнению, разум может привести человека к дверям познания, но только мистическим путем человек может войти туда. Еще настоятельнее говорит о «внутреннем христианстве» Сперанский: «Я называю внешним путем всю нравственную религию, в которую стеснили мирские богословы божественное учение. Я называю внешним путем все обезображенное христианство, покрытыми всеми цветами чувственного мира, т.е. обмирщенного».12
Далее, возникшее в XVIII веке движение масонства привлекло русскую интеллигенцию своим мистическим и оккультным подходом. В последующем веке над русской философией доминировало щеллингианство (трансцендентальность), которое тоже представляло собой мистическое мировоззрение. Одоевский, который изучал мистическую литературу, в том числе, творения Симеона Нового Богослова, верил, что сила инстинкта, присущая всякому человеку, приводит к высшему познанию: «Необходимо, чтобы разум иногда оставался праздным и переставал устремляться вне себя, чтобы углубляться внутри себя, дать место инстинктуальным силам».13
В итоге, Зеньковский комментирует: «Мистицизм вообще оказался очень устойчивым. Эта устойчивость мистических течений среди русского общества (все это время мы говорим о внецерковном мистицизме) не может быть, конечно, объясняема какими-либо иностранными влияниями или внешними историческими условиями. Очевидно, тут есть налицо какая-то потребность русской души».14

 

9Вопрос о возможности спасения через общее откровение подробнее обсуждается в четвертом томе этой серии, в 25-й главе: «Вопрос неуслышавших».
10Burgess S. M. The Holy Spirit: Eastern Christian Traditions. – Peabody, MS: Hendrickson, 1989. – С. 56-59, 79-82; Burgess S. M. The Holy Spirit: Medieval Roman Catholic and Reformation Traditions. – Peabody, MS: Hendrickson, 1997. – С. 53-57, 117-121.
11Зеньковский В. В. История русской философии. Аудио-серия.
12Там же.
13Там же
14Там же

 

Стоит также познакомить читателя с учением двух известных западных богословов мистического направления, а именно, немецкого богослова XVII века Фридриха Шлейермахера и немецкого богослова XX века Карла Барта.15
Фридрих Шлейермахер считается основателем либерального богословия. Его взгляд на богопознание резко отличался от взглядов других западных богословов того времени, и известен под названием «романтицизм». Шлейермахер поставил сильное ударение на Божью имманентность, т.е. что Бог очень близок к нам. Он подчеркивал Божью имманентность до такой степени, что Генри считал его систему пантеистической.16 Он считал, что Бог открывает Себя через внутренние чувства или интуицию.
В своей герменевтической системе Шлейермахер советовал проводить не только грамматический анализ текста, но и психологический анализ автора. Цель истолкования – воспроизвести для себя внутренний мир и внутренний опыт автора, пережить с ним те чувства, которые он испытывал при написании текста.17 Таким образом, читатель может идти на личный контакт с Тем, Кто вдохновил библейского писателя. Шлейермахер утверждал, что признак того, что человек действительно познал Бога – это наличие в нем глубокого ощущения зависимости от Него.
Что касается Карла Барта, мы уже рассматривали его учение об общем откровении. Его богословская система называется «неоортодоксией». Как уже было сказано по Барту, Бог открывает Себя только посредством личной встречи с человеком. Бог настолько трансцендентен, что не существует никакая точка соприкосновения между Богом и человеком.18 Итак, для того, чтобы открывать Себя, Бог должен брать инициативу и «вторгаться» в сознание человека. Самым ярким примером Божьего «вторжения» в жизнь человека является воплощение Божьего Сына.19 Наряду с учением православия и Шлейермахера, Барт учил, что слова не способны выражать Божью славу или передавать познание о Нем.
Соответственно, своеобразен и взгляд Барта на Библию. Библия считается Божьим Словом только тогда, когда Дух Святой лично оживляет библейские слова в сердце читателя. То есть, Библия может стать Божьим Словом. До и после этого момента личной встречи с Богом Библия является всего лишь «свидетельством» о предыдущих личных встречах с Богом, состоявшихся в библейские времена.20 Но Библия теряет свой статус непосредственного Божьего Слова. Однако Барт считает, что Библия является уникальной книгой потому, что эти особенные встречи с Богом возможны только через слова, записанные именно в ней, а не в любых других религиозных книгах.
Для Барта Божье откровение – это не информация, содержащаяся в словах, а события. Бог открывает Себя только во время особой личной встречи с человеком, и как только это событие закончено, откровение о Боге не доступно человеку, пока Он снова не пойдет навстречу ему.21 Однако Барт путает концепции «откровения» и «прозрения». Мы признаем, что в особенные моменты Бог-Дух Святой дает прозрение в Слове и понимание его. Но после этого момента «вдохновения» Библия продолжает оставаться Божьим Словом.22
Барт опасался, что если мы будем считать Библию Божьим Словом как таковым, то это поставит понимание Божьей свободы и суверенитета под угрозу, так как в таком случае Бог будет обязан исполнять Свое Слово. Но Барт упускает из виду то, что никто не заставлял Бога давать Свое Слово. Изложение Его откровения в словесной форме – это выражение Его суверенитета.23 Барт также беспокоился, что если Библия – это всегда Божье Слово, то человек через ее изучение может как-то

 

15Henry C. F. H. God, Revelation, and Authority. – Wheaton, IL: Crossway Books, 1999. – Т. 2. – С. 248.
16Там же, т. 4, с. 154.
17Thiselton A. C. Hermeneutics and Theology: The Legitimacy and Necessity of Hermeneutics // McKim D. A Guide to Contemporary Hermeneutics. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1986. – С. 163-165; Gillespie T. W. Biblical Authority and Interpretation // McKim D. A Guide to Contemporary Hermeneutics. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1986. – С. 211-212.
18Thiselton, с. 147.
19Henry, т. 4, с. 157.
20Helm, с. 41.
21Там же.
22Там же, с. 42.
23Frame, с. 222-223.

 

«контролировать» Бога. Однако как отмечает Хелм, знание чего-нибудь вовсе не означает, что знающий обладает объектом своих знаний или может контролировать его.24
Вышеуказанные моменты показывают, что мистицизм оказывал и оказывает существенное влияние на весь христианский мир. И в современной Церкви эта тенденция еще больше увеличивается. Известный католический богослов Карл Ранер заявил: «Христианин будущего будет мистиком, иначе его или ее не будет вообще», под этим имея в виду, что вера человека преимущественно будет основаной на «подлинном опыте с Богом, происходящем из самой сердцевины нашего бытия».25 Но может ли христианство приветствовать эту тенденцию?
Что касается опровержения «откровения через чувства», скажем следующее. Во-первых, такое понимание приводит к субъективизму, то есть к тому, что каждый человек определяет свое понимание Бога согласно своему личному духовному опыту. Сколько людей, столько будет и представлений о Боге. В этой системе отсутствуют объективные критерии, согласно которым утверждения о Боге можно проверить. Нет объективного стандарта, по которому человек может отличать добро от зла, духовные чувства от плотских, Дух Божий от сатанинского духа.26
Преимущество словесного откровения заключается в том, что возможное значение языкового сообщения ограничено значением слов и грамматических конструкций, которые его составляют. Значения слова и грамматических конструкций зафиксированы структурой языка. Любой носитель данного языка может проверить верность истолкования того или иного языкового сообщения. Но мистический опыт не имеет таких определяющих факторов. Переживший этот опыт может дать ему любое истолкование.
Во-вторых, мы также можем оспорить утверждение, что человек должен отвергнуть откровение через слова, чтобы познавать Бога через чувства. Почему человек не может искать Бога как через личное общение с Ним, так и через чтение святых книг? Эти подходы не исключают, а дополняют друг друга. Ведь Божье написанное откровение приводит нас к личной вере и личному общению с Ним (см. Ин. 20:31).27 Итак, ошибочно проводить разделяющую линию между познанием через изучение и познанием через личное знакомство.28 Данные о Боге, полученные через изучение, никак не будут мешать нам, особенно если Бог Сам дал нам словесное откровение.
Далее, недооценивается Божья способность открывать Себя посредством слов. Если Бог создал систему языка для общения между индивидами, то, разумеется, Он будет использовать именно эту систему, чтобы давать людям знать о Себе (см. Быт. 2:16-17; 3:9-19). Также не принимается всерьез создание человека по Божьему образу (см. Быт. 1:26-27). Бог создал человека подобным Себе: с разумом и языковой способностью, чтобы он мог таким образом общаться с Ним. По этому поводу Генри комментирует: «Происходящее из разума и воли Бога откровение адресовано разуму и воле людей».29 Наконец, отвергается ясное библейское свидетельство о Божьем словесном откровении, проходящем через всю Библию.
Какой вывод мы можем сделать, оценивая эту систему «интуитивного» откровения? Во-первых, надо согласиться, что акцент на прямое общение с Богом, сделанный в этой системе, очень полезен и нужен. Бог живой, и ищет живого общения с человеком. Но главный недостаток этой системы – отсутствие объективных критериев для оценки личного религиозного опыта, т.е. он является субъективным.

В. Откровение через человеческое мышление

Также предполагается, что Бог открывает Себя поэтапно, через развитие религиозного мышления человечества. Считается, что религиозное мышление развивалось от примитивных до более передовых форм. Это значит, что на каждом этапе истории новые религиозные или философские мыслители

 

24Helm, с. 45.
25Rahner K. The Practice of Faith: A Handbook of Contemporary Spirituality. – New York, Crossroad, 1983. – C. 22.
26Henry, т. 2, с. 251.
27Там же, т. 4, с. 203.
28Helm, с. 26-27.
29Henry, т. 2, с. 248.

 

заимствовали мысли у уже существующих религий или философий, и улучшали их взгляды. Многие приверженцы данного подхода считают, что наивысшим этапом в этом процессе является христианство.
Выходит, что Бог не столько открывает Себя, сколько человек обнаруживает Его путем развития религиозного мышления. Бросается в глаза и то, что во многом этот подход согласуется с теорией эволюции. Даже можно назвать его применением теории эволюции к религии. Такой взгляд очень распространен у либерального богословия, и носит название «история религии».
Опишем процесс, согласно которому, якобы, развились религии в мире. Все начинается с того, что пещерный человек отметил существование природных сил, которые он не мог контролировать, но которые определяли качество его жизни. Он начал поклоняться этим силам и соответствующим им природным явлениям в попытке умиротворить их, и, тем самым, заручиться безопасностью и успехом в жизни. Позже человек стал называть эти силы разными именами: Марсом, Юпитером и т.д.
Затем люди стали признавать одного главного бога, который выступал покровителем их народа. Они полагают, что ранний Израиль признавал существование множества богов, но считал, что именно Яхве является их покровителем. А дальше в процессе истории Израиль придумал систему «монотеизма», согласно которой утверждалось, что есть только один Бог. Итак, считается, что монотеизм возник в Израиле в VI или V веке до Р.Х. Согласно учению «истории религии», первый монотеист был редактором Пятикнижия и жил после вавилонского пленения.
На первый взгляд, данная теория выглядит довольно убедительной. Но более подробный анализ раскрывает ее слабые стороны. Разделим опровержение данной позиции на две части. Сначала будем рассматривать несовместимость этого учения с тем, что говорится в иудейских и христианских писаниях. Соответствует ли учение «истории религии» тому, что написали сами эти религии о своей истории?
Утверждается, что Пятикнижие было написано в VI или V веке до Р.Х. Но надо учитывать, что документального подтверждения тому, что такой человек (редактор Пятикнижия) жил и совершил такую значительную работу, не существует. Также нет ни одной копии тех документов, из которых он, якобы, составил Пятикнижие. Одновременно следует принять во внимание то, что Иисус и Его апостолы приписывали написание Пятикнижия Моисею.
Если же принят тот факт, что автором Пятикнижия является Моисей, то рисуется совершенно другая картина возникновения монотеизма. В XV веке до Р.Х. Моисей написал о Боге: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Мы видим, что Моисей, живший примерно за 1 тыс. лет до, так называемого, редактора Пятикнижия, уже являлся монотеистом.
Даже до Моисея иудейские писания повествуют, что Авраам, живший в XXI веке до Р.Х., верил в единого Бога. Однажды Авраам сказал: «Поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли» (Быт. 14:22). Еще читаем в Быт. 18:25: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» Очевидно, что Авраам считал своего Бога Богом всего. В дополнение к этому, в Рим. 1:21-23 апостол Павел учил, что люди оставили монотеизм и стали политеистами.
Итак, учение иудаизма и христианства рисует совершенно другую картину развития религии в мире, нежели теория «истории религии». Согласно вероучению иудаизма и христианства, первоначальной мировой религией являлся монотеизм, а политеизм возник как отступление от него.
Но, помимо библейского свидетельства, учение «истории религии» также опровергается историческими данными. Нам известен другой монотеист, живший в XIV веке до Р.Х., – это Эхнатон, фараон Египта. В свое время он потребовал исключительного поклонения Атону, богу солнечного диска.
Также нам известно, что на территории Египта и Месопотамии, в самых древних религиях, о которых мы имеем сведения, среди множества богов признавали одного «высшего Бога». В Египте высшего бога называли «Ра», а в Месопотамии – «Ану». Выходит, что в этих древних религиях, наряду со многими богами, признавали и самого высшего бога.
Тогда надо задаться следующим вопросом: то, что мы наблюдаем в этих древних религиях – это развивающийся или разлагающийся монотеизм? Другими словами, египтяне раньше поклонялись только Ра, а уже потом стали поклоняться и другим богам, или всегда поклонялись множеству богов, а затем стали обращать больше внимания только на одного, а именно – на Ра? То же можно сказать и о жителях Месопотамии: поклонялись ли они только Ану, а потом и другим богам, или всегда поклонялись многим
богам, а затем стали обращать больше внимания на одного, а именно – на Ану? То есть, видим ли мы здесь доказательство развивающегося или разлагающегося монотеизма?
Для решения данного вопроса обратим внимание на следующие моменты. Во-первых, в древних религиях обращали совсем мало внимания на высшего Бога. Люди увлекались умиротворением низших, более имманентных богов. Это имеет особенное значение в свете того, что мы на опыте знаем, что людям более привычно обращать внимание не на старые вещи, а на новые. Следовательно, если люди увлекались умиротворением низших, более имманентных богов, то это значит, что в развитии данной религии эти боги, скорее всего, появились в более поздний период. Из этого следует, что самые древние религии были монотеистическими, и только позже стали политеистическими.
Для подтверждения того, что в древних религиях на высшего бога обращали мало внимания, рассмотрим данные шумерских текстов.30 Энмешарра, первоначальный или один из первоначальных богов данной религиозной системы, дал начало другим поколениям богов. Он дал власть Ану, и затем был «вытеснен за рамки теогонии», т.е. люди о нем забыли. Ану, в свою очередь, дал власть Энлилю, и, впоследствии, первому перестали поклоняться.
Кураев дает следующий комментарий этому явлению: «В иных же случаях Первобог продолжает считаться высшим и могущественнейшим существом, но культовая практика дерзает обращаться к Нему лишь в самых крайних случаях».31 По этому поводу Элиаде пишет: «Если такое вмешательство (т.е. обращение к другим богам) не дает результатов, люди вспоминают о Высшем Существе, которое было почти забыто в обычное время». И далее, «в культах, так называемых, первобытных народов небесные Высшие Существа выступают в самую последнюю очередь». В конечном итоге: «Забвение верховного Бога-Творца – довольно частый процесс в истории религий».32
Еще момент для нашего рассмотрения – это исследование Андрея Ланга и Вилхелма Шмидта относительно примитивных религий, существующих в современном мире. Ланг исследовал племя в Австралии, у которого есть бог по имени «Творящий». Он требует от людей морального образа жизни и бескорыстия. Обычно этот бог не изображен идолом. Однажды он разрушил землю водой из-за непослушания людей.33
Поразительно, что так много общего между этой религией и монотеистическими религиями иудаизма и христианства. Вряд ли это племя сформировало свое мировоззрение с помощью Библии. Вполне возможно, что их понимание Бога отображает оригинальный монотеизм, который существовал в начале истории и предшествовал возникновению политеизма. Почему-то это племя достаточно верно сохранило первоначальное представление о Боге, и достаточно точно передало его последующим поколениям.
Смит провел более тщательное исследование разных племен, находящихся по всему миру, и пришел к следующему выводу: чем примитивнее люди, тем выше их концепция о Боге. Он утверждал, что сравнивая примитивные культуры с более передовыми, мы можем установить принцип, что ни в одном передовом племени нет такого высокого понимания Всевышнего, как среди более примитивных.34
Смит так описывает понимание «Высшего Бога», существующее у примитивных народов: «Он один существует от вечности, все знает, добр, свят, всемогущий, обладает творящей силой. Они называют его “Отцом”… Ему нигде не делается идол».35 Если считать, что примитивнейшая вера отображает древнейшую веру, то получим еще одно доказательство того, что первоначальной верой человечества был монотеизм.
Можно добавить к этому свидетельству исследование д-ра В. Мартина, бывшего президента Пекинского университета: «Китай, Индия, Египет и Греция все согласны по поводу монотеистического строя своей ранней религии… Песни, собранные Конфуцием, свидетельствуют о раннем поколении

 

30Кураев А. Протестантам о православии. – 7-е изд. – Ростов–на-Дон: Троицкое Слово, 2003. – С. 299.
31Там же, с. 300.
32Там же, с. 300, ссылаясь на Элидае М. Указ. Соч., с. 94-95.
33См. Lang A. Making of Religion.
34См. Schmidt P. W. The Origin and Growth of Religion.
35Metzger B. M. Book Review: The Origin and Growth of Religion. By Father P. W. Schmidt // Bibliotheca Sacra. 1935. № 92. С. 501-503.

 

Шангте, верховному правителю. Веды говорят об “одном неизвестном истинном Существе, вездесущем, всемогущем, Творце, Хранителе и Разрушителе вселенной”».36
Возьмем и другие примеры. Ацтеки верили в двух первоначальных богов, от которых произошли все остальные. Они называли их Ометекутли и Омесиуатль. Но о них написано, что «ко времени испанского завоевания этих двух изначальных существ, главным образом, вытеснили другие, более молодые и активные боги».37 К тому же, главный бог Ханаана, т.е. Эл, «представлен в некоторых мифах как старик, и он слишком стар, чтобы эффективно действовать».38
Есть и другие исторические доводы в поддержку тезиса, что первоначальной верой человечества был монотеизм. В истории человечества очевидно, что люди обычно отвергают монотеизм. Рассмотрим следующие примеры. Мы уже говорили об Эхнатоне, фараоне Египта, и что он заставлял весь Египет поклоняться лишь одному богу. Но сразу после его смерти люди вернулись к поклонению многим богам, что указывает на то, что люди предпочитают политеизм монотеизму.
Для подтверждения факта, что после смерти Эхнатона египтяне вернулись к политеизму, скажем следующее. Были произведены раскопки гробницы Райя, одного из слуг фараона Эхнатона. Рай построил себе гробницу, в которой были надписи во славу Атона, бога Эхнатона, и только одного Атона. Но в этой гробнице так же были видны более поздние попытки переделать ее так, чтобы почтить и других богов. Скорее всего, это было сделано после смерти Эхнатона, и является доказательством того, что среди египтян вновь стало модным поклоняться многим богам.39
Далее, глядя на историю Израиля, можно отметить, что он много столетий отказывался от принятия монотеизма. Только при изгнании из Палестины в вавилонский плен израильский народ раз и навсегда бросил идолопоклонство и стал монотеистическим народом на практике. Даже в наши дни мы наблюдаем тенденции, существующие в самых древних христианских конфессиях, к восстановлению политеизма. Можно отметить, что католики и православные практикуют почитание Марии и святых, что, хоть и нельзя считаться политеизмом, но, тем не менее, намекает на него.
В опровержение учения «истории религии» также следует учесть уникальность израильской веры по сравнению с другими религиозными системами того времени. Даже один из самых известных ученых-исследователей Ветхого завета Джон Брайт признал: «Никакой другой древний народ не имел традиций, которые были бы сравнимы с традициями Израиля. Ведь с учетом богатства деталей, литературной красоты и теологической глубины, они, в своем роде, не имеют аналогов во всей истории».40 Значит, Израиль не позаимствовал и адаптировал мысли о Боге у окружающих народов, а получил откровение от Самого Бога, которое радикальным образом отличалось от восприятия Бога, существующего у других древних народов.
На основании вышесказанного можно прийти к выводу, что в течение истории понимание Бога не улучшается, а ухудшается. Но если это так, то почему главенствующее мировоззрение в мире сегодня – это монотеизм? Первенство монотеизма в мире сегодня, скорее всего, объясняется не развитием религиозного мышления человека, а Божьим вмешательством в историю. Вследствие положительного влияния иудаизма и христианства на мир, люди стали склоняться более и более к принятию монотеизма. А иудаизм и христианство получили эту идею путем откровения.
Идея о том, что Бог открывает Себя через религиозное или философское размышление человека появилась и в Ранней Церкви.41 Иустин Философ (Мученик) ошибочно отождествил греческую концепцию «логос», употребленную особенно у стоиков для описания безличного всеобъемлющего разума, с Логосом, т.е. Божьим Сыном, Вторым Лицом Святой Троицы. В его попытке защищать христианство перед языческим миром, он предположил, что «все, что когда-либо сказано и открыто

 

36Strong A. H. Systematic Theology. – Philadelphia, РА: American Baptist Publication Society, 1907. – С. 531.
37Bankes G. Land of the Aztecs and Incas // Eerdmans’ Handbook to the World’s Religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 54.
38Millard A. Cradle of Civilization: The Ancient Near East // Eerdmans’ Handbook to the World’s Religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 65-66.
39National Geographic-Украина. Декабрь, 2004. С. 24-31.
40Bright J. A History of Israel. – 3rd ed. – Philadelphia, PA: Westminster Press, 1981. – С. 60.
41McGrath, с. 46-47.

 

хорошего философами и законодателями, все это ими сделано соответственно мере нахождения ими и созерцания Слова (Логоса)… Христа отчасти познал и Сократ, ибо Он был и есть Слово (Логос), Которое находится во всем» (Апология, 2.10).42 И далее: «Ибо всякий из них говорил прекрасно потому именно, что познавал отчасти сродное с посеянным Словом Божиим (Логосом)» (Апология, 2.13).43
Вслед за ним Климент Александрийский допустил подобную ошибку: «До явления Господа философия была необходима грекам для праведности…. Философия, поэтому, есть приготовление, прокладывание дороги для того, кто совершен во Христе» (Строматы 1.5).
Наконец, в опровержение теории о прогрессивном развитии богопознания, Варфилд справедливо отмечает, что в этой системе смешиваются функции откровения и разума.44 По мнению Варфилда, важно определить не только источник откровения (Бога), но и способ, которым Он сообщает его. Когда человек размышляет о Боге, разум занимает активное положение по отношению к приобретению знания. А когда Бог дает откровение, разум человека пассивен, и всего лишь принимает это знание. Варфилд пишет:

«Характерный элемент в библейской концепции откровения, в его наивысшем смысле, заключается в том, что органы откровения творческим образом не принимают участия в том откровении, которое дается через них, но остаются пассивными. Содержание их посланий не продумано, извлечено или является объектом надежды или страха, но оно сообщаемо им, часто принуждено, неотразимым могуществом открывающего Духа».45

Г. Откровение через события

Подход «откровение через события» подразумевает, что Бог дает о Себе знать через Свои дела, т.е. через Его действия в истории мира. Размышляя о Божьих делах, мы познаем Его. В этом учении есть два главных течения. Первое называется теологией «смерть Бога». Второе течение известно под названием «богословие повествования».
Начнем с теории «смерть Бога», в особенности, как она была выдвинута Томасом Алтизером.46 Согласно этому учению, Бог «умер», в том смысле, что Он стал частью Своего творения. Раньше Бог существовал отдельно от Своего творения. Но в один прекрасный день Он решил оставить Свою трансцендентность, и стать полностью имманентным. Это произошло тогда, когда Он воплотился во Христе и, впоследствии, во всей вселенной. Но Ранняя Церковь, отказавшись от принятия смерти Бога, придумала доктрины о воскресении и вознесении Иисуса, чтобы снова «поместить» Бога на небеса, и восстановить Его трансцендентность. Однако истинный порядок вещей таков: Бог «растворился» в Своем творении.
Следовательно, так как Бог и вселенная сейчас – единое целое, то не следует искать или ожидать от Него сверхъестественного вмешательства. Бог работает исключительно естественным путем, особенно через усилия человека. Так как Бог имманентен и идентичен Своему творению, то Он равносильно работает и через Церковь, и через общество. Поэтому верующим людям приходится участвовать не только в религиозных делах, но и в общественных, и в политических.
Однако этот подход имеет слабые стороны. Многие люди в ответ на молитву переживают Божье сверхъестественное вмешательство, и свидетельствуют о нем. Таких случаев слишком много для того, чтобы просто считать их случайными явлениями. Далее, когда мы смотрим на происходящее в обществе, то трудно поверить, что Бог равносильно работает и через Церковь, и через общество. Хоть Церковь и не совершена, но, сравнивая ее состояние с состоянием общества, можно прийти к выводу, что Бог активнее действует в Церкви, чем в обществе. Также, имеется достаточное количество исторических доказательств воскресения Иисуса Христа, чтобы убедить любое искреннее сердце. Движение «смерть

 

42Источник: Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1998. с. 345-361.
43Там же.
44Warfield, с. 39-41.
45Там же, с. 44-45.
46Гундри С. Н. Теология смерти Бога / Пер. с англ. В. Рынкевич // Элвелл У. Теологический энциклопедический словарь. – М.: Ассоциация “Духовное возрождение”, 2003. – С. 1198-1200.

 

Бога», возникшее в 60-х годах, оказалось очень кратковременным. В настоящее время мало кто придерживается его.
Убеждение, что Бог открывает Себя преимущественно через события, выражается и в другой форме, а именно, в так называемом «богословии повествования». В отличие от предыдущей позиции, в нем утверждается, что Бог открывает Себя через те дела, которые Он совершил для Своего народа, и которые описаны в Библии. Но сама Библия – это не Божье откровение. Она лишь содержит отчет об исторических событиях, через которые Бог раскрыл Себя. Маршалл так описывает данный взгляд:

«Мы должны сказать, что Библия дает нам не рассказ об исторических событиях, которые функционировали как божественное откровение, а скорее учетную запись исторических событий, среди которых проявилось откровение от Бога. Итак, с этой точки зрения речь идет не столько об истинности Библии, как источнике божественного откровения, сколько об истинности Библии в ее описании человеческой ситуации, в которой Бог открыл Себя».47

Поэтому цель изучения Библии заключается в том, чтобы как бы заходить «за» слова Священного Писания, и воображать исторические события, записанные там. Через размышление над этими событиями мы получаем откровение о Боге и о Его плане. Подобно тому, как Бог открыл глаза библейским писателям распознать Божьи действия в истории, так Святой Дух открывает глаза читателю Священного Писания, чтобы он понял значение этих событий.48
Но в этом учении есть серьезные несовершенства. Во-первых, Библия описывает не только Божьи дела, но и Его слова. В Писании Бог не только действует, но и говорит. Также важно отметить, что исторические события не истолковывают сами себя. Нужно верное толкование исторических событий, чтобы мы правильно поняли, что они означают. По этому поводу Джеймс Пакер мудро говорит: «Люди могут “знать, что Он Господь” на основании Его дел только тогда, когда Он говорит и указывает, что это – Его дела, и объясняет, что они означают».49
Также проблематичным в данной теории является и то, что единственным источником информации о библейских событиях является сама Библия. Каким образом может человек заходить «за текст», чтобы размышлять над значением библейских событий независимо от текста? Откуда материал для размышления, если не из самого текста? Также очевидно, что данная теория ограничивает Бога. Утверждается, что Бог раскрывает Себя только через Свои действия. Но почему Бог не может также говорить к людям? Создается впечатление, что Бог нем.
Отметим и другие слабые стороны. Дело в том, что Библия написана в различных литературных жанрах, и христиане считают написанное, вне зависимости от жанра, равно богодухновенным. «Богословие повествования» же касается только жанра повествования. Но есть и жанры закона, пророчества, апокалипсиса, послания, притчи и поэзии.50 Также, когда Бог говорит – это тоже событие. Если Божье откровение состоит всего лишь в Его делах, то надо включать в их число и Его речь, так как произносить речь – это тоже действие.51
Встречается немало случаев, когда Бог предсказывает будущие события. В число Божьих действий тогда входят и Его будущие дела, которые понимаются только через пророческие слова.52 Также отмечается, что если мы можем постигать значение Божьих действий в истории без помощи богодухновенного истолкования этих событий, то откуда мы знаем, что это действительно Божьи дела? Обращение к ним, как к Божьим делам, подразумевает, что кто-то уже определил для нас, что эти дела произошли от Бога, т.е. кто-то уже истолковал их для нас.53

 

47Marshall I. H. Biblical Inspiration. – Milton Keynes, UK: Paternoster, 1982. – С. 56-57
48Отмечено в Henry, т. 3, с. 259.
49Packer, с. 1015.
50Scalise C. J. From Scripture to Theology. – Downers Grove, IL: Intervarsity, 1996. – C. 33.
51Warfield, с. 12.
52Henry, т. 3, с. 257.
53Там же, т. 3, с. 261 (идея от Бернарда Рама).

 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что Бог действительно открывает Себя через события, т.е. через то, что Он делает. Но это вовсе не исключительный путь к богопознанию. В дополнение к этому, описанные Божьи действия нуждаются в верном истолковании. Писатель М. Истон выражает правильное понимание этого вопроса: «Писание – это не только отчет об откровении, но оно само является откровением в письменной форме. Через него точно хранится и распространяется истина».54
Но, в то же время, нельзя умалять важность Божьего откровения в истории через Его дела. Хелм справедливо отмечает, что Божье откровение, содержащееся в Библии, в основном касается Божьих дел на протяжении истории с их истолкованием. Хелм объясняет, что такой «исторический» подход к откровению (по сравнению с более «философским» подходом) был необходимым, потому что Божья цель заключается не просто в том, чтобы дать людям информацию о Себе, но и в том, чтобы совершить их спасение. Поэтому Богу было необходимо действовать и в истории, тем самым открывая Себя через Свои великие спасительные дела.55

Д. Откровение через личное общение с Богом

Трудно не согласиться с тем, что величайшим способом Божьего откровения людям было Его пребывание среди людей в личности Иисуса Христа. Ученики Иисуса не только слушали Его слова, но и видели Его действия, в том числе, как Он относился к разным людям, и справлялся с разными ситуациями. Апостол Иоанн так описывает это явление: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Но, к сожалению, Иисус во плоти зримо не находится среди нас в наши дни. Наше понимание Бога и Его плана зависит от того, что написано о Нем в Священном Писании.
Помимо воплощения Иисуса было еще только одно подобное время в истории, когда люди наслаждались прямым общением с Богом – это было время их пребывания в Едемском саду, где они свободно ходили и разговаривали с Богом. К этому опыту, в свое время, приблизился Моисей, который общался с Богом «лицом к лицу» и «устами к устам», и который видел «образ Яхве» (Исх. 33:11; Чис. 12:6-8). Хотя о его истории мало известно, но возможно, что подобный опыт общения с Богом имел и Енох (Быт. 5:24). Но, в связи с вышеупомянутыми случаями, важно отметить, что в современном падшем мире прямое общение с Богом недоступно. Единственными исключениями из этого правила были Моисей и, возможно, Енох. Но даже в их общении с Богом были некоторые ограничения.
Однако апостол Павел свидетельствует о времени, когда прямое общение с Богом восстановится – это случится при пришествии Христа, когда мы будем видеть Его «лицом к лицу», и «познаем, подобно как мы познаны» (1 Кор. 13:12).

Е. Откровение через слова

Консервативная евангельская позиция заключается в том, что Бог открывает Себя, главным образом, не через природу, интуицию, мышление или события, а через слова, написанные в богодухновенных книгах. На каком основании можно так утверждать? Во-первых, слова употребляются именно для этой цели: передавать информацию. Другие предполагаемые способы Божьего откровения не предназначены для передачи информации. Бог специально создал систему языкового общения. Поэтому само собой разумеется, что Он Сам будет использовать слова, чтобы сообщать людям о Себе.
Во-вторых, слова передают информацию намного точнее и вернее, чем любой другой способ. Если бы Бог хотел, чтобы мы точно и верно знали Его и Его волю, то Он употреблял бы слова, чтобы передать Свое самооткровение. К тому же, информация лучше всего сохраняется в письменной форме. Таким образом, тем, что Бог однажды открыл, могут пользоваться люди всех поколений. Наконец, ученики Иисуса и Сам Иисус считали, что Божье авторитетное откровение содержится в словах. Иисус, молясь

 

54Easton М. Revelation // Easton’s Bible Dictionary. – London: Bracken Books, 1989. – С. 583.
55Helm, с. 32-35.

 

Богу-Отцу, сказал: «Слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Автор Послания к Евреям говорит о «Боге… говорившем… в пророках» (Евр. 1:1).
Необходимо уточнить понятие «откровение через слова». Дело в том, что Бог дает откровение не через слова в отдельности, а через слова в контексте предложения. Предложения же правильно понимаются лишь в контексте отрывка, в котором они находятся. Отрывок, в свою очередь, приобретает свое значение только в контексте целого труда. Значит, чтобы обнаружить то значение, который Бог вложил в текст, следует учитывать все эти «круги контекста».
Также стоит обратить внимание на утверждения о том, что Божье откровение передается не словами (т.е. предложениями) в тексте, а утверждениями, стоящими за этими предложениями. Дело в том, что когда автор хочет что-то утверждать, он выбирает подходящие слова и предложения для выражения своей мысли. Существует мнение, что Божье откровение содержится именно в утверждениях, которые библейские писатели выражают в словах и предложениях в тексте. Следовательно, данные утверждения можно перефразировать другими словами, или перевести их на другой язык, и, если смысл сохраняется, то в таком случае произойдет передача Божьего откровения с той же точностью, что и в оригинальном тексте.56
Важно учесть, что, согласно доктрине о полной и вербальной богодухновенности Писания, которую мы подробно обсудим в 6-ой главе, не только мысли библейских авторов богодухновены, но и их выбор слов. В 2 Тим. 3:16 Павел учит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Здесь замечаем, что Павел конкретно сказал, что «все Писание богодухновенно», т.е. богодухновенно то, что было написано.
Мы признаем, что Бог вдохновил мысли библейских авторов, чтобы те утверждения, которые они сделали в библейском тексте, действительно были от Него. Но, согласно доктрине о полной и вербальной богодухновенности Писания, Бог также руководил выбором слов и предложений, сделанных библейскими писателями, чтобы их слова точь в точь соответствовали богодухновенным мыслям, которые имелись у них, и верно выражали утверждения, которые они намеревались сделать в тексте.
Но, когда дело касается перефразировки или перевода Божьего Слова, у нас нет гарантии, что Божьи мысли, извлеченные из оригинального библейского текста, выражены в перефразировке или переводе с абсолютной точностью. Переводчик не может рассчитывать на водительство Духа Святого до такой степени, что его выбор слов будет безошибочным. Поэтому, хотя потенциально перефразировка или перевод Божьего Слова может верно и точно передавать Божьи мысли, выраженные в оригинальном библейском тексте, человеческий фактор в создании перефразировки или перевода в обязательном порядке снижает их качество. Следовательно, самым лучшим способом для изучения Божьего Слова остается обращение к текстам, написанным на оригинальных библейских языках.
И последнее. Существует мнение, что человеческий язык слишком ограничен, чтобы Бог открывал Свою истину через него. Считается, что божественные мысли во многом теряют свое изначальное значение в процессе передачи их словами. Поэтому мы не можем принимать с полной уверенностью написанное в Священном Писании, так как оно предлагает нам лишь искаженный вариант Божьего откровения.
С одной стороны, следует признать, что человеческому языку, и самому человеку, не под силу охватить или выразить полноту Божьего бытия. Однако это не мешает Богу давать словесное откровение о Себе в той мере, которая необходима, чтобы человек истинно познал Его. Божье откровение, содержащееся в тексте, конечно, частично, но, тем не менее, оно верно и достаточно.
Также следует учитывать, что «человеческий» язык – это создание не «человека», а Бога. Это Божий дар человеку, с целью способствовать общению между индивидами. Само собой разумеется, что если Божья цель – это общение с людьми, то Он создаст языковую систему, достаточно развитую, чтобы сделать возможным общение между Ним и человеком.

 

56Отмечено в Vanhoozer K. J. The Semantics of Biblical Literature // Carson D. A., Woodbridge J. D. Hermeneutics, Authority and Canon. – Grand Rapids, MI: Baker, 1986. – С. 58-60.

 

Ж. Выводы

В ответ на вопрос, какой способ Божьего откровения лучший, самым верным будет считать, что Бог не ограничен в том, как Он может открывать Себя. Он может любым способом дать нам знать о Себе: через творение, историю, интуицию, размышление и т.д. Но, в то же время, необходимо определить, какой или какие способы откровения более авторитетны, что позволит нам разрешать возникающие противоречия в утверждениях о Боге. Трудно спорить с тем, что наилучшим способом Божьего самооткровения является Его личное посещение нашей планеты в личности Иисуса Христа. Но дело в том, что в наши дни Иисус Христос зримо во плоти не присутствует среди нас, и никто не может наслаждаться непосредственным контактом с Богом.
На основании вышеприведенного исследования, приходим к выводу, что в настоящее время наилучший, самый надежный и авторитетный способ откровения – это откровение от Бога, написанное в богодухновенных словах и предложениях. Камерон делает правильное заключение: «Естественно, обилие цитат из божественной речи, усеивающих канонические тексты, наводит на мысль, что речь является той самой категорией, в рамках которой и следует трактовать общение Бога со Своими созданиями».57
При этом мы не отвергаем, что Бог может открывать Себя людям и на личном уровне другими способами, например: через видение, сон, пророческое слово. Однако только Божьим Словом мы проверяем верность всех личных откровений. То, что не соответствует библейскому откровению, или не согласовывается с ним, однозначно отвергается.
Наконец, стоит упомянуть утверждение Хелма, что словесное откровение – не только самый лучший, но и незаменимый путь к богопознанию. Иными словами, то, что Бог открывает через особое, словесное откровение, человек не может приобрести другим путем: ни через разум, ни через чувства, ни через наблюдение.58

 

Библиография:

Гундри С. Н. Теология смерти Бога / Пер. с англ. В. Рынкевич // Элвелл У. Теологический энциклопедический словарь. – М.: Ассоциация “Духовное возрождение”, 2003. – С. 1198-1200
Де С. Камерон Н. Откровение Бога: основные моменты // Элуэлл У. A. Евангельский словарь библейского богословия. – СПб: Библия для всех, 2000. – C. 681-684
Зеньковский В. В. История русской философии. Аудио-серия.
Кураев А. Протестантам о православии. – 7-е изд. – Ростов–на-Дон: Троицкое Слово, 2003.
National Geographic-Украина. Декабрь, 2004. С. 24-31.
Эриксон, М. Е. Христианское богословие. – СПб.: Санкт-Петербургский христианский университет, 1999. – 1082 с.
————
Bankes G. Land of the Aztecs and Incas // Eerdmans’ Handbook to the World’s Religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994.
57Де С. Камерон, c. 681.
58Helm, с. 29.
Bright J. A History of Israel. – 3rd ed. – Philadelphia, PA: Westminster Press, 1981.
Bromley G. Reveal, Revelation // Bromley G. The International Standard Bible Encyclopedia. – In 4 Vols. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1988.
Burgess S. M. The Holy Spirit: Eastern Christian Traditions. – Peabody, MS: Hendrickson, 1989. – 223 c.
Burgess S. M. The Holy Spirit: Medieval Roman Catholic and Reformation Traditions. – Peabody, MS: Hendrickson, 1997. – 217 c.
Easton М. Revelation // Easton’s Bible Dictionary. – London: Bracken Books, 1989.
Frame J. M. The Spirit and the Scriptures // Carson D. A., Woodbridge J. D. Hermeneutics, Authority and Canon. – Grand Rapids, MI: Baker, 1986.
Gillespie T. W. Biblical Authority and Interpretation // McKim D. A Guide to Contemporary Hermeneutics. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1986. – С. 192-219.
Helm P. The Divine Revelation. – Westchester, IL: Crossway Books, 1982.
Henry C. F. H. God, Revelation, and Authority. – In 6 Vols. – Wheaton, IL: Crossway Books, 1999.
Linnman J. Martin Luther: “Little Christs for the World”; Faith and Sacraments as Means to Theosis // Christensen M. J., Wittung J. A. Partakers of the Divine Nature: The History and Development of Deification in the Christian Traditions. – Madison, NJ: Fairleigh Dickson University Press, 2007. – C. 187-199.
Marshall I. H. Biblical Inspiration. – Milton Keynes, UK: Paternoster, 1982.
McGrath A. E. Historical Theology. – Oxford: Blackwell, 1998. – 343 с.
McKim D. A Guide to Contemporary Hermeneutics. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1986. – С. 142-177.
Metzger B. M. Book Review: The Origin and Growth of Religion. By Father P. W. Schmidt // Bibliotheca Sacra Vol. 92, 1935. – С. 501-503.
Millard A. Cradle of Civilization: The Ancient Near East // Eerdmans’ Handbook to the World’s Religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 58-69.
Mueller D. L. Karl Barth // Patterson B. E. Makers of the Modern Theological Mind. – Waco, TX: Word, 1972. – 155 c.
Packer J. I. Fundamentalism and the Word of God. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1958 – 191 c.
Packer J. I. Revelation // Wood D., Marshall I. New Bible Dictionary. – 3rd ed. – Downers Grove, IL: Intervarsity Press, 1996.
Rahner K. The Practice of Faith: A Handbook of Contemporary Spirituality. – New York, Crossroad, 1983. – 31 c.
Roberts A., Donaldson J., Coxe A. C., eds. The Ante-Nicene Fathers. – Buffalo, NY: Christian Literature Company.
Scalise C. J. From Scripture to Theology. – Downers Grove, IL: Intervarsity, 1996. – 109 с.
Strong A. H. Systematic Theology. – Philadelphia, РА: American Baptist Publication Society, 1907.
Thiselton A. C. Hermeneutics and Theology: The Legitimacy and Necessity of Hermeneutics // McKim D. A Guide to Contemporary Hermeneutics. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1986
Vanhoozer K. J. The Semantics of Biblical Literature // Carson D. A., Woodbridge J. D. Hermeneutics, Authority and Canon. – Grand Rapids, MI: Baker, 1986.
Warfield B. B. The Works of Benjamin B. Warfield, Volume 1: Revelation and Inspiration. – Bellingham, WA: Logos Bible Software, 2008.

Следующий урок ⟶