Статья

СЛОВО О БОГЕ — 1 (СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА)

СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА: ЕСТЬ ЛИ БОГ? КТО ОН?

Глава 12-я. Бахай и сикхизм. Том 1-й — Существование Бога: Есть ли Бог? Кто Он?

 

Глава 12. Бахаизм и Сикхизм

 

Еще две системы вероисповедания, бахаизм и сикхизм, претендуют на следование Божьего истинного пророка-посланника – Бахауллы и Нанака соответственно. Опишем и оценим эти взгляды.

А. Бахаизм

1. История

а. Общая история

Бахаизм – это относительно новое религиозное движение, возникшее в XIX веке. Основателем этого движения можно считать Сейида Али Мухаммада Ширази (1819-1850 гг.), жившего в Иране, который по своей профессии был купцом. 23-го мая 1844 г. он провозгласил себя предвестником Ман-южирухуллы, т.е. «Обещанного всех религий», и назвал себя «Баб», что означает «ворота».
Вместе с этим, согласно некоторым данным, он считал себя пропавшим в исламе «Двенадцатым имамом», который, согласно исламской вере, должен явиться в последнее время в виде имама Махди. Говорят, что среди мусульман того времени существовало ожидание появления Двенадцатого имама в связи с тем, что время приближалось к 1000-летному юбилею его исчисления в 873 г. Также бытовало мнение, что уже долгое время Двенадцатый имам общался через разные «ворота» или «бабов». Али Мухаммад выступал последним из них.1268
В Персии Али Мухаммад имел большую популярностью у народа в силу того, что проявлял уважение к древним персидским обычаям, которые пренебрегались мусульманами в Иране того времени.1269
Однако Баб умер трагической смертью. В 1850 г. его казнили мусульмане, которые считали его учение ересью. В дополнение к этому, его популярность угрожала шаху Ирана, и один из учеников Баба попытался убить шаха. Последователей Баба, которые стали известны под названиями «Письма живых» или «бабиды», тоже жестко преследовали.1270
Интересным является ожидание Баба исполнения его предсказания о грядущем «Обещанном». Гарлингтон комментирует это так:

«Хотя один из ведущих современных ученых бабизма пришел к выводу, что Баб считал, что Ман-южирухуллу должен появиться не раньше, чем через шестьдесят шесть лет, как минимум, и, возможно, более шестисот лет, в период, следующий непосредственно за смертью Баба, по меньшей мере, двадцать пять человек претендовали на эту роль».1271

Однако, в конечном итоге, вслед за Бабом новым лидером данного движения стал Мирза Хусейн-Али-и-Нури (1817-1892 гг.). Хусаейн-Али, как и его учитель, был преследуем и заключен за свою веру. В 1862 г., находясь в тюрьме в Тегеране, он, якобы, получил явление «Девины Неба», которая открыла ему, что он является Ман-южирухуллой, т.е. «Обещанным», о котором говорил Баб. Вследствие этого он назвал себя «Бахауллой», что значит «Слава Божья» или «Величие Божье».1272 Он так описал момент этого посещения:

 

1268Stockman R. Bahia Faith // Melton J. G., Baumann M. Religions of the world. – Santa Barbara, CA: ABC-CLIO, 2002. – C. 102; Garlington W. The Baha’i faith in America. – Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers, 2008. – C. 3-5; Corduan W. A tapestry of faiths: The common threads between Christianity and world religions. – Downers Grove, IL: InterVarsity, 2002. – С. 186.
1269Payne R. The history of Islam. – New York: Dorset Press, 1959. – C. 300.
1270Corduan, c. 186; Nigosian S. A. World faiths. – 2nd ed. – New York, NY: St. Martin’s Press, 1994. – C. 460; Payne, c. 300-301; Stockman, c. 102; Мартин У. Царство культов / Пер. с англ.– СП: Логос, 1992. – С. 268-269; http://www.bahai.ru; Garlington, c. 4.
1271Garlington, c. 7.
1272Мартин, с. 269; http://www.bahai.ru; Stockman, c. 104; Garlington, c. 8; Payne, c. 301; Momen W., Momen M. Understanding the Baha’i faith. – Edinburg, Scotland, Dunedin Academic Press, 2006. – C. 141

 

«В то время, как я был охвачен невзгодами, я услышал самый чудесный, самый сладкий голос, прозвучавший над моей головой. Повернув свое лицо, я увидел Девицу – воплощение воспоминания об имени моего Господа – находящуюся в воздухе передо мной. Она так радовалась в своей душе, что ее лицо сияло, украшенное получаемым от Бога удовольствием, а ее щеки светились яркостью Всемилостивого. Между Землей и Небом она поднимала вызов, который очаровал сердца и умы людей. Она принесла мне и внутренние, и внешние известия, которые радовали мою душу и души почитающих Бога слуг. Указывая пальцем на мою голову, она обратилась ко всем, кто на Небесах, и ко всем, кто на Земле, говоря: “Боже! Это лучший возлюбленный из миров, но все же вы не понимаете этого. Это красота Бога среди вас и сила Его суверенитета внутри вас, вы могли бы это понять».1273

Бахаулла, воспользовавшись поддержкой российского правительства того времени, был освобожден из заключения, и десять лет трудился в Багдаде, укрепляя свое движение. Но впоследствии он был сослан в Стамбул, где продолжил свою религиозную деятельность. Там он основал общину и написал книги. Позже он оказался в Израиле, в частности, проживал в городах Акке и Бахджи.1274
Бахаулла посылал письма мировым лидерам, в том числе, и английской королеве Виктории, французскому императору Наполеону, русскому царю Александру Второму и другим, ободряя их искать между собой мир и сотрудничество. Гарлингтон так оценивает это действие:

«Как указывают его письма к царям и правителям, он утверждал, что был последним из земных представителей Бога, и что его послание было универсальным, которому суждено объединить народы земли в новом мировом сообществе».1275

Пейн комментирует эволюцию бахаизма из его более примитивной до его более передовой формы:

«Начиная как выражение характерно персидского стремления возродить элементы зороастризма в исламе, позднее движение обрело новую форму религии без ритуала, без священников и без законов…. Наконец, все следы ислама и зороастризма исчезли».1276

Бахаулла скончался в 1892 г. в Бахджи в Израиле, и до своей смерти он назначил главой движения своего сына Абдул-Баху. Один из главных вкладов, который Абдул внес в развитие этой религии, заключился в толковании трудов его отца. На протяжении 10 лет ему не разрешали выехать из города Аккы, пока Оттоманская империя, которой была оккупирована Палестина в то время, не была свергнута. Затем он воспользовался свободой и путешествовал по Европе и США, распространяя веру бахаи. Благодаря его харизматическому характеру, его охотно принимали.1277
Третьим лидером бахаизма стал Шоги Эффенди, сын Абдул-Бахи, который перевел писания бахаи на английский язык и продолжил деятельность по распространению бахаизма и его организации, в соответствии с семилетним планом, который придумал его отец. Одна из его главных целей была в том, чтобы показать разницу бахаизма и других религий. Эффенди умер, не назначив нового лидера движения, но оставил после себя 27 «хранителей веры» или «рук дела Божьего».1278
С тех пор бахаизм распространяется по всему миру, исповедуется в 188 странах, и особенной популярностью пользуется в США. У бахаизма на данный момент (2017 год) насчитывается более 5 миллионов приверженцев, большая часть которых живет в Индии. С 1979 г. бахаи подвергаются жестким

 

1273Bahá’u’lláh, Summons of the Lord of Hosts, 6-7, взято из http://bahai-library.com/writings/bahaullah/slh/haykal.html
1274Мартин; http://www.bahai.ru
1275Garlington, c. 10.
1276Payne, c. 301.
1277Stockman, c. 105-106; Мартин, с. 269-270; http://www.bahai.ru; Garlington, c. 8-12.
1278Stockman, c. 105-106; Мартин, с 270-271; http://www.bahai.ru; Garlington, c. 14-17.

 

гонениям в Иране в связи с установлением фундаменталистского исламского правительства в этой стране, которое смотрит на бахаи как на отступников от ислама.1279
Священные книги бахаизма уже переведены на 802 языка. Всемирный духовный и административный центр этого движения находится в городе Хайфа в Израиле. Его богато украшенные храмы расположены по всему миру.1280

б. История в России 1281

Говорят, что отношения между Россией и бахаизмом восходят к началу данного движения. Несколько известных представителей русской интеллигенции XIX века интересовались бабизмом. Это были И. Гриневской, А. Туманский и Л. Толстой. Далее, когда Бахаулла подвергался гонениям от рук персидского правительства, то Долгоруков, который был российским послом в Персии, пригласил Бахауллу и его семью в Россию, но тот отказался. Тем не менее, во время ссылки Бахауллы в Багдад, Долгоруков обеспечивал его охраной.
Бахаи начали появляться в самой Российской Империи в конце XIX в., впервые – в Туркестане (Ашхабаде). Там беженцы от гонений в Иране нашли себе прибежище. Там же они построили храм и другие помещения для библиотеки, больницы, школы для детей и общежития. До начала коммунистической революции бахаи поселились уже в 14 городах России. Но во время Советского Союза их численность свелась к нулю. Многих посадили в тюрьму по причине веры, других ссылали в Сибирь или Казахстан.
В 90-ые годы XX века, когда пришла относительная свобода вероисповедания, бахаи снова начинались появляться в Российской Федерации. В итоге вера бахаи получила официальную регистрацию. На данный момент в России около 40 поместных общин бахаи. Согласно общему видению бахаизма (см. ниже), бахаи ожидают процветания и развития всех стран, в том числе, и Российской Федерации, и они трудятся для этой цели.

2. Писание

Что касается священных книг бахаизма, то вдохновленными считаются все произведения Бахауллы, который написал более 100 трудов. Самый авторитетный из них – книга законов под названием «Китаб-и-Агдас», т.е. «Пресвятая книга».1282
Также высоко уважают вышедшую из под пера Бахауллы книгу Китаб-и-Иган (Книгу несомненности), в которой рассматривается аллегорическая природа Писания и его толкование. Далее, в книге «Сокровенные слова» Бахаулла касается этических и духовных вопросов. «Семь Долин» и «Четыре Долины» касаются мистицизма.1283
Высоко авторитетными, но не вдохновленными, считаются труды Абдул-Баха. Выдающимися из его работ являются: книга «Секрет божественной цивилизации», посвященная национальному и экономическому развитию; «Повествование путешественника», которое касается истории бахаи; «Скрижали божественного плана», которые касаются будущего распространения бахаизма. Менее авторитетными считаются труды Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости (см. ниже).1284 Бахаи также уважают основные постановления других религией, исполнением которых они считают себя.

 

1279Мартин, c. 270; http://www.bahai.ru; Garlington. c. 19; Tucker R. A. Another gospel. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 1986. – С. 285.
1280Мартин, c. 270; http://www.bahai.ru.
1281См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бахаи; http://www.bahai.ru; Stockman, c. 112.
1282Мартин, c. 270; http://www.bahai.ru; Stockman, c. 106; Braswell G. W. Understanding world religions. – Nashville, TN: Broadman and Holman, 1994. – C. 149.
1283Garlington, с. 41; Momen, с. 141-144.
1284http://www.bahai.ru; Stockman, с. 106; Braswell, с. 149; Nigosian, с. 486; Garlington, c. 41; Momen, с. 141-144.

 

3. Вероучение

Соответственно позиции, что все мировые религии находят свою кульминацию в бахаизме, приверженцы этого движения принимают и уважают главных пророков и основателей других религий. Они признают 9 главных пророков: Авраама, Кришну, Моисея, Зороастру, Будду, Иисуса, Мухаммеда, Баба и Бахаулла.1285 Признаком того, что человек входит в число пророков, является творческая сила его слов для изменения людей и общества. Подразумевается, что последующий пророк превосходит предыдущих. Плюс к этому, только эти признанные пророки уполномочены устанавливать доктрины.1286
Бахаулла, как и другие признанные пророки, считаются не только пророками, но и «Проявлениями Бога». Все они от одного Духа, но проявляются отдельно в разные периоды истории.1287 Это не воплощения Бога, но люди, которые находятся на высшем духовном уровне: «В (их) лицах найдены все имена и атрибуты Бога», но, в то же время, они имеют «телесные и культурные ограничения, как и другие люди».1288 Разница в учениях этих пророков объясняется (1) неверной интерпретацией их учения и (2) прогрессом в точности Божьего откровения в течение времени.1289
Абдул-Баха описывает разнообразность «Божьих проявлений» следующим образом: «Божественные Проявления – это как множество разных зеркал, которые имеют свою особую индивидуальность, но то, что отражается в зеркалах – это одно и то же солнце».1290 Общее между ними выражено в их «вере в Бога (или, в неэтеистических терминах, конечную реальность), пробуждении человеческого потенциала и приобретении духовных атрибутов или добродетелей…. Это – фундаментальные аспекты каждой веры, другие – вторичные».1291
Мей дальше комментирует, что разнообразие между мировыми религиями объясняется так: «Кажущиеся различия, существующие между различными религиозными традициями, обусловлены особыми культурными и историческими факторами».1292 Также учитывается, что Бог может приспосабливать Свое откровение «к различным историческим периодам и культурам мира».1293
Без помощи и руководства Божественных Проявлений невозможен прогресс в обществе. Но, как правило, общество их отвергает. Тем не менее, их влияние остается и оказывается на последующие за ними поколения.1294
Полагается, что эти пророки были назначены специально, чтобы принести Божий свет конкретному народу в конкретное время для улучшения человеческого общества. А Божье слово для нашего времени дается через Бахауллу, который представляет собой исполнение ожидания «Второго пришествия» предыдущих пророков. Будет еще и новое «Проявление Бога», но оно не ожидается до 2866 г.1295
О Бахаулле написано так: «Священные Писания бахаи подтверждают, что Бахаулла всемогущ и непогрешим, и его следует хвалить как Бога».1296 Знания, власть и сила Бахауллы выражены в следующей выдержке из писаний бахаи:

«Если он объявит воду вином, или небо землей, или свет огнем, то это правда, и в этом нет никаких сомнений; и никто не имеет права выступать против него или говорить “почему”…. Истинно, от него не будет требоваться того, что он сделает…. Истинно, если он объявит правое

 

1285Иногда добавляются к списку еще другие: Адам, Ной, основатель религии Сабеи (по Эффенди), Салих и Худ (см. Stockman, с. 107; Garlington, c. 27).
1286Garlington, c. 31; Corduan, с. 65; Tucker, c. 292-293; Мартин, с. 271, 273; http://www.bahai.ru; Momen, c. 4; Stockman, с. 107.
1287Momen, с. 4.
1288Garlington, c. 25.
1289Nigosian, c. 465.
1290Abdu’l-Bahá. Somе answered questions, 39; http://bahai-library.com/writings/abdulbaha/saq/39.html.
1291May D. J. The Baha’i principle of religious unity: A dynamic perspectivism // McLean J. Studies in the Babi and Baha’i religions: Revisioning the Sacred. – Los Angeles, CA: Kalimat Press, 1997. – T. 8. – C. 11.
1292Там же, с. 9.
1293Там же, с. 22.
1294Garlington, c. 26.
1295Мартин, с. 271, 273; http://www.bahai.ru; Garlington, c. 25; Momen, с. 4.
1296Tucker R. A. Another Gospel. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 1986. – С. 289, 293.

 

левым, или юг севером, – это правда и в этом нет никаких сомнений. Поистине, следует восхвалять его в его деяниях и повиноваться его повелению…. У него нет помощника в его силе. Он делает все, что пожелает и распоряжается всем, что пожелает».1297

Выходит, «бахаи» определяется так: «Бахаи – это тот, кто принимает Бахауллу как своего Господа, знает его учения и подчиняется его предписаниям».1298 Бахаи Момен и Момен определяют бахаизм более подробно: «Быть бахаи означает привязать свою жизнь к принципам Бахауллы и жить в соответствии с учением бахаи. Бахаи признает Бахауллу как “великого учителя или Проявление Бога” на это время и готов следовать его учениям».1299 Гарлингтон отмечает, что от новообращенных в бахаизм требуется не знание учений Бахауллы, а просто принятие его притязаний.1300
Ожидается, что весь мир испытает духовное обновление через учение Бахауллы. Он смотрел на себя, как на учителя всего человечества.1301 Вот почему он посылал письма всем мировым лидерам. Бахаи считает, что «видение бахаи заключается в том, что мир должен быть богоцентричным, единым, мирным, глобально функционирующим организмом».1302
Шоги Эффенди так описывает видение бахаи:

«Будет разработан механизм мирового взаимодействия… Мировой мегаполис будет действовать как нервный центр мира…. Мировой язык будет либо изобретен, либо выбран…. Мировой сценарий, мировая литература, единая и универсальная система валюты, веса и меры…. Национальное соперничество, ненависть и интриги прекратятся».1303

Достижение этого видения осуществится в силу влияния бахаизма на мир: «Бахаи видят свою роль на этом этапе в том, чтобы заложить основу для мира, продвигая принципы своей религии и создавая свои институты».1304 Соответственно, бахаи участвуют в ООН, продвигают дело образования и выступают за разделение имуществ между людьми и свободу вероисповедания, выступают против дискриминации.1305
Существенный шаг в этом процессе обновления (так называемый, «Малый мир») заключается в соединении Востока и Запада. «Великий мир» состоится, когда мир достигнет состояния утопии, к которому он, на самом деле, постепенно эволюционирует. Будет единое мировое государство добровольно участвующих стран, а бахаизм станет государственной религией всего мира.1306
По поводу вероучения о Боге, они верят, что Его сущность непостижима. Бахаулла пишет о том, что Бог «непостижимая Сущность, Божественное Существо, превознесен бесконечно выше всякого человеческого свойства…. Такова слава Его, что человеческим устам не восхвалить Его по достоинству, а человеческому сердцу не постичь Его бездонного таинства».1307 Однако человек может познать Его атрибуты через откровение, данное через пророков. Также, человеку доступны некоторые знания о Боге через наблюдение за творением. Бог один – Троицы нет.1308
Далее, о Боге говорится, что Он Творец, но отличается от Своего творения (значит, отрицается пантеизм). Бог – это личность, которая обладает такими качествами как милость, сострадание, сила и справедливость. Он всемогущ и не изменяется.1309

 

1297Holley H., ed. Baha’i scriptures. – New York: Brentano’s, 1923. – C. 241, 243; взято из Tucker, с. 289.
1298Nigosian S. A. World Faiths. – 2nd ed. – New York: St. Martin’s Press, 1994. – С. 459.
1299Momen, с. 33.
1300Garlington, c. 17.
1301Tucker, c. 286.
1302Momen, с. 4.
1303Shoghi Effendi. The World Order of Baha’u’llah. – Wilmette, IL: 1991. – C. 203; взято из Momen, с. 98-99.
1304Momen, с. 100.
1305Garlington, c. 30-37.
1306Momen, с. 86-101.
1307Бахаулла. Китаб-и-Иган: Книга Несомненности, 104; http://bahai-library.com/bahaullah_китаб-и-иган&chapter=2.
1308Braswell, c. 150; Nigosian, c. 463-464; Tucker, c. 292; Momen, c. 2; Stockman, с. 107.
1309Garlington, c. 23-24.

 

Что касается вероучения о человеке, то говорят, что человек состоит как из материальной, так и из духовной составляющих, и нуждается не только в физическом, но и в духовном удовлетворении. Он обладает свободой волей. Цель человеческой жизни – познавать Бога и поклоняться Ему. У человека есть потенциал развивать все божественные качества. Ведь они заложены в него Богом, но нуждаются в развитии через соблюдение учений Божьих пророков.1310 Абдул-Баха также говорит о двух склонностях в человеке:

«Если божественная сила в человеке, которая является его существенным совершенством, преодолевает сатанинскую власть, которая является абсолютным несовершенством, он становится самым превосходным среди существ; но если сатанинская власть преодолевает божественную силу, он становится самым низким из существ».1311

Люди не унаследовали греховность от Адама, а просто нуждаются в образовании, чтобы избавиться от плохих привычек и развивать хороший характер.1312 После смерти душа человека продолжает существовать и развиваться, приближаясь к Богу. Бахаулла писал: «Душа, расставшись с телом, продолжает своё развитие, пока не достигнет Божиего присутствия в таком образе и состоянии, на кои не повлияют ни круговорот эпох и столетий, ни превратности и судьбы мира сего».1313 «Небо» означает близость к Богу, а «ад» – удаленность от Него. Также они верят, что дьявола нет.1314

4. Управление

Во время своей жизни движением бахаи управляли Бахаулла, Абдул-Баха и Шоги Эффенди. Они также назначали особо верных людей в качестве помощников на пост «рук дела Божьего». «Руки» занимали это положение на всю жизнь. В итоге на этот пост были назначены 50 человек, но их количество постепенно уменьшалось. Последний из них умер в 1957 г. Новые «руки» еще не назначались, а их функцию выполняют Континентальные советы консультантов, которые занимаются распространением веры бахаи.1315
В своем завещании Абдул-Баха учредил систему управления для бахаи, согласно которой каждая поместная община управлялась бы советом девяти человек. Над ними стоит Национальное Духовное Собрание во главе с девятью людьми. Также, действовала и законодательная власть движения в виде Всемирного Дома Справедливости, тоже под руководством девяти человек. Позже, Шоги Эффенди установил еще высшую инстанцию, Международный Совет Бахаи, в состав которого избираются делегаты из всех Национальных Духовных Собраний.1316
Эффенди умер, не оставив завещания. В результате главным управляющим органом стал Всемирный Дом Справедливости в Хайфе в Израиле. Бахаи считают безошибочными решения ВДС.1317 «Хранитель Дела Божьего, а также Всемирный Дом Справедливости … что бы ни решили они – то от Бога. Всякий, кто не повинуется ему или не повинуется им, не повинуется Богу».1318 Также говорят:

«После того, как ВДС решает вопрос, тогда доктрина завета требует, чтобы все бахаи подчинились этому решению».1319

 

1310Momen, с. 1-3; Garlington c. 29.
1311‘Abdu’l-Bahá. Somе answered questions, 64; http://bahai-library.com/writings/abdulbaha/saq/saqall.html#235.
1312Tucker, c. 293.
1313Бахаулла, Крупицы из Писаний, 81; http://bahai-library.com/bahaullah_крупницы&chapter=81.
1314Nigosian, c. 465-466.
1315https://en.wikipedia.org/wiki/Hands_of_the_Cause; Stockman, с. 109-110; Garlington, c. 66.
1316https://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный_дом_справедливости; Stockman, с. 102-105.
1317Garlington, c. 18; Momen, с. 111.
1318Завещание Абдул-Баха, гл. 1; http://bahai-library.com/abdulbaha_ Завещание&chapter=1
1319Momen, 112.

 

«Оспаривание авторитета центра веры Бахаи является самым серьезным духовным преступлением, которое могут совершить бахаи. Это считается духовным заболеванием и наказывается изгнанием из сообщества».1320

Всемирный Дом Справедливости уполномочен решать все вопросы, о которых молчат Писания бахаи, и выдвигать свое толкование этих писаний. Каждый бахаи также вправе придерживаться своего толкования писания, но ему нельзя претендовать на авторитетность. Члены Всемирного Дома Справедливости избираются на 5 лет, и в данный момент могут быть избраны только мужчины.1321 Об этом феномене Абдул-Баха написал:

«В глазах Баха женщины считаются такими же, как мужчины…. Однако Дом Справедливости, согласно прямому тексту Закона Бога, ограничен мужчинами; это для мудрости Господа Божьего, которое скоро будет проявляться так же ясно, как солнце в полдень».1322

Также существует Национальный учебный комитет, назначенный Национальным Духовным Собранием, для координации учительской деятельности. Издается ежеквартальный журнал «Мировой порядок».1323
В поместных общинах решения принимаются большинством голосов после беседы.1324 Об управлении поместными общинами говорится: «Единство – это признак учения Бахауллы. Он призывает к единству человечества, к признанию единства Бога и Его проявлений, к единству полов и единству действий после принятого на совещании решения».1325
Но все же в каждой общине есть совет лидеров, состоящий из 9 человек, избранных общиной на срок в один год. В выборах поместных лидеров может участвовать любой бахаи, которому исполнился 21 год. Каждый совершеннолетний бахаи также имеет право избирать делегатов в Национальное Духовное Собрание. Члены Всемирного Дома Справедливости избираются лидерами Национальных Духовных Собраний.1326
Поместные собрания лишены священнослужителей. Ведь священнослужители, как правило, преследовали тех, кто объявлял себя Проявлениями Бога. Богослужения проводятся в виде домашних групп, и состоят из молитвы, чтения священных текстов и общего их обсуждения. Религиозные ритуалы и церемонии не нужны. Члены собрания считают себя в завете друг с другом.1327
Миряне могут служить в качестве учителей, занимать эту должность на полное время и получать от общины содержание. Учитель может специально переехать на другое место, чтобы начать там новую общину. Также имеются странствующие учителя, которые работают безвозмездно, ради распространения бахаизма.1328

5. Поклонение и общественная жизнь

У бахаи насчитывается восемь домов поклонения, называемых Машрикуль-Азкар, которые находятся на каждом континенте. В них обеспечивается не только место для поклонения, но и помещения под поликлиники, школы, детского приюта и дома престарелых. В соответствии с тем, что числительное «девять» является священным числом, у каждого дома поклонения есть девять сторон и

 

1320Там же, с. 106. Тем не менее, бахаи Момен и Момен утверждают, что в компетенцию Всемирного Дома Справедливости не входит право заставлять бахаи принять одну или другую доктрину, или наказывать непослушных (см. Momen, с. 108). Но трудно представить, как это заявление совместимо с вышесказанным.
1321Momen, с. 111.
1322Selections from the writings of ‘Abdu’l-Baha; http://bahai-library.com/writings/abdulbaha/swab/038.html
1323Garlington, с. 62-70.
1324Garlington, с. 59; Momen, с. 104.
1325Momen, с. 105.
1326Momen, с. 105; Stockman, с. 109; Braswell, с. 150.
1327Momen, с. 14-15, 33; Stockman, с. 109.
1328Momen, с. 137; Nigosian, с. 486; Tucker, с. 290; Braswell, с. 151.

 

девять садов. В дома поклонения могут прийти люди любой религии и поклоняться Богу. Там есть писания разных религий, и их используют во время богослужения.1329
Еженедельные богослужения бахаи, как было отмечено выше, проводятся в виде домашних групп. Они состоят из молитвы, чтения писаний и их обсуждения. Но не практикуются никакие ритуалы и не читается проповедь. Специальные встречи проводятся для тех, кто интересуется знакомством с бахаизмом.1330
Бахаи обязаны жертвовать 19% всего дохода Всемирному Дому Справедливости для покрытия административных расходов и заботы о нуждающихся. Данные пожертвования называются нукук, т.е. «правдой Божьей».1331
Бахаизм призывает своих приверженцев к обязательной молитве, совершаемой каждый день в любое время в промежутке после полудня и до заката солнца. Считается, что предписанные молитвы лучше, нежели спонтанные, хотя последние не запрещаются. Иногда молитва совершается лицом к Акке.1332 Есть три версии обязательной молитвы. Самая короткая форма такова:

«Я свидетельствую, Боже мой, что Ты сотворил меня, чтобы познать Тебя и поклоняться Тебе. Я свидетельствую в этот момент не о моих бессилиях, а о могуществе Твоем, не о моей бедности, а о Твоем богатстве. Нет другого Бога, кроме Тебя, помощи в опасности, самосущего».1333

Практикуются и другие духовные дисциплины. Рекомендуется читать и размышлять над писанием утром и вечером. Также нужно повторять много раз в день фразу «Аллах-у-Абха» (Бог – самый славный). Хоть раз в жизнь бахаи совершают паломничество на место смерти Бахауллы (в город Бахджи в Израиле). Поклонники также посещают храм Баба на горе Кармил, где лежат его остатки.1334
Наряду с числительным «девять», есть и другое «священное» число бахаи – девятнадцать. Календарь бахаи разделен на 19 месяцев по 19 дней. Во время одного месяца соблюдается 19-дневный пост. Пища не принимается с восхода и до заката солнца, в подобие исламскому Рамадану. В это время уделяется больше внимания молитве.1335
Отмечаются одиннадцать религиозных праздников, связанных со значительными событиями в жизни Баба, Бахауллы или Абдул-Бахи. Также отмечается особенный праздник в первый день каждого 19-дневного месяца. Самым главным праздником у бахаи является праздник Ридвана, т.е. день, в который Бахаулла объявил, что он – «Обещанный», о котором предсказал Баб.1336
У бахаи особо ценятся такие этические нормы как гуманность, честность и смирение. Ценится и развитие личности. Негативно они относятся к злой речи, расизму, национализму и патриотизму. Мужчины и женщины обладают равенством. Далее, человек должен устроиться на работу и работать с усердием. Нужно заботиться о семье. Нужно принимать участие в улучшении общества, но при этом не вовлекаться в политическую деятельность, хотя можно голосовать.1337
Полезно образование любого вида. По всему миру существуют центры для изучения бахаи. По окончании школы рекомендуется посвятить один год какому-нибудь проекту для служения другим. Важны забота о теле и соблюдение гигиены. Можно кушать мясо, но предпочитается вегетарианство. Запрещено употреблять наркотики и алкоголь, но можно принимать лекарства.
Ценится и красота. Поощряется развитие искусства: поэзии, музыки и т.д. Приветствуется гостеприимство. Поощряется продвижение единства, религии и экологии в мире. Бахаи пацифисты, но можно служить в армии на альтернативной службе.1338

 

1329Garlington, с. 49-50; Braswell, с. 151; Momen, с. 133-134.
1330Momen, с. 134-136; Stockman, с. 110.
1331Momen, с. 25, 135.
1332Garlington, с. 42-44; Momen, с. 42.
1333Tucker, с. 291.
1334Garlington, с. 48-51; Momen, с. 6, 37-38, 142; Stockman, с. 111.
1335Garlington, с. 52; Nigosian, с. 468.
1336Momen, с. 126, 142; Nigosian, с. 469; Stockman, с. 110.
1337Stockman, с. 111; Momen, с. 18-137; Tucker, с. 294-296.
1338Garlington, с. 52-53.

 

В браке требуется верность. Последователям данной религии разрешается заключать брак с тем, кто не придерживается бахаи. Бахаулла позволял иметь две жены, но Абдул-Баха изменил эту практику. Брак состоится при согласии семьей жениха и невесты. Развод позволяется только в крайнем случае, но при этом супружеская пара должна жить вместе после заявления еще 12 месяцев до его совершения.1339

6. Оценка

На первый взгляд, в системе бахаизма присутствует немало привлекательных сторон. В ней продвигаются единство всех религий, единство всех наций, мировой мир, устранение дискриминации, развитие личности человека, даже после его смерти и т.д. Видение бахаи очень оптимистично.
С другой стороны, именно в этом наблюдается и одна из слабых сторон бахаизма. Дело в том, что, несмотря на то, что, так называемые, «Проявления Бога» уже действуют на земле с древних времен, мы не видим, что под их воздействием мир прогрессивно приближается к утопии. Иными словами, история мира не подтверждает оптимизма бахаи.
Подобно этому, взгляд бахаизма на человека также чрезвычайно оптимистичен. Ведь уже веками люди пытаются через образование и соблюдение религиозных законов развивать свою личность, преодолеть все пороки и стать богоугодными. Но честный человек признает, что ему не под силу достигнуть этого состояния, даже при наилучшем наставлении и наилучших наставниках. Человечество находится в рабстве греха и нуждается в сверхъестественном избавлении и получении нового сердца.
Что касается греховности человека, то в теологии бахаи умаляется, если не отрицается, проявление Божьего гнева и вечного наказания, что является неотъемлемой частью почти всех религий мира. Вместе с этим, отвергается решение проблемы человеческого греха через искупительную жертву Христа на кресте, о чем говорит христианство, которое бахаи, якобы, уважают.
В связи с вышесказанным, очевидно, что мировые религии так резко отличаются друг от друга в своих основных постановлениях, что их невозможно примирить. Можно соединить мировые религии только в их самых поверхностных формах, пропуская при этом несколько кардинальных элементов каждой из них. Такой же критике подвергается и плюрализм (см. гл. 10).
Также, в вероучении бахаизма не наблюдается включение в него основных постулатов главных мировых религий. Как уже было сказано, в нем нет никакого представления христианского Евангелия. Также нет намеков на буддистско-пантеистическое мировоззрение, хотя в число «Проявлений Бога» входит Будда.
А с другой стороны, отмечается много сходств с исламом, откуда данное движение и произошло (обязательная молитва, иногда с повернутым на Восток лицом, месяц дневного поста, упор на соблюдение законов, паломничество, признание других «пророков»). Получается, что бахаизм – это не столько соединение всех мировых религий, сколько адаптированная форма ислама.
Далее, следует отметить и то, что в бахаизме не предлагается никакое божественное подтверждение данного учения. Бахаулла был просто человеком, который, якобы, увидел видение, назвал себя Божьим посланником и выдвинул свое собственное учение. Здесь мы имеем дело либо с субъективным опытом одного человека, который невозможно объективно удостоверить, либо умышленным обманом со стороны Бахауллы. Необходимо какое-либо объективное сверхъестественное подтверждение от Бога, что тот человек действительно от Него. Такой божественной поддержкой пользовались как библейские пророки (такие как Моисей, Исаия, Даниил), так и Иисус Христос и Его апостолы.
Наконец, бахаи ожидают, что в итоге всего будет один мировой порядок во главе с бахаизмом. Но такой порядок вещей может осуществиться только при одном из двух путей. Либо все нации и религии мира добровольно придут к этому единству, что чересчур оптимистично, либо нужно будет применять насилие, чтобы соединить все под одним руководством. Если предпринять второй вариант, как быть с выступлениями бахаи против насилия и дискриминации?

 

1339Garlington, с. 52-53; Momen, с. 20, 37-38.

 

Б. Сикхизм

1. История

Слово «сикхизм» означает «учиться». Его основателем является индиец Нанак (1469-1539 гг. по Р.Х.), религиозный деятель, воспитанный в индуизме, который мечтал о соединении индуизма с исламом. Многими считается, что он был не столько оригинальным религиозным мыслителем, сколько тем, кто адаптировал уже существующие в то время религиозные школы. В частности, он сам был учеником некого Пунджаба Кабира, который проповедовал примирение мусульман и индуистов. Нанак вторил учению Кабира, что важны не ислам, не индуизм, а искреннее поклонение Богу.1340
Тем не менее, Нанак утверждал, что в тридцать лет во время умывания в реке он получил божественное откровение, которое послужило основой его религиозного вероучения.1341 Примечательно, что после этого опыта в реке его первые слова были таковы: «Нет ни индуста, ни мусульманина».1342 Далее, отдав все свое имущество, он путешествовал в качестве гуру, и вокруг него собрался круг последователей.1343
До своей смерти Нанак назначил приемника-гуру, Агнада, после которого были последовательно назначены еще восемь. Пятый гуру, Араджун, известен тем, что составил священные писания сикхизма, Ади Грантх, в которые входят учения и песни первых пяти гуру сикхизма. Десятый гуру, Гобинд Сингх (1666-1708 гг.), объявил Ади Грантх одиннадцатым и последним гуру.1344 Следовательно, Ади Грантх также известен под названием Гуру Грантх Сахиб.
Гобинд Сингх также основал особенный орден сикхов – халса. Люди входят в этот орден посредством приятия водного крещения, которое называется у сикхов амритом. Соответственно, после принятия крещения члены ордена носят название амритхары. Для амритхар характерны пять признаков, которые все начинаются на букву «к»: 1345

1. Кеш – нестриженые волосы по всему телу
2. Канга – деревянный гребень
3. Кара – железный браслет
4. Касчера – конкретный тип нижнего белья
5. Кирпан – кинжал или меч

Хотя амритхары носят меч, сикхизм выступает против использования насилия, кроме случаев защиты. Они также воздерживаются от табака и алкоголя.1346
Имеется следующее определение сикха:

«Сикхом является любой человек, который верит в Бога (Акала Пураха), в десять Гуру, в Шри Гуру Грантх Сахиб, в другие писания десяти Гуру, в их учение, в церемонию инициации у Халсы, установленную десятым Гуру, и который не верит в любую другую систему религиозных доктрин».1347

 

1340Nesbitt E. Sikhism: A very short introduction. – Oxford: Oxford University Press, 2005. – С. 2, 15-16; Hexham I. Understanding world religions. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011. – C. 243-244; McLeod W. H. The Sikhs: history, religion, and society.– New York, NY: Columbia University Press, 1989. – С. 23-27.
1341Порублёв, Н. В. Культы и мировые религии. – М.: Благовестник, 1994. – С. 75-76; McLeod, с. 2.
1342Nesbitt, с. 22.
1343Там же, с. 21-22.
1344Hexham, с. 244; McLeod, с. 4; Davis R. Religions of India in practice // Lopez D. Jr. Asian religions in practice. – Princeton: Princeton Press, 1999. – С. 47.
1345McLeod, с. 4; https://en.wikipedia.org/wiki/Khalsa
1346McLeod, с. 6-7; Nesbitt, с. 58.
1347McLeod, с. 60. Также см. Nesbitt, с. 2.

 

Сикхизм насчитывает 26 миллионов последователей, подавляющее большинство которых живет в Индии, в частности, в Пенджабе, где именно в 1984 г. они неудачно пытались установить независимое государство.1348

2. Писание

Как уже было сказано, авторитетным писанием для сикхов выступает Ади Грантх, или Гуру Грантх Сахиб. Он был составлен пятым гуру Араджуном, и содержит учения и песни первых пяти гуру сикхизма. Вдобавок к этому, там находятся некоторые изречения, так называемых, «сантов», которые являются святыми людьми сикхизма, но не входят в число гуру. Санты до сих пор признаются в сикхизме. Существует и другая коллекция писаний, Дасам Грантх, которые были собраны, как предполагается, десятым гуру, Гобиндом Сингхом, но они менее авторитетны по сравнению с Ади Грантхом.1349
Как уже было сказано, Гобинд Сингх объявил Ади Грантх одиннадцатым гуру: «Считается, что Ади Грантх, в строго буквальном смысле, является воплощением вечного гуру».1350 Сикхи оказывают данной книге большую честь: она расположена под навесом, люди преклоняются перед ней.1351 Утверждается, что «основная функция Грантх Ади – это объект для почитания, а не запись откровения».1352 После составления Ади Грантх в XVII веке Араджун поставил его в, так называемый, Хармандир-Сахиб, т.е. в «Золотой храм», построенный им в городе Амритсаре в штате Пенджаб. Он находится там по сей день.1353
Другое известное произведение у сикхов называется джанам-сакхис, и оно повествует о жизни и деятельности Гуру Нанака: его путешествиях, служении и чудесах. Но достоверность этой истории ставится под сомнение.1354 Данное произведение не входит в число священных текстов.

3. Вероучение

В отличие от индуизма, приверженцы сикхизма верят в одного бога. Он известен под разными именами, но преимущественно под именами Акала Пураха или Вахигуру. Он является личностным, милостивым, вечным существом, которое сотворило мир. Нанак служил в качестве посредника для Акала, передавая его истину. В дополнение к этому, из Акала происходит некий «вечный гуру», который воплотился во всех десяти гуру сикхизма и помогал им выполнить их поручение.1355
В подражание индуизму, считается, что у Акала есть два аспекта. С одной стороны, в качестве Ниргуны он выше всех умственных концепций и словесного описания. А в качестве Сигуны он имеет атрибуты и его можно описывать. Но в отличие от индуизма, у Акала нет аватар.1356
Ключевым моментом для понимания вероучения сикхизма является его доктрина об откровении. Во-первых, Акал Пурах открывает себя через творение – все мироздание отображает его славу. К тому же, Акал открывает себя мистическим образом через личное откровение каждому поклоннику. Он посылает свое сабад, т.е. «слово», которое воспринимается тем, кто открыт к нему.
Сабад приходит к человеку не только через внутреннее восприятие, но и через учения гуру, содержащиеся в Ади Грантх. Однако учение гуру доходит до сердца человека только в том случае, когда его сердце уже открыто божественному откровению, т.е. личному приятию сабада. Получается, что в сикхском подходе к богопознанию первичны мистический опыт и духовная восприимчивость

 

1348Nesbitt, с. 3; McLeod, с. 6-11; http://en.wikipedia.org/wiki/Sikhism.
1349Nesbitt, с. 100; McLeod, с. 56; https://en.wikipedia.org/wiki/Dasam_Granth; Nesbitt, с. 45.
1350McLeod, с. 83.
1351Там же, с. 89.
1352Corduan W. A tapestry of faiths: The common threads between Christianity and world religions. – Downers Grove, IL: InterVarsity, 2002. – С. 65.
1353http://en.wikipedia.org/wiki/Harmandir_Sahib; Nesbitt, с. 34.
1354McLeod, с. 21, 99-97; Nesbitt, с. 19.
1355McLeod, с. 2-6, 49; Braswell G. W. Understanding world religions. Nashville, TN: Broadman and Holman, 1994. – С. 139.
1356Nesbitt, c. 24-25.

 

поклонника, а обучение вторично: «Только те, кто понимают Акала Пураха в своем собственном мистическом опыте, действительно могут понять смысл, который пытается сообщить человеческое слово».1357
Совокупность самооткровения Акала, воспринятого либо эмпирическим, либо мистическим путем, выражается в особенном имени, приписанном Акалу – «Нам». «Нам» – это «совокупность или инкапсуляция божественной реальности».1358
МакЛеод описывает сикхский подход к богопознанию так:

«Акал Пурах, однако, любезно смотрит на страдания человечества и через гуру передает сабад, который сообщает достаточное понимание Нама тем, кто способен “слышать” его. Таким образом, гуру является “голосом” Акала Пураха, мистически произнесенным в человеке, т.е. в сердце-разуме-духе поклонника. Сабад или “слово” является самим “произнесением” и в “слушании” его человек пробуждается к реальности божественного Имени, имманентного во всем, что лежит вокруг и внутри него».1359

Однако проблема человека заключается в его невосприимчивости сабаду, т.е. голосу Акала. Ведь человечество находится в тисках корысти (хаумая), что приводит к плохому поведению и получению плохой кармы. Здесь видно еще одно совпадение с индуизмом – вера в карму, самсару и перевоплощения.1360 Человек имеет естественную склонность или ориентацию к хаумау, которая называется маном. В результате этой «ложной» ориентации человек неправильно оценивает смысл жизни или истинные ценности. В этом заключается концепция «майя» у сикхов – неправильный взгляд на смысл жизни или ее ценности.1361
Единственная надежда на избавление состоит в созерцании и повторении имени Нама: «Достаточное понимание божественного Имени обеспечивает (человеку) необходимый путь к избавлению».1362 Вместе с этим, увеличение восприимчивости человека к сабаду связано с сознательным отрицанием хаумая. Получается, что человек должен изменить свою ориентацию на жизнь из мана в Нам.1363
Содержание Нама открывает человеку познание присущей в творении гармонии, которая, в свою очередь, отображает божественный порядок, вложенный в него:

«Посмотрите вокруг вас и посмотрите внутрь. Как вокруг, так и внутри вас воспринимается божественный порядок (хукам), т.е. гармония, выраженная в физическом творении, которая отображает божественную гармонию самого Акала Пураха. Для того чтобы заручиться освобождением необходимо настроить всю свою жизнь на эту гармонию, выраженную как божественное Имя».1364

Цель человека заключается в присоединении к этой гармонии: «Цель заключается в том, чтобы поклонник был всецело приведен в гармонию с божественным ритмом».1365 Далее, говорится: «Конец – это мистический союз в вечном блаженстве совершенного мира».1366
Примечательно, что сикхский путь к мокше не влечет за собой отстранения от мира, совершения ритуалов или поклонения в храме.1367 В этом наблюдается существенное отклонение от индуизма.

 

1357McLeod, c. 49.
1358Nesbitt, c. 25. Также см. McLeod, c. 3, 29.
1359McLeod, c. 50.
1360Hexham, c. 244.
1361Nesbitt, c. 26.
1362McLeod, c. 30.
1363Nesbitt, c. 26.
1364McLeod, c. 30.
1365Там же, с. 3.
1366Там же, с. 31.
1367Там же, с. 3, 26-28.

 

Важно добавить, что сикхи не занимаются постоянно созерцанием и медитацией. Вместе со своими духовными дисциплинами, они ведут нормальный образ жизни и стремятся к совершению добрых дел, которые также являются неотъемлемой частью достижения мокши.1368

4. Поклонение и общественная жизнь

Сикхи собираются для богослужений в помещении под названием гурдвара, в каждом из которых находится копия Ади Грантха.1369 Там проводятся еженедельные богослужения, которые состоят из песнопений, прочтения и изъяснения Ади Грантха или жизней Гуру, которые делает лидер гурдвары – гранти. Гранти главных гурдвар считаются и священниками. Во время богослужения мужчины и женщины сидят отдельно. Поклонники приносят десятины. Также проводится общая трапеза для всех участников. Порой проводится особое богослужение, которое длится двое суток, во время которого прочитывается весь Ади Грантх.1370
Сикхизм сталкивается с проблемой в том, что в своих писаниях обращается недостаточное внимание на правила поведения. Поэтому для водительства в ежедневных вопросах сикхи часто руководствуются, так называемым, Рахитом, составленным для наставления в практических вопросах. Последний Рахит был создан в 1950 г., но во многих случаях его постановления недостаточны для решения спорных вопросов. Поэтому сикхи часто обращаются к уважаемому члену общины за советом или произвольно выбирают стих из Ади Грантх для решения вопроса. Часто обсуждается ими вопрос употребления мяса и алкоголя, стрижка волос.1371
Другие особенности сикхизма: мужчины и женщины, хоть и теоретически, равноправны в общине. Брачные отношения предпочитаются безбрачию. Официально сикхизм выступает против кастовой системы, но ее следы все еще присутствуют в сикхском обществе.1372

5. Оценка

Во-первых, в сикхизме следует отметить принятие монотеизма, что представляет собой шаг вперед по сравнению с исходной верой Нанака – индуизмом. Но кроме этого, мало что привлекает искателя истины к данному верованию.
Главный недостаток религии сикхизма состоит в удостоверении «откровений», полученных его основателем Нанаком и последующими за ним гуру. Нанак утверждал, что во время умывания в реке он получил божественное откровение. На этом основании строится вся вера сикхов. Но на каких основаниях можно принять его откровение как божественное? Какие есть признаки, что «духовное прозрение» Нанака или учения других гуру произошли от Бога?
Полезно будет сравнить опыт Нанака с опытом основателей иудео-христианской веры. Как в Ветхом, так и в Новом Завете свидетельствуется о чудесах, подтверждающих божественное происхождение учения пророков Израиля, Иисуса Христа и Его апостолов. Также в Библии имеется множество исполнившихся пророчеств. Но сикхизм не может похвастаться никаким подобным религиозным опытом.
Также можно говорить о недостатках и в писании сикхизма, Ади Грантх. Как было указано выше, из-за слабого обращения к вопросам морали и повседневной жизни поклонников, необходимо было дополнить его другими произведениями, в том числе, Рахитом. Пренебрежение этической и практической сторонами духовной жизни недопустимо для книги, претендующей на божественное происхождение и канонический статус.
Далее, в связи с обращением к Ади Грантх, видно еще одно отклонение. Вместо того чтобы сосредоточиваться на содержании Ади Грантх, как положено для святой книги, поклонники практически

 

1368Nesbitt, с. 28; Braswell, с. 139.
1369Бывает, что сикхи имеют сокращенную версию Ади Грантха у себя домой для личного чтения (Nesbitt, с. 34, 43).
1370Nesbitt, с. 30, 48; Hexham, с. 247; McLeod, с. 57-58.
1371Nesbitt, с. 129-130; McLeod, с. 69-78.
1372Nesbitt, с. 105-119.

 

поклоняются самому предмету. Если сикхизм считает себя передовым по сравнению с другими религиями, как он может допускать такое отступление к идолопоклонству?
Подобно этому, учреждение ордена халса тоже имеет окраску примитивности. Каким образом может надевание на поклонника особой одежды и оружия привести к большей духовности или богоподобию?
Далее, видно, что сикхизм заимствовал некоторые ключевые понятия у индуизма, а именно, Ниргуну, Сигуну, карму, самсару, мокшу и перевоплощения. Значит, он подвергается той же критике, которой мы подвергли и индуизм (смотрите в 6-ой главе). Также можно отметить и его склонность к мистицизму (о чем уже сказано в 1-ой главе).
Наконец, сикхизм выдвигает неверное понимание преодоления мана, т.е. греховности человека. В этой системе предлагается преданность Нам, т.е. «Слову Божьему». Но длительная и неудачная история Израиля показывает, что для преодоления греха недостаточно только одной преданности Божьему Слову. Даже пророки Израиля признали, что человеку нужно не еще большее посвящение, а новое сердце (Втор. 30:6; Иез. 36:26-27), т.е. чудо духовного возрождения.

 

Библиография

Абдул-Баха, Завещание. – http://bahai-library.com/abdulbaha_ Завещание
Бахаулла. Китаб-и-Иган: Книга Несомненности. – http://bahai-library.com/bahaullah_китаб-и-иган
Мартин У. Царство культов / Пер. с англ.– СП: Логос, 1992
Порублёв, Н. В. Культы и мировые религии. – М.: Благовестник, 1994. – 336 с.
————
‘Abdu’l-Baha. Selections from the writings of ‘Abdu’l-Baha. – http://bahai-library.com/writings/abdulbaha/swab
‘Abdu’l-Bahá. Somе answered questions. – http://bahai-library.com/writings/abdulbaha/saq/saqall.html.
Braswell G. W. Understanding world religions. – Nashville, TN: Broadman and Holman, 1994. – 189 с.
Corduan W. A tapestry of faiths: The common threads between Christianity and world religions. – Downers Grove, IL: InterVarsity, 2002. – 239 c.
Davis R. Religions of India in practice // Lopez D. Jr. Asian religions in practice. – Princeton: Princeton Press, 1999. – 174 c.
Effendi, Shoghi. The World Order of Baha’u’llah. – http://bahai-library.com/writings/shoghieffendi/wob/woball.html
Garlington W. The Baha’i faith in America. – Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers, 2008. – 192 c.
Hexham I. Understanding world religions. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011.
May D. J. The Baha’i principle of religious unity: A dynamic perspectivism // McLean J. Studies in the Babi and Baha’i religions: Revisioning the Sacred. – Los Angeles, CA: Kalimat Press, 1997. – T. 8. – C. 1-36.
McLeod W. H. The Sikhs: history, religion, and society. – New York, NY: Columbia University Press, 1989. – 146 c.
Momen W., Momen M. Understanding the Baha’i faith. – Edinburg, Scotland, Dunedin Academic Press, 2006. – 146 c.
Nesbitt E. Sikhism: A very short introduction. – Oxford: Oxford University Press, 2005. – 144 c.
Nigosian S. A. World faiths. – 2nd ed. – New York: St. Martin’s Press, 1994. – 480 с.
Payne R. The history of Islam. – New York: Dorset Press, 1959. – 312 c.
Stockman R. Bahia Faith // Melton J. G., Baumann M. Religions of the world. – Santa Barbara, CA: ABC-CLIO, 2002.
Tucker R. A. Another gospel. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 1986. – 406 c.
————
http://bahai-library.com/writings/bahaullah/slh/haykal.html
http://www.bahai.ru
http://en.wikipedia.org

Следующий урок ⟶