Статья

СЛОВО О БОГЕ — 1 (СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА)

СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА: ЕСТЬ ЛИ БОГ? КТО ОН?

Глава 8-я. Анимизм и политеизм. Том 1-й — Существование Бога: Есть ли Бог? Кто Он?

 

IV. Вопрос многобожия

 

Рассмотрев вопрос Божьей трансцендентности, и определив, что наилучшее описание отношения Бога к миру предлагается теизмом, мы переходим к следующему вопросу – сколько есть богов? В древние времена было широко распространено многобожие или политеизм, т.е. вера в существование многих богов. Также возник в древности, но практикуется и сегодня, анимизм, т.е. вера во многих духов, которые определяют качество жизни для каждого человека. Также надо принять к сведению и возникновение относительно нового движения, придерживающегося существования многих богов – мормонизма. Проведем анализ этих политеистических мировоззрений.

 

Глава 8. Анимизм и древний политеизм

 

А. Определение анимизма

Хотя история анимизма длится уже тысячи лет, только в XIX веке появилось конкретное определение этого феномена. В 1873 г. в книге «Религия в примитивной культуре» Э. Б. Тейлор написал: «Анимизм, в своем полном развитии, включает в себя веру в души и в будущее состояние, в управляющих божеств и подчиненных духов … приводя к некоторому активному поклонению».709 Ван Рейнен предлагает более расширеный вариант:

Анимизм – это «вера в то, что личностные духовные существа и безличные духовные силы имеют власть над человеческими делами и, следовательно, люди должны выяснить, какие существа и силы влияют на них, чтобы определять свои будущие действия и то, как можно управлять этими силами».710

Итак, анимизм утверждает, что таинственные духовные силы управляют курсом жизни и природы. Предполагается, что за почти всеми природными явлениями стоят невидимые силы, которые определяют их действия. Они связаны с землей, луной, солнцем, зернами, реками, деревьями, животными и т.д.711 Следовательно, естественное не отличается от сверхъестественного. Духи бывают и злыми, и добрыми.
Анимисты часто признают существование верховного бога неба, который выше всех остальных богов.712 Часто понимается, что он является творцом и наблюдает за поведением человека. Далее, некоторые анимисты верят в пантеон богов – в высшего бога, который осуществляет свою волю через низших.713
Однако с высшим богом у анимистов практически нет отношений, ведь он удален от человека. О нем говорится как о «далеком, недоступном Создателе», «Высшем Существе, которое отражает свою природу в низших духовных существах» или даже как о «безличной силе, которая пронизывает всю природу».714 Тем не менее, иногда ему приносят в умилостивление жертвы за грехи. Ему также отводится решение судьбы загробной жизни.715
Анимисты, в основном, предпочитают связываться с низшими посредническими духами, т.е. теми, которые управляет природными силами, а также с духами усопших предков.716

 

709Van Rheenen G. Communicating Christ in animistic contexts. – Grand Rapids, MI: Baker, 1995. – С. 20.
710Там же, с. 20.
711Clodd E. Animism: The seed of religion. – Montana: Kessinger Publishers. – С. 52-83; Van Rheenen, с. 55; Turner H. World of the spirits // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 130; Hexham I. Understanding world religions. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011. – С. 62.
712Turner, с. 131; Hexham, с. 59; Corduan W. A Tapestry of faiths: The common threads between Christianity and world religions. – Downers Grove, IL: InterVarsity, 2002. – С. 15-16; Clodd, с. 53-58.
713Van Rheenen, с. 253.
714Там же, с. 243.
715Van Rheenen, с. 291-295; Халверзон Д. ред. Религии мира. – СПб: Шандал, 2002. – С. 39-40.
716Халверзон, с. 39-40.

 

Клод отмечает, что почитание усопших предков представляет собой универсальный феномен. Считается, что после смерти люди приобретают больше сил, находясь вне тела. Но, как правило, они имеют меньше сил, чем природные духи. Усопшие предки заинтересованы в живых и могут оказывать им помощь. По этой причине потомки ухаживают за их могилами и оставляют там подарки.717
Итак, счастье человека и его благополучие зависят как от благосклонности усопших предков, так и от хорошего влияния духов природы. Для защиты от плохого влияния духов совершаются разные ритуалы и приношение жертв. Также соблюдаются разные виды табу и суеверий.718 Рисли красноречиво описывает менталитет анимистов:

«Идея, лежащая в основе их религии – это сила или, скорее, много сил. То, чему поклоняется анимист, то, на что он стремится всеми силами влиять, то, с чем он хочет примириться – это движущаяся и находящаяся в тени компания неизвестных сил или влияний, создающих зло, а не добро, которые находятся в первобытном лесу, на высоких холмах, в стремительной реке, в раскинувшемся дереве; которые дают свою силу для прыжка тигру, свой яд змее, которые порождают лихорадку в джунглях и ходят в ужасном обличье холеры, оспы или мурены».719

Уточним момент. Своими ритуалами анимисты пытаются не столько умиротворять духов, сколько манипулировать ими. С одной стороны, богам поклоняются, а с другой стороны, низшими природными духами манипулируют посредством магии. Они полагают, что природные силы, которые отождествляются с духами, действуют согласно некоторой закономерности, подобно, например, электричеству. Если человек с помощью ритуалов и заклинаний сумел манипулировать духами и заручился возможностью распоряжаться этой природной энергией, то он может использовать ее для своего блага или блага своего «клиента».720
Ван Рейнен пишет об этом так: «Магия – это использование ритуалов и принадлежностей для манипулирования духовными силами».721 Далее, считается, что сами слова заклинаний содержат в себе силу осуществить свои цели. Для защиты от сглаза используются амулеты и ценные вещи.722
Ключевой фигурой в анимизме является жрец или шаман: «Шаман – гадатель, который стремится различить, какое духовное существо или какая безличная сила причиняет болезнь, разлад или катастрофу, чтобы предписать какое-либо лечение».723
Шаманы часто проходят тщательную подготовку к своей религиозной деятельности. Иногда считается, что такое «ремесло» передается по наследству. Шаманы занимаются гаданием, умеют совершать нужные ритуалы и выполняют роль медиума для духов.724 Чтобы выполнять свою роль, шаманы на самом деле должны стать «одержимыми» тем или иным духом. Ван Рейнен комментирует:

«Эти иллюстрации со всего мира демонстрируют, что присоединение к духовным существам в каком-то экстатическом переживании, особенно через одержимость и сны, является предпосылкой того, чтобы стать шаманом».725

Гадание используется для разных целей: для формирования будущих планов, обнаружения источника проблем, избежания опасности, выбора лидеров, выявления вины. Гадание осуществляется разными путями: наблюдением за определенными знаками в природе, через астрологию, ритуалы, карты Таро, истолкование снов и видений, получение сообщений от умерших людей или других духов.726

 

717Clodd, с. 87-94; Van Rheenen, с. 252.
718Hexham, с. 60.
719Risley, Census of India, vol 1, part 1, p. 352ff, 1901, Calcutta. Взято из Clodd, с. 24-25.
720Van Rheenen, с. 218, 253.
721Van Rheenen, с. 20-22, 218; Также см. Hexham, с. 60.
722Van Rheenen, с. 225, 229.
723Там же, с. 154.
724Turner, с. 131-132; Hexham, с. 55; Van Rheenen, с. 215.
725Van Rheenen, с. 157.
726Там же, с. 172-189.

 

Часто духовные силы ассоциируются с конкретными предметами, т.е. идолами, которые становятся объектами поклонения. Иногда идолы принимают форму «тотема», т.е. фигуры животного, которое как-то связано с данным племенем. Клод говорит, что идолам поклоняются не символически, но как месту обитания духов или инструменту проявления их сил.727 А. Шарт так комментирует отношения духовной силы и идола, изображающего его:

«В Месопотамии люди того времени прекрасно умели отличать статую от божества. Но, тем не менее, понималось, что божество может полностью воплотиться в образе. Это зависело от совершения предписанного ритуала и воли богов… Итак, предполагается, что сущность божества могла присутствовать полностью и постоянно в образе».728

По поводу этики можно отметить, что выявляются общие черты в этических системах разных анимистических племен, но они отличаются друг от друга в их применении. Суть греха такова: «Грех в анимистических контекстах понимается как фактор, разрушающий баланс и гармонию жизни. Когда гармония разрушается, люди испытывают страдания и несчастья».729
Интересно, что, как правило, анимистические религии лишены написанных священных текстов. Вера анимиста передается посредством устного предания или открывается через личный мистический опыт с духами. Их мистический опыт может состоять в видениях, снах, голосах, явлениях мертвых, а также в духовных ощущениях.730
Часто предполагается, что первые люди придерживались анимистического мировоззрения, а позже у них развилось более передовое понимание Бога, вплоть до монотеизма. Такой подход известен под названием «История религии» и опирается на эволюционную модель.
Опишем данный процесс. Предполагается, что пещерный человек отметил существование природных сил, которые он не мог контролировать, но которые определяли качество его жизни. Об этом феномене Клод пишет, что из этого страха «возникают чувства неполноценности, беспомощности и зависимости, которые обостряют то, что окружает человека, и которые являются основой для последующей теологий и ритуалов».731 Но, в соответствии с данной позицией, Клод далее пишет, что страх, порождающий анимизм, «уменьшился по мере расширения объема знаний».732
Следовательно, человек начал поклоняться этим силам и соответствующим им природным явлениям в попытке умиротворить их и, тем самым, заручиться безопасностью и успехом в жизни. Позже человек стал называть эти силы разными именами: Марсом, Юпитером и т.д.
Затем люди стали признавать одного главного бога, который выступал покровителем их народа. Приверженцы «Истории религии» полагают, что ранний Израиль признавал существование множества богов, но считал, что именно Яхве является их покровителем. А далее, в процессе истории, Израиль придумал систему «монотеизма», согласно которой утверждалось, что есть только один Бог. Однако теория «История религии» обсуждается и опровергается в 1-ой главе в разделе В во втором томе данной серии книг.
В заключене важно принять к сведению, что, хотя в данный момент меньшинство мирового населения придерживается анимизма (135 миллионов), количество его приверженцев увеличивается. Ван Рейнен сообщает, что «вера в безличные духовные силы становится все более распространенной», и «анимизм вообще не умирает, а скорее перестраивается в новые, современные формы».733

 

727Clodd, с. 78; Turner, с. 130; Van Rheenen, с. 249-250.
728Schart A. Die “Gestalt” YHWYs.
729Van Rheenen, с. 277, 297.
730Hexham, с. 51; Corduan,с. 15; Van Rheenen, с. 58.
731Clodd, с. 21.
732Там же, с. 48.
733Van Rheenen, с. 18, 25.

 

Анимизм также оказывает существенное влияние на многих, принадлежащих к другим религиям (см. раздел Б.5.). С. Неил полагает, что 40% мирового населения «основывают свою жизнь на анимистическом мышлении».734 Ван Рейнен проницательно отмечает:

«Обычный человек в анимистическом обществе может носить западную одежду, желать образования, слушать радио и путешествовать на большие расстояния…. Однако когда он болен или его жена бесплодна, он консультируется с медиумом или гадателем».735

Б. Анимизм в разных контекстах

Отмечается, что, хотя основные черты анимизма общие, в каждой культуре они выражаются своеобразно.736 Справедливо предположить, что в древности анимизм присутствовал во всех странах мира, и что он все еще выражается в культурных особенностях многих народов и сегодня. Но в этой главе мы рассмотрим только некоторые виды анимизма в разных мировых культурах.

1. Анимизм в Китае

С исторической точки зрения (исключая влияние атеистического коммунизма) главенствующими философскими и религиозными мировоззрениями Китая являются буддизм, конфуцианство и даосизм. Но наблюдаются и другие аспекты китайской (народной) религиозной жизни, которые не совсем входят в число элементов этих систем. В Китае имеется еще одно религиозное течение, хоть и переплетающееся с вышеупомянутыми, но имеющее свое мировоззрение. Это течение мы вправе назвать китайским анимизмом.
В частности, в народной китайской религии практикуют почитание усопших предков, экзорцизм и особенные ритуалы при похоронах. Также, соблюдаются определенные языческие праздники и, кроме этого, есть практикующие шаманы.737
Опрос, проведенный в 2008 г. в китайских селах, открыл, что одна треть населения полагает, «что есть сверхъестественные силы, которые доминируют или сильно влияют на судьбу людей, и они думают, что их судьбы можно изменить, предлагая жертвы богам или предкам. Эти убеждения и практика часто глубоко укоренены в традиционных китайских культурах и обычаях местных общин».738
Античная космология Китая такова. Имеется пантеон богов во главе с богом Юй-ди, который также входит в число богов даосизма. Он возглавляет всю систему богов, которые выполняют разные обязанности. В частности, один из низших богов, домашний дух или божество, наблюдает за поведением семьи в доме. Другой бог живет внутри человека и отмечает его хорошие и плохие дела. Другие боги наблюдают за порядком в преисподней. Император, хоть и смертный человек, называется «сыном неба» и служит посредником между богами и людьми.739
Далее, они верят, что вселенная эволюционировала из «пустоты», и сама является живым организмом. А значит, вселенная имеет присущую себе энергию, так называемую, ци, которая пропитывает все существующее.740
Самая примечательная особенность китайской народной религии, которая также имеется и в даосизме – это понимание концепции «инь и янь». Эти слова описывают противоположные силы, наблюдаемые во вселенной, которые создают между собой некий баланс или равновесие. Например, янь

 

734Там же, с. 25.
735Там же, с. 32.
736Corduan, с. 15.
737Teiser S. F. Religions of China in practice // Asian religions in practice. – Princeton, NJ: Princeton University, 1999. – C. 105-108.
738http://en.wikipedia.org/wiki/China#Religion
739Teiser, с. 115; https://en.wikipedia.org/wiki/Jade_Emperor.
740Teiser, с. 115-117; Wright A. W. Buddhism in Chinese history. – Stanford, CA: Stanford Univ. Press, 1959. – С. 13; https://en.wikipedia.org/wiki/Qi

 

представлен мужским полом, ярким светом, творчеством, солнцем, востоком; а инь представлена женским полом, темнотой, пассивностью, луной, западом.741
Дисгармония между инь и янь приводит к болезни. Но акупунктура может восстановить это равновесие в человеческом теле. Когда человек умирает, инь остается в трупе и может впоследствии стать призраком. А янь поднимается в небо и впоследствии перевоплощается.742
Поскольку вся вселенная пропитана ци, которое выражается в противоположных силах инь и янь, все, по сути своей, принадлежит духовному миру и, таким образом, смыта грань между естественным и сверхъестественным.743 Этим выражается основной постулат анимизма.

2. Анимизм в Японии (синтоизм)

Анимизм в Японии существует давно, известен под названием «синтоизм» и в 2010 г. имел 2-3 миллиона поклонников. В истории Японии он часто переплетался с буддизмом и конфуцианством, что создало синкретическую религию, свойственную только одной Японии. Поэтому некоторые из божеств буддизма принимались за богов синтоизма и наоборот. К тому же, исторически сложилось, что буддийские монахи часто служили и в синтоистских храмах.744
По поводу возникновения синтоизма существует некоторая неопределенность. Нигосян выражает это так: «Синтоизм – это коллективный термин, относящийся к множеству различных японских религиозных и национальных практик, включая фольклор, магию, веру в духов предков, ритуализм и национализм».745
Самая ранняя форма японской народной религии состояла в рудиментарной форме анимизма, при которой шаманы занимались предотвращением дел и влияния злых духов. При этом в японской народной религии существовало и большое разнообразие духов: каждый клан имел своего «бога-покровителя». Но с IV века по Р.Х. вероучение клана «ямато» взяло верх и стало доминирующим взглядом, а его богиня, Аматэрасу, богиня солнца, стала главным божеством. Название «синтоизма», которое означает «путь духов или богов», появилось еще позже, в VI веке по Р.Х.746
Рассмотрим мировоззрение синтоизма, как оно проявилось в более развитой форме. В соответствии с анимизмом в целом, «синтоизм считает мир живым и наделенным божественностью».747 Следовательно, «синтоизм не признает твердой разделительной линии между смертным и бессмертным, человеческим и божественным, духовным и материальным мирами».748
Духи (или боги), которые управляют мирозданием, называются «ками». Вся вселенная полна их присутствием. Мелтон делится следующей мыслью: «Все, что выше обычного, или то, что может пробудить чувство благоговения или тайны в человеческом уме – все это может считаться как ками».749
Тем не менее, в космологии синтоизма признаются три первоначальных самосозданных ками: (1) Амэ-но минакануси, владыка священного центра небес, (2) Таками-мусуби, бог высокого священного творения, (3) Ками-мусуби, бог священного творения. Они создали мир из хаоса и также создали «первоначальных родителей», а именно, Идзанаги (мужа) и Идзанами (жену). Они, в свою очередь, дали начало японским островам, японскому народу и другим ками, в том числе, уважаемой Аматэрасу (см. ниже). Также высоко уважается Хатимана, ками войны и защитник Японии.750

 

741Van Rheenen, с. 206; Wright, с. 12-13; Teiser, с. 117-120;
742Teiser, с. 117-118; Van Rheenen, с. 206.
743Там же, с. 119.
744Melton J. G. Shinto // Melton J. G., Baumann M. Religions of the world. – 2nd ed. – Santa Barbara, CA: ABC-CLIO, 2010. – T. 6. – C. 2619; Nigosian, с. 223-225; Bocking B. Shinto // Jones L. Encyclopedia of Religion. – 2nd ed. – Detroit, MI: Thomson-Gale, 2005. – C. 8357.
745Nigosian, с. 217.
746Nigosian, с. 218, 221; Melton, т. 6, с. 2616.
747Melton, т. 6, с. 2618.
748Nigosian, с. 223.
749Melton, т. 6, с. 2618.
750Melton, т. 6, с. 2618-2619; Nigosian, с. 220; https://en.wikipedia.org/wiki/Hachiman; Bocking, с. 8369.

 

Представляет особый интерес развитие понимания Аматэрасу. Как уже было сказано, она была главным ками клана ямито. Она также принималась как предок его вождя. Далее, она считалась предком и японского императора. Итак, предполагалось, что японский император имеет божественное происхождение.
Дело дошло до того, что в 1868 г. возник, так называемый, «государственный синтоизм», в котором император считался божественным. В 1889 г. он был признан «священным неприкосновенным проявлением Абсолюта».751 В то время всех японцев обязывали участвовать в исповедании государственного синтоизма: «Признаком лояльности правительству было принятие государственного синтоизма».752
А в конце Великой отечественной войны (II Мировой войны) государственный синтоизм в Японии был запрещен американскими оккупационными властями. С этого времени государственный синтоизм переименовали в «храмовой синтоизм», который был отделен от государства. В данный момент храмовый синтоизм представляет собой самую крупную ветвь синтоизма.753
Хотя в раннем синтоизме люди совершали свои религиозные ритуалы в разных местах, теперь культ синтоизма централизован в храмах. Однако некоторые особые ритуалы совершаются и на горе Фудзияма. Говорят, что на Новый год, великий праздник Японии, 80% населения посещают храм. Имеются и камиданы – места почитания ками в доме самого поклонника.754
Другие синтоисты принадлежат к «сектантскому синтоизму», который восходит к XIX веку. Это разные виды сект, которые основывались людьми, претендующими на особенное духовное влияние. Особенно такие секты стали популярны после Второй мировой войны, когда было запрещено участие в государственном синтоизме. И до сих пор все еще появляются новые течения в синтоизме.755
Некоторые секты данного вида синтоизма входят в категорию «чистого синтоизма», который противится влиянию посторонних религий и подчеркивает основные положения народной веры. Другие секты входят в группу «конфуцианских синтоистских сект», где происходит сочетание этих взглядов. В «секте гор» поклоняются горам. Есть и «секты очищения», в которых делается акцент на ритуальном очищении.756
«Искупительная секта» является теистической и подчеркивает веру в Бога. Практикуется божественное исцеление. Самой передовой из этих сект считается конко-кё.

«Сторонники конко-кё считают, что все люди должны верить в Великого Отца Вселенной, любить друг друга, выполнять свои соответствующие обязанности и молиться за мир, счастье и процветание в мире… Они отвергают все оккультные действия, аскетические практики и религиозные аскезы».757

Насчитывается около ста тысячи синтоистских храмов, которые являются центрами для почитания ками. Там происходят приношения пищи и ритуалы очищения. Там же поклоняются не только синтоисты, но и буддисты, так как буддийские бодхисаттва иногда отождествляются с синтоистскими ками. Но при вступлении во власть императора Мэйдзи (1868 г.) синтоизм был отделен от буддизма. Тем не менее, по сей день наличествует влияние буддизма в синтоизме.758
При императоре Мэйдзи также выдвигалось, так называемое, «Великое учение», которое заключается в следующих постановлениях: «(1) почитайте богов и любите свою страну, (2) уясните принципы неба и пути человека, (3) почитайте императора и соблюдайте его волю».759

 

751Melton, т. 6, с. 2618; Nigosian, с. 228.
752Nigosian, с. 227-228.
753Nigosian, с. 220, 228-229; Melton, т. 6, с. 2618-2619.
754Bocking, с. 8357-5358; Nigosian, с. 240.
755Melton, т. 6, с. 2618; Bocking, с. 8367-8369.
756Nigosian, с. 233-234.
757Там же, с. 235-237.
758https://en.wikipedia.org/wiki/Shinto#Notable_shrines; Melton, т. 6, с. 2618; Nigosian, с. 225-227, 231; Bocking, с. 8357; https://en.wikipedia.org/wiki/Shinbutsu-shugo.
759Bocking, с. 8366.

 

Хотя поклонники синтоизма не придерживаются никакого канона священных книг, тем не менее, они высоко уважают два произведения: Кодзики (712 г. по Р.Х.) и Нихон сёки (720 г. по Р.Х.), которые рассказывают о мифологической истории возникновения японских островов и ками, хотя последнее также содержит и подлинную историю Японии. В синтоизме соблюдается cитуационная этика.760

3. Анимизм в Океании

Стоит ненадолго остановиться на явлении анимизма в Океании, в частности, в Меланезии. Там господствует понятие маны, которая представляет собой безличную силу, управляющую всем: как хорошими явлениями, так и плохими. Ману нужно «накапливать», чтобы добиться успеха в жизни. Можно ее приобретать через воина, убитого в битве, через усопших предков, через особый зуб или особый камень, или через амулет, который коснулся человека, исполненного маной. Например, полагали, что царь Гавайев был исполненным маной. Ван Рейнен пишет об этом так: «Мана обеспечивает меланезийца способностью быть успешным. Отсутствие такой силы объясняет неудачу».761
Мана может давать благо или причинять вред. Поэтому необходимо ее контролировать через совершение надлежащих ритуалов и защищать себя через соблюдение предписанных табу. Люди, имеющие опыт в этом отношении, могут советовать другим, как использовать ману на пользу. Любопытно отметить, что понятия, подобные мане, наличествуют и у других племен: у некоторых американских индейцев есть вакан, у пигмеев есть ууда, в Индонезии – то, в Танзании – бугота.762
У некоторых племен в Океании имеется вера в Бога-Творца. Но считается, что Он отделился от людей и, следовательно, Ему не поклоняются. Как и в других анимистических обществах, они верят в существование и действие духов усопших предков.763 Особенность меланезийских аборигенов заключается в ожидании прихода некого предка на корабле или самолете, чтобы привезти промышленные товары и начать время великого процветания без смерти. Такой феномен носит название «карго-культа».764

4. Анимизм в России

Еще до принятия Владимиром Великим и Киевской Русью христианства в Х веке на этой территории уже существовала политеистическо-анимистическая система поклонения.765 Даже после обращения Руси в христианство остаток язычества, тем не менее, оставался. Лупан описывает ситуацию так:

«И воистину удивителен тот факт, что при обилии колокольного звона из-под позолоченных куполов, по деревням встречаешь то, как люди, войдя в дом, задабривают «домового», идя в лес, обращаются к духам леса, со страхом просят о благосклонности к “луговым” и “гумновым”. Редко какой религиозный праздник обходится без посещения кладбища, где накрываются столы и приглашаются духи усопших прародителей».766

Язычество древней Руси более напоминает политеизм, чем анимизм, поскольку считалось, что определенные боги с конкретными именами руководят разными аспектами жизни. Существуют различные предположения, кем был главный бог славянского народа в древности. Некоторые говорят – Перун, другие – Сварог (который иногда считается богом огня), Род или Световит. Другие боги

 

760https://en.wikipedia.org/wiki/Kojiki; https://en.wikipedia.org/wiki/Nihongi; Melton, т. 6, с. 2618; Nigosian, с. 219
761Van Rheenen, с. 209.
762Van Rheenen, с. 208-212; Tippett A. Oceania // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 140.
763Tippett, с. 140-141; Loeliger C. Melanesia // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 142.
764Loeliger C. Cargo cults // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 143.
765Лупан А. Апологетические доводы относительно анимистической религии в России // Евангельская теологическая семинария, студенческий реферат. – Киев, 2012.
766Там же.

 

выполняли определенные функции: Ярило – бог растений и весны, Марена (сестра и жена Ярило) – богиня смерти и зимы, Даждьбог – бог солнца и другие.767
Признавался и злой бог по имени Велес, который противопоставлялся главному богу. Ему подчинялись меньшие боги, выполняющие следующие функции: «барабашки – хулиганские домашние духи; домовой – хозяин дома; водяной – дух водяной стихии; леший – дух леса; кикимора – болотный дух; привидения – души давно умерших людей».768
Лупан повествует, что в современном русском обществе происходит возрождение анимизма. «Отцами» этого движения являются К. Якутовский, А. Рядинский и А. Добровольский.769 Даже существуют языческие религиозные объединения, такие как «Союз Венедов», «Велесов круг», «Союз Славянских Общин» и «Украинские Язычники». Движение имеет «национально-патриотическую окраску» и привлекает тех, кто «устал от трудностей сегодняшних реалий» и хочет «вернуться к корням». В этом движении отмечается «порядок ритуально-обрядового поклонения, волхвы, рощи (капища), идолы и т.д.».
Даже без участия в формальном движении анимистов, следы анимистического суеверия можно встретить в современном славянском обществе. Лупан пишет:

«Они тонут во множестве суеверий – там сплюнь через левое плечо, там не с той ноги встал, там нужно по дереву постучать, там черная кошка пробежала, через порог руку подал, в понедельник деньги одолжил, домовому не подал творожку и т.д. А ночью не спи вверх лицом, а то он душить будет … А если не угодил водяному, то и потопить может. Не угодил лешему – в лесу останешься. Все жизнь – суеверный страх. Осечки не прощаются».770

Наконец, нельзя не говорить об активности шаманов в России, особенно в Сибири. Ими практикуются все виды колдовства и оккультных практик. К ним люди обращаются за помощью в решении личных проблем.771

5. Анимизм в других религиях

Анимизм не только встречается у примитивных племен, находящихся в далеких местах, но его следы видны и в более передовых религиях современности. Клод утверждает, что, хотя более передовые религии могут удовлетворить своих приверженцев интеллектуально, анимизм более притягивает их чувственно. Он написал, что анимизм «по-прежнему является отличительной чертой высших религий … мы остаемся, в основном, анимистами».772

1) Православие и католицизм

Что касается православия, утверждается: «Некоторые обряды и обычаи современного варианта русского православия иногда оказываются укорененными именно в языческой традиции».773 В критической оценке Православной церкви сторонник современного анимизма в России написал:

«Православные и народные обычаи включают в себя ряд ритуалов и памятных дат, историческими корнями восходящие к язычеству: обряды Коляды, Купалы, Масленицы, Кузьминок, родительские субботы, освящение особой обрядовой еды и многое другое. Поэтому

 

767Hultkrantz A. Nomads of the steppes // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 124; Лупан; https://en.wikipedia.org/wiki/Slavic_mythology;
768Лупан.
769Лупан; Также см. http://www.paganism.ru/neo-pag.htm.
770Лупан.
771Boal B. Asia // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 133-136.
772Clodd, с. 96-97.
773«Язычество древней Руси» http://voov.narod.ru/b-i-y/jaz-ref1.htm. Взято из Лупана.

 

языческие обряды часто совпадают с обычаем крещеных православных прадедушек и прабабушек».774

Также, Лупан проводит параллель между обращением к православным святым и обращением к языческим богам:

«Каждый святой (предназначен) на определенную земную нужду. Если заболела корова, молись Власию, если лошадь не может разродиться, молись Флору и Лавру, в курятнике “покровителями” являются Козьма и Дамиан, об овцах – св. Мамонту или св. Анастасии, о свиньях – св. Василию Великому, о пчелах – св. Зосиму, если заболел – св. Пантелеймону…».775

Наконец, Лупан придерживается мнения, что продолжение анимизма в православии было обусловлено принужденным обращением киевской Руси в христианство в Х веке. Значит, их обращение в христианство было формально и поверхностно, а в сердце они оставались анимистами. В течение времени их исходная вера постепенно вкралась в православие и остается там по сей день.776
Оценка католической веры подобна, особенно в ее «народной форме». Католики почитают статуи, обращаются к конкретным святым за восполнением конкретных нужд, используют в поклонении мощи. Говорят, что отличительная черта католицизма в Бразилии заключается в наличии в нем спиритизма и синкретизма.777
Хотя следующая статистика касается не только католичества, но и всех христианских конфессий, примечательно, что 70% южноафриканского племени зулусов, считая себя христианами, все же верят в духов усопших прародителей.778

2) Ислам

Уделим особое внимание анимизму в исламе.779 В мусульманской вере встречается понятие «бараката», который представляет собой безличную духовную силу. Ван Рейнен описывает его так: Баракат – это «божественное благословение, благодать и милосердие … защита от опасности и неприятностей, харизма для лидерства и сила для защиты и исцеления».780
Ортодоксальные мусульмане предполагают, что баракат происходит от Аллаха, как благословение, и его невозможно передать другим. А в народной форме ислама он понимается больше как магическая сила, и ее можно передать другим.
Мусульмане полагают, что могут «накапливать» для себя баракат через соблюдение «пяти столбов» ислама, в том числе, через паломничество в Мекку и касание Каабы. В суфизме, т.е. мистическом направлении ислама, признаются «пиры», т.е. духовные лидеры, обладающие, предположительно, многим баракатом, который был передан им от самого Мухаммеда.
В исламе считается, что Коран содержит много бараката. Согласно ортодоксальному исламу, баракат получается вследствие принятия содержания Корана, а в народном исламе – касания самой книги. Другая анимистическая практика, связанная с Кораном: открытие книги в случайном месте и принятие написанного там в качестве личного водительства от Аллаха. Еще одна – вымыть слова Корана в жидкости и подавать ее больному, как лекарство.
Как во всех анимистических движениях, в народном исламе также наблюдается обращение к усопшим предкам. Надо ухаживать за их могилами и приносить туда пищу, чтобы они не проклинали

 

774Язычество имеет право на уважение и терпимость: Обращение русских язычников к Российским средствам массовой информации, 25 сентября 2003 года http://slavya.ru/dialog/pres03/rights.htm. Взято из Лупана.
775Лупан. Также см. Van Rheenen, с. 247.
776Лупан.
777Van Rheenen, c. 256.
778Там же, с. 24-26, 98, 247, 256.
779Там же, с. 60, 199-265.
780Там же, с. 60, 199.

 

своих потомков. Далее утверждается, что усопшие предки общаются с живыми посредством снов или прямого явления.
Наконец, в исламе принимается существование «джиннов», которые в космологии ислама занимают промежуточное положение между людьми и ангелами. Как правило, они злы, но бывают и добрые. Джинны причиняют болезни, особенно у новорожденных и их матерей, новобрачных и испуганных людей. Можно задабривать джиннов приношением пищи или отгонять их светом, порохом или чтением из Корана.

3) Нью Эйдж

Хотя мы уже обсудили движение Нью Эйджа в контексте «деток индуизма», все же в нем наличествует сильное влияние анимизма.781 Его последователи верят, что существует «универсальная жизненная энергия», которая служит основой для всего сущего: «Это – именно та энергия, которая вытекает из вселенной в живых существ и циркулирует внутри них упорядоченным образом».782
Соответственно, препятствие движению этой энергии приводит к возникновению болезни. А целитель может передать больному «дозу» этой энергии для его выздоровления. «Чудо» понимается как проявление этой энергии. Ее можно высвободить путем медитации, особенно групповой.

4) Пятидесятники и харизматы

В заключение следует коснуться вопроса наличия анимистической склонности и в пятидесятническом-харизматическом движении. Рассмотрим два момента. Часто встречается мнение, что слова, вслух провозглашенные человеком, содержат в себе духовные силы и обязательно исполняются в жизни либо в пользу, либо во вред человеку. В защиту этого тезиса его приверженцы ссылаются на Пр. 18:22, где говорится: «Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его».
Однако в этой трактовке упускается из вида, что речь идет о силе слов в книге Притчи в целом. Рассмотрев контекст данной книги, становится ясно, что под словами «смерть и жизнь» имеется в виду не высвобождение духовных сил, а влияние нашей речи на себя и других в естественном и нравственном плане.
Например, «смертельный» язык можно понять в смысле «зловредный язык» (Пр. 10:31), «лживый язык» (Пр. 12:19), «тайный язык» (Пр. 25:23), «пагубный язык» (Пр. 17:4), «необузданный язык» (Пр. 15:4) или «льстивый язык» (Пр. 6:24). А «живодающий язык» можно понять в смысле «язык праведного» (Пр. 10:20), «мягкий язык» (Пр. 25:15), «мудрый язык» (Пр. 31:26) или «кроткий язык» (Пр. 15:4). О последнем конкретно написано, что «кроткий язык – древо жизни».
В то же время, совершенно верно, что провозглашенные слова играют роль в высвобождении Божьей силы. Не сказал ли Иисус: «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мк. 11:23)? Не высвободили ли Иисус и апостолы силу изречением слова (см. Мк. 4:39; Мф. 8:8; Деян. 9:34, 40; 14:10; и т.д.)?
Дело в том, что Божья сила высвобождается не словами человека, а через его веру. По всей Библии свидетельство одно – вера в Бога и Его Слово приводит к высвобождению Его силы. А слова – это всего лишь одно из выражений веры человека. Слова не содержат никаких сил сами в себе. Они просто функционируют в качестве выражения веры в Бога, Который высвобождает Свою силу в ответ на веру человека, в соответствии со Своей волей.
А если считать, что сами слова содержат силы и сами собой осуществляются, то мы уже вторгаемся в сферу анимизма (точнее, заклинаний), где сила имеет безличный характер и ее можно контролировать

 

781Там же, с. 205-207.
782Там же, с. 205.

 

и ею манипулировать, независимо от Бога. Каждый раз, когда Божья сила отделяется от личности Бога и понимается как самодействующая и самореализующая – мы уже в опасности практики анимизма.
Коснемся другого момента. Бывает, что говорят о «помазании», полученном от Бога на служение. Создается впечатление, что данное «помазание» заключается в какой-то духовной силе, полученной от Духа Святого, которая действует независимо от Него и приводит к успеху в служении. Но здесь опять видно отклонение в сторону анимизма, где Божья сила отделяется от Самого Бога и действует будто сама по себе.
Истина в том, что, согласно новозаветному употреблению χρῖσμα (хрисма, т.е. «помазание»), данное слово относится не к силе Духа Святого, а к Самому Духу. Посмотрим на единственные новозаветные употребления этого слова. В 1 Ин. 2:20 написано: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все», и дальше в 2:27: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему». «Научающее» помазание соответствует тому, что Иоанн написал в своем Евангелии: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» (Ин. 14:26). Выходит, что «научающее» помазание есть Дух Святой.
В подтверждение этому выводу сошлемся на Деян. 10:38, где встречается глагольная форма интересующего нас слова, т.е. χρίω (хрио). Так написано: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета». Во-первых, заметим, что Бог помазал Иисуса Духом Святым. Получается, что Сам Дух является Божьим помазанием. Последующая фраза «и силой» указывает на действие, которое Дух Святой будет лично совершать в жизни Спасителя, способствующее Ему нести Его чудесное служение (см. Мф. 12:28).
Далее, рассмотрим написанное Павлом на этот счет в 1 Кор. 12:7 в контексте обсуждения духовных даров: «Но каждому дается проявление Духа на пользу». Снова заметим, что Божья сила связана с личностью Духа Святого. Духовные дары – это «проявления» Духа Святого. Ни помазание, ни духовные дары не действуют независимо от Божьего Духа, как магическая сила, а представляют собой выражение и проявление личности Святого Духа через человека.
Итак, корректнее говорить не «я имею помазание или дар пророчествовать», а «Дух лично проявляет через меня способность пророчествовать». Каждый раз, когда мы отделяем Божью силу от личности Бога – мы в опасности впадения в анимизм.

В. Политеизм в античности и сегодня

Сравнивая анимизм с политеизмом, мы обнаружим, что эти системы во многом совпадают. Главное отличие в том, что в политеизме природные силы олицетворили и наименовали. То, что было для анимиста безличной природной силой или безымянным духом, для пантеиста стало личным божеством, которое требует поклонения и принимает его. Следовательно, общепринятой практикой у политеистов было построение храмов для приношения умиротворяющих жертв богам.783
Также примечательно, что политеизм не полностью вымер. Существуют и сегодня небольшие движения, намеревающиеся восстановить практику многобожия.
В политеистических системах почти всегда признавался главный бог, часто с сопровождающей его супругой. Под ним была иерархия низших богов. Например, Шумеры поклонялись Ану, богу неба, супругой которого была Инанна. Ану возглавлял других богов, в том числе, Энлиль – бога атмосферы, Энки – бога вод, Юту – бога солнца, Наану – бога луны и других.784
Аккады и Хананеи именовали своего главного бога Эл. В Ханаане его жену звали Ашера, которая вместе с мужем родила не только богов, но и людей. Другие главные боги: в Ассирии – Ашур, в Вавилоне – Мардук, в Моаве – Хамос, в Едоме – Кос, в Аммоне – Молох, в Дамаске – Хадад.785

 

783Smith C. C. The ancient religions of Greece and Rome // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 97; Millard A. Cradle of civilization: The Ancient Near East // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 60.
784Millard, с. 60; https://en.wikipedia.org/wiki/Anu
785Millard, с. 61- 67.

 

В Египте Ра выступал «богом солнца, великим государственным богом древнего Египта, царем богов, отцом человечества и защитником королей».786 Но в Египте также говорится о Верховном боге в другом смысле: «Есть также ссылки на “Бога” или “того Бога”, который, кажется, был безымянной универсальной божественной силой, которая контролировала вселенную и поддерживала добро против зла».787
Особо известны пантеоны Греции и Рима. Их перечисление богов во многом совпадают. Главным из них являлся Зевс (Юпитер), который принимался «отцом богов и людей, хотя и не богом-создателем, но был богом неба и погоды».788 Другие известные имена среди греко-римского пантеона и некоторые области их деятельности:789

 Арес = Марс – война
 Афродита = Венера – любовь
 Артемида = Диана – природа
 Афина = Минерва – мудрость, война, искусство
 Гермес = Меркурий – посланник
 Посейдон = Нептун – море

Также значимо, что народы иногда обращались к своему императору как к богу, или же император выступал в роли первосвященника.790
Исходя из вышеуказанного, видно, что различные боги выполняют различные функции в мироздании и соответствуют обычным природным явлениям или человеческому опыту. Миллард приводит следующие примеры: «Боги шумеров были природными силами, как они были проявлены в мире» и в Ханаане божества были «силами естественного мира». К тому же он пишет: «Боги были ограничены своей собственной сферой».791
Поскольку боги древности все были связаны с природными явлениями или человеческим опытом, нас не удивляет, что можно видеть совпадение не только между богами Греции и Рима, но и между пантеонами всех древних религий. Уоллс повествует о том, что говорил Цезарь об этом:

«Цезарь полагал, что галльские кельты поклонялись тем же богам, что и римляне, хотя и под разными именами. “Об этих божествах, – говорит он, – у них есть почти такая же идея, как у всех других народов”».792

Любопытно отметить, что в древности часто полагалось, что существовала выше всех богов некая безличная сила, «судьба», которая определяла будущее всех.793 Что касается поведения богов, Смит говорит о греческих богах Олимпа следующее: они «едва ли были образцовыми примерами этического поведения».794 Миллард делится наблюдением, что поведение богов было капризным и непредсказуемым и также пишет следующее.

 

786Ruffle J. Ancient Egypt: Land of the priest-king // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 79.
787Ruffle, с. 71.
788Smith, с. 103.
789Smith, с. 103; https://en.wikipedia.org/wiki/Athena; Van Rheenen, с. 255.
790Smith, с. 108; Ruffle, с. 72.
791Millard, с. 61, 64.
792Walls A. The old gods: Religions of Northern Europe // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 117.
793Smith, с. 95.
794Там же, с 99.

 

«Они борются за свое место против злых сил, которые хотят разрушить их упорядоченный образ жизни. Они ссорятся по своим областям влияния. Они участвуют в обманах и демонстрируют все виды человеческих эмоций и пороков».795
Что касается поклонения богам, то умиротворяющие их ритуалы совершали исключительно священники. В ритуалах миряне не участвовали, но могли у себя дома заниматься анимистическими практиками. В храме священники также ухаживали за идолами – кормили, омывали и одевали. Даже считалось, что боги создали людей, чтобы те для них взращивали пищу. Поклонение богам делалось с целью получения материального благополучия. Наконец, каждый город признавал собственного «бога-покровителя».796
Как было сказано выше, политеизм не вымер полностью, но даже испытывает некоторое возрождение. Мы имеем в виду писателя Д. Л. Миллера и его книгу «Новый политеизм: возрождение богов и богинь», в которой он подробно доказывает свою позицию в защиту политеизма.797 Он описывает богов следующими словами:

«Боги и богини – это имена сил, которые имеют автономию и не обусловлены социальными и историческими событиями, не зависят от воли или разума человека, или от личных и индивидуальных факторов».798

Точка отправления в его защите политеизма заключается в том, что монотеизм не может достаточно хорошо описывать все явления в мире или охватывать весь человеческий опыт. Наличие разнообразия в мире и в жизни человека свидетельствует о существовании большего, чем одно метафизическое начало. Человек, придерживающийся монотеизма, незакономерно ограничивает свое восприятие реальности: «Именно это монотеистическое мышление терпит неудачу у людей в то время, когда опыт становится самосознательно плюралистическим».799
Представляется, что человек испытывает в жизни такое разнообразие переживаний, сталкивается с таким множеством идей и сам придерживается таких различных ценностей, что нельзя приписывать все эти аспекты человеческого опыта лишь одному началу. Они восходят к различным началам, т.е. к различным богам.
Далее, Миллер противопоставляет друг другу концепции «логики» и «опыта». Он говорит, что в защите своей системы монотеисты используют логичную дедукцию, как доказательство существованию одного Бога, и поскольку логика исключает существование противоречий, то все явления должны согласоваться в одном логически последовательном монотеистическом мировоззрении.
Однако Миллер отвечает, что жизнь не так проста. В повседневной жизни люди постоянно сталкиваются с логическими противоречиями и кажущимися неразрешимыми дилеммами. Он приходит к выводу, что с теологической (логической) точки зрения люди могут претендовать на веру в одного Бога, а с социологической (экзистенциальной) точки зрения они не могут.
В то же время, есть место и для обратного порядка вещей. Миллер готов допустить «функциональный монотеизм». Другими словами, человек может поклоняться только одному Богу, но при этом он должен быть готов признать, что существование лишь одного Бога не может объяснить все явления в мире. Значит, в этом случае человек может быть на практике монотеистом, но должен быть в теории политеистом. К тому же, он может чувствовать себя свободным «попробовать» разных богов в разные времена.
Также в пользу своего тезиса Миллер обращается к философскому релятивизму и плюрализму, которые преобладают в современном мире. Тот факт, что все философские системы неудачны в точном

 

795Millard, с. 61, 67.
796Smith, с. 105-108; Millard, с. 60-61, 66; Ruffle, с. 71-72.
797Miller, D. L. The new polytheism: Rebirth of the gods and goddesses. – New York: Harper & Row, 1974. – 83 c.
798Miller, с. 6.
799Там же, с. 7.

 

определении истины, объясняется тем, что есть больше одной истины, т.е. большего одного бога. К тому же, политеизм может продвигать толерантность между людьми.
Далее, Миллер ссылается на коперниковскую революцию в науке. В птолемеевой системе был центр вселенной – планета Земля. А при открытии Коперника обнаружилось, что во вселенной центра нет. Подобным образом, нельзя искать в мире религии организующий центр, т.е. одного Бога.
Тем не менее, Миллер готов признать объединяющие факторы, которые относятся ко всем богам и богиням. В этом качестве он говорит о греческих божествах Мойре (т.е. судьбе) и Дике (т.е. праведности). В его системе они служат во вселенной чем-то типа «проникающих элементов».800
В формировании политеистической теологии приверженцы этого мнения предполагают, что в поиске богов мы должны руководствоваться повествованиями, т.е. нарративом. Причина в том, что каждое повествование о каком-то боге или богине является самостоятельным и рассказывает только о нем или ней. Выходит, что нет необходимости соотносить рассказ об одном боге с рассказами о других. Между повествованиями могут сосуществовать противоречия.
Наконец, современные политеисты усматривают в тенденциях сегодняшнего общества влияние богов и богинь, например: рост технологий от Прометея, Гефеста и Асклепия; политический контроль от Аполлона; консерватизм от Крона; апатия от Гестии; социальная наука от Геры; милитаризация от Геры-Геракла-Гефеста; активность от Геракла; урбанизация от Афины; иррациональное насилие от Пана; эротическая любовь от Афродиты и Гермеса. Итак, боги и богини воюют друг против друга за контроль над людьми и миром. Получается, что «жизнь – это война между силами».801
Миллер приходит к следующему выводу:

«Мы являемся игровой площадкой настоящего театра, полного богов и богинь. Что боги и богини хотят от нас? Наша задача – воплощать их, осознавать их присутствие, признавать и отмечать их формы».802

Г. Ответ на анимизм и политеизм

Что можно сказать в ответ на анимизм? Сначала отметим, что благодаря научным открытиям нам теперь известно, что природные явления объясняются не действием духовных сил, а действием природных законов.
Далее, подвергается сомнению достоверность этого подхода. Имеется в виду, что как можно проверить, откуда происходит сверхъестественная сила, присутствующая в анимистических религиях? Действительно ли анимисты имеют общением с Богом? Некоторые признаки указывают на то, что анимисты имеют дело не с истинным Богом, а с темными силами. Например, в анимизме часто практикуются разные оккультные практики, такие как волшебство, Вуду, гадание и даже иногда человеческие жертвоприношения. Наличие таких практик должно насторожить человека, ищущего путь к истине.
Далее, приверженцы анимизма руководствуются страхом.803 Они живут в постоянной боязни сил, которые могут в любой момент причинить им вред и которые надо постоянно либо контролировать, либо умиротворять. Лупан также отмечает следующую логическую несовместимость почитания предков. Если некий предок был плохим человеком, то на каком основании он может обожествиться после смерти и, тем самым, быть достойным почитания?804
Также, анимисты, в основном, являются прагматиками. Дело в том, что они готовы искать помощь от какого-либо бога или силы с условием, что данный подход будет «работать», т.е. немедленно приносить желаемые результаты. Как пишет Ван Рейнен: «Анимисты, как правило, следуют любой силе, будь то личностная или безличная, лишь бы она работала. Вместо того, чтобы терпеливо ждать, пока

 

800Там же, с. 39.
801Там же, с. 60.
802Там же, с. 55.
803Лупан; Van Rheenen, с. 30.
804Лупан.

 

Бог-Творец произведет действие, анимисты нетерпеливо ищут любую силу, которая сможет решить их непосредственную проблему».805 В 1-ой главе данной книги мы уже обсудили несостоятельность теории знания «прагматизма». Плюс к этому, когда все внимание уделяется получению земного блага, то пренебрегается вопрос вечной судьбы человека.806
Также стоит отметить, что, хотя присутствие и действие сверхъестественной силы в анимизме бесспорно существует, анимизм не может похвастаться тем проявлением силы, которое исторически отмечается в иудео-христианской вере, в которой количество чудес почти бесчисленно, и их сила потрясает воображение.807 Напомним об известном случае, когда волхвы (шаманы) египетского фараона, увидев великие чудеса, совершенные Богом через Моисея, признали: «Это перст Божий» (Исх. 8:19).
Что касается опровержения политеизма, начнем с мнения сторонника современного политеизма, Д. Миллера, автора книги «Новый политеизм: возрождение богов и богинь». Он сам признает следующую слабую сторону политеистического мировоззрения:

«Плюралистическое общество с субкультурами, контркультурами, промежутками между поколениями и релятивизированными моральными кодексами уязвимо для следующей всеобъемлющей идеологии, которая приходит».808

Другими словами, политеист лишен крепкого основания для своей жизни и легко отвлекается каждым новым движением или идеей. Может быть, это новое действие является проявлением еще одного бога?
Противником политеизма являлся Ксенофан, греческий философ VI-V веков до Р.Х.809 Хотя он жил в политеистической среде, он подвергал многобожие резкой критике. Он говорил: «До тех пор, пока люди создают богов в образе человека, будет столько богов, сколько есть людей». Он писал, что человек должен «признать “Того, Кто величайший”, Того, Кто общий для всех людей».810
Другим, более современным критиком политеизма, выступает Ричард Нибур (1894-1962 гг.). Он предъявляет политеизму следующую претензию.811 Нибур считает, что отсутствие средоточия, которым обеспечивает монотеизм, «приводит к разделению внутри нас самих и друг от друга».812
Ведь политеизм не может обеспечивать человека сосредоточием в жизни, потому что ни одна из различных ценностей, предлагаемых нам отдельными «богами» политеизма, не является достаточно всеобъемлющей, чтобы удовлетворить нужду человека в целостности. Каждый «бог», в свою очередь, будет разочаровывать своего поклонника. Миллер так комментирует позицию Нибура:

«Нибур делает все возможное, чтобы убедить нас, что один за другим политеистические боги подведут нас. Таким образом, единственным ответом на проблему обнаружения смысла человеческой жизни является обоснование нашего бытия в принципе ценности, которая радикально монотеистична».813

Очень интересно узнать мнение некоторых комментаторов об отрицательном влиянии язычества того времени:814

Антисфен, друг Сократа, говорит: «Если бы я мог поймать Афродиту, метательным копьем пронзил бы я ее за то, что она соблазнила столько почтенных и прекрасных женщин».

 

805Van Rheenen, с. 272-273.
806Лупан.
807Van Rheenen, с. 83-84.
808Miller, с. 27.
809https://en.wikipedia.org/wiki/Xenophanes#Theology; Miller, с. 21-22.
810Miller, с. 21.
811Там же, с. 18-21.
812Там же, с. 18.
813Там же, с. 20-21.
814Игорь Рябко. Антихристианская мифология неоязычников. http://www.realisti.ru/main/rodnover/antihristianskaya-mifologya-rodnoverov.htm, Взято из Лупана.

 

«Плутарх сообщает нам о том, что грязные слова при совершении культа и развратные действия являлись одним из лучших средств, чтобы задобрить богов, т.е. демонов».
«Мануций Феликс писал, что блуд в языческих храмах развивался свободнее, чем в открытых публичных домах».
Лукиан: «что творилось во время празднования в честь бога плодородия и вина Диониса (Вакха), можно только догадываться. Угождал этому богу тот, кто больше выпил».

Обратимся к нескольким аргументам, выдвинутым Мартином Гарднером в опровержение политеизма.815 Во-первых, он отмечает, что даже в политеистических верах почти всегда наблюдается вера в одного «высшего» бога: «Мы видим этот импульс к монотеизму, действующий даже в великих многобожиях прошлого. Есть много богов, но почти всегда один из них возвышается над всеми остальными».816
Во-вторых, он ссылается на аргумент Фомы Аквинского, что если сосуществует больше одного бога, то они должны чем-нибудь отличаться друг от друга. Если они не единосущны, то они все не могут быть совершенными, так как один из них будет иметь качества, которых у других не имеется. Получается, что истинный Бог – это тот, который имеет самые лучшие качества.
В-третьих, возникает практическая проблема, кому нам нужно молиться. Если между собой боги конфликтуют, то нет гарантии, что бог, которому я молюсь, достаточно силен, чтобы ответить на мою молитву. Может быть, другой бог, сильнее моего, воспротивится ему. Гарднер пишет, что люди желают: «общения с Богом, у которого нет соперников».817
В заключение, следует обратиться к книге, которая уделяет много внимания опровержению многобожия – к иудейскому Танаху, т.е. к христианскому Ветхому Завету. Дело в том, что в нем имеется много предупреждений в адрес Израиля, чтобы он не оставлял свою веру в единого Бога.
В самом начале Танаха говорится о творении мира одним Богом (Быт. 1:1), Который впоследствии и разрушил его (Быт. гл. 6-8). В отличие от учения «Истории религии» (см. том 2, гл. 1), согласно которому монотеизм появился в Израиле только в VI веке до Р.Х., Танах свидетельствует о немалом количестве людей в античности, веривших в одного Бога неба и земли: Авраам (Быт. 18:25; 24:3), Мелхиседек (Быт. 14:19), Раав (Иис. Нав. 2:11); Соломон (3 Цар. 8:60); Езекия (Ис. 37:16); Исаия (Ис. 45:5); Иоиль (Иоиль 2:27).
Нельзя в данном контексте не говорить и о сердцевине иудейской веры, т.е. «Шма»: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4; ср. Втор. 4:35, 39). На этом заявлении зиждется монотеистическое положение Израиля среди других народов того времени, которые признавали существование множества богов.
Тот факт, что в Танахе порой говорится о других богах (см. Пс. 134:5; 135:2 и другие), не означает, что в Библии одобряются эти убеждения. Здесь просто идет сравнение истинного Бога с богами других наций с целью не признавать их божественный статус, а показать превосходство Яхве, Бога Израиля, по отношению к другим, так называемым, народным «богам» (1 Пар. 16:26; Пс. 95:5).
В связи с этим, в Танахе нередко встречается «соревнование» между Яхве и другими богами. Например, Давид выступил во имя Бога Израиля против Голиафа, выступающего во имя своего бога (1 Цар. 17:43-46). Илья бросил вызов пророкам Ваала, чтобы Ваал совершил для них чудо – послал c неба огонь. А Яхве ответил на молитву Ильи. (3 Цар. 18:23-24). Наконец, волхвы фараона могли повторить некоторые, но не все чудеса Моисея, так что, в конце концов, они признали: «Это перст Божий» (Исх. 8:19).
С самого начала существования в Израиле было запрещено идолопоклонство (Втор. 5:8-10). Нарушитель этой заповеди должен был быть подвергнут смертной казни (Втор. 17:2-7). Однако Израиль часто отклонялся от монотеистической веры, что приводило к многократным обличениям и страшным

 

815Gardner M. The whys of a philosophical scrivener. – Oxford: Oxford Press, 1985. – C. 175-176.
816Там же, с. 175.
817Там же, с. 176.

 

наказаниям (4 Цар. 17:6-12). Со временем Израиль понял, что идолопоклонство приводит к печальным последствиям.
Значимо и то, что Яхве обещает не только отчистить Израиль от идолов, но и разрушить идолы других народов, а именно, Египта (Иез. 30:13; Числ. 33:4), Моава (Иер. 48:7-46), Вавилона (Иер. 51:47-52) и всех народов (Иер. 10:11-15), тем самым показывая Свое превосходство и уникальность.
Наконец, в книге пророка Исаии выдвигаются некоторые конкретные доводы в защиту монотеизма и в опровержение политеизма. Во-первых, идолы не могут предсказывать будущее, а истинный Бог, Бог Израиля, может (Ис. 41:21-24). Во-вторых, идолы безжизненны и бессильны и не могут помочь человеку. Ведь сам человек сделал их (Ис. 44:12-20; 45:20; 57:13; ср. Иер. 10:1-5).

 

Библиография

Лупан А. Апологетические доводы относительно анимистической религии в России // Евангельская теологическая семинария, студенческий реферат. – Киев, 2012.
Халверзон Д. ред. Религии мира. – СП: Шандал, 2002.
————
Boal B. Asia // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 133-136.
Bocking B. Shinto // Jones L. Encyclopedia of religion. – 2nd ed. – Detroit: Thomson-Gale, 2005. – C. 8356-8370.
Clodd E. Animism: The seed of religion. – Montana: Kessinger Publishers. – 99 c.
Corduan W. A Tapestry of faiths: The common threads between Christianity and world religions. – Downers Grove, IL: InterVarsity, 2002. – 239 c.
Gardner M. The whys of a philosophical scrivener. – Oxford: Oxford Press, 1985. – 454 c.
Geisler N. L., Watkins W. D. Worlds apart: a handbook on world views. – 2nd ed. – Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1989.
Hexham I. Understanding world religions. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011
Hultkrantz A. Nomads of the steppes // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 122-126.
Loeliger C. Cargo cults // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 143.
Loeliger C. Melanesia // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 142-144.
Melton J. G. Shinto // Melton J. G., Baumann M. Religions of the world. – 2nd ed. – Santa Barbara, CA: ABC-CLIO, 2010. – T. 6. – C. 2616-2619.
Millard A. Cradle of civilization: The Ancient Near East // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 58-69.
Miller D. L. The new polytheism: Rebirth of the gods and goddesses. – New York: Harper & Row, 1974. – 83 c.
Nigosian S. A. World faiths. – 2nd ed. – New York: St. Martin’s Press, 1994. – 480 c.
Ruffle J. Ancient Egypt: Land of the priest-king // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 70-79.
Schart A. Die “Gestalt” YHWYs.
Smith C. C. The ancient religions of Greece and Rome // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 90-113.
Teiser S. F. Religions of China in practice // Lopez D. Jr. Asian religions in practice. – Princeton, NJ: Princeton University, 1999. – C. 88-122.
Tippett A. Oceania // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 140-142.
Turner H. World of the spirits // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 128-132.
Van Rheenen G. Communicating Christ in animistic contexts. – Grand Rapids, MI: Baker, 1995. – 304 c.
Walls A. The old gods: Religions of Northern Europe // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 114-121.
Wright A. W. Buddhism in Chinese history. – Stanford, CA: Stanford Univ. Press, 1959. – 127 c.
————
http://en.wikipedia.org/wiki

Следующий урок ⟶