Глава 6-я. Пантеизм: Индуизм. Том 1-й — Существование Бога: Есть ли Бог? Кто Он?
Глава 6. Пантеизм: Индуизм
Пантеизм представляет собой мировоззрение, утверждающее отождествление Бога с вселенной. Проще говоря, Бог – это все, а все – это Бог. Бог выступает одним целым с миром, который является Его проявлением. За пределами вселенной Бог не существует. Следовательно, подчеркивается Божья имманентность, а Его трансцендентность отрицается.
В истории мира пантеизм появился на свете в разные времена и в разных местах.454 Можно упомянуть, например, о пантеизме Плотина (204-270 гг. по Р.Х.), согласно которому некое «Единое» является сутью реальности, из которого выходят разные «эманации» или излучения, последняя из которых является материальным миром.
Также, в свое время выдвинул собственную теорию пантеизма известный рационалист Спиноза (1632-1677 гг.). Согласно его теории, Бог отождествляется с «Природой». Природа же является безличной силой, которая управляет всеми. Она проявляет (или, по словам Спинозы, «протягивает») себя во всех сущих. Цель жизни заключается в том, чтобы человек примирился со знанием того, что он является проявлением («протягиванием») безличной Природы и подстроился под этот порядок. Хотя все управляется и определяется Природой, которая не подвергается разграничению по категориям добра и зла, с практической точки зрения человеку приходится стремиться к нравственному образу жизни.
Самое распространенное проявление пантеизма в истории мира представлено индуизмом и его родственными религиями: буддизмом, учением Нью Эйдж и другими. В данной главе рассмотрим сам индуизм.
А. Общий обзор
Индуизм представляет собой одну из самых влиятельных религий в нынешнем мире, особенно, в его современной форме – учении Нью Эйдж. Официально индуисты составляют 15 процентов мирового населения (1.1 миллиард человек). 87% индуистов живут в Индии. А подавляющее большинство жителей Индии – индуисты, вплоть до 80%. В Непале пропорционально насчитывается еще больше индуистов, т.е. 81%. Индуизм даже является государственной религией Непала.455
Сами приверженцы индуизма часто называют свою веру Санатана Дхарма, что значит «вечный закон» или «вечный путь». А термин «индуист» или его устаревшее название «индус» имеет интересную историю.456
Слово «индус» происходит из санскрита и использовалось для обозначения реки Индус. Во время Персидской Империи оно использовалось в отношении района за рекой Индус и всех его жителей. Далее, данный термин употреблялся греками, римлянами и мусульманами в том же смысле. Наконец, когда Индия находилась под игом Великой Британии, этим термином англичане обращались ко всем немусульманским индийцам. Вследствие этого, слово «индус» приобрело не столько этническую, сколько религиозную окраску.
Поскольку слово «индус» стало употребляться для обозначения всех немусульманских жителей Индии, оно относится не к одной, а ко всем коренным религиозным верам Индии. Поэтому «индуизм» – это не только одна религия, а «система многих религий, которые встречаются в социальных рамках
454Clark D. K., Geisler N. L. Apologetics in the new age: A Christian critique of pantheism. – Grand Rapids, MI: Baker, 1990. – C. 74-109.
455Халверзон Д., ред. Религии мира. – СПб: Шандал, 2002. – C. 52-68; Narayanan Т. Hinduism // Taylor B. R. Encyclopedia of religion and nature. – London: Thoemmes Continuum, 2005. – Т. 1 – C. 762; https://en.wikipedia.org/wiki/Hinduism#Demographics; https://en.wikipedia.org/wiki/Hinduism#Demographics.
456https://en.wikipedia.org/wiki/Hinduism; Hammer R. Hinduism // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – C. 170; Baumann M. Hinduism // Melton J. G., Baumann M. Religions of the world. – Santa Barbara, CA: ABC-CLIO, 2010. – Т. 3. – C. 1322-1331; Hexham I. Understanding world religions. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011. – C. 118; Davis R. Religions of India in practice // Lopez D. Jr. Asian religions in practice. – Princeton, NJ: Princeton Press, 1999. – C. 9-10.
индуистского общества».457 Однако есть достаточно общих черт между коренными религиями Индии, чтобы исследовать эти веры под одним названием: «индуизм».458
Разнообразие, присущее индуизму, позволяет его приверженцам заниматься как философским размышлением над своей верой, так и личным посвящением божеству. Упор на личное посвящение какому-либо проявлению божества, в свою очередь, приводит к тому, что на практике большинство индуистов практикует не пантеизм, а монотеизм, поклоняясь всего лишь одному богу. Также примечательно, что у индуизма нет ни основателя, ни конкретной системы управления.459
С другой стороны, в современное время наблюдаются попытки продвигать среди индуистов некоторое единство. Например, с 1964 г. действует «Совет всех индуистов», а с 1966 г. ежегодно проводится «Мировая индуистская конференция».460
Б. История
1. Возникновение
Что касается возникновения индуизма,461 он восходит ко второму тысячелетию до Р.Х., когда исходные политеистические жители долины Инда, «дравиды», были захвачены племенем «ариев» в 1500 г. до Р.Х.462 Арии были военным народом, религия которых поддерживала их военные действия. Например, священники приносили жертвы разным богам (т.е. придерживались политеизма), но почитали больше всех Индру, богиню войны и бури. Другой же главный бог, Агни, бог огня, принимал эти жертвы.
Стоит упомянуть и о боге «Сома», который отождествлялся как с луной, так и с растением с тем же названием. Экстракт этого растения был галлюциногенным и считался полезным для получения божественного вдохновения. Также примечательно, что в ранних арийских писаниях (Ведах) упоминается и о Вишну и Шиве, которые впоследствии, в классическом индуизме, стали главными проявлениями Сагуны Брахмана (см. ниже). Но в ранних Ведах они занимали незначительное положение.463
Еще один из главных богов, Варуна, был «ответствен» за моральные и природные законы. Формально Варуна занимал высшее положение в арийском пантеоне, поскольку принадлежал к классу богов асура, в котором он выступал главным. Но на практике священники больше чтили богов низшего класса, т.е. дева, главным из которых была Индра. Также следует учитывать, что арии выдвигали идею, что выше всех богов стоял, так называемый, «космологический порядок», т.е. безличные силы, главной из которых называлась Рта.
Священники ариев сочинили коллекции писаний под названием «Веды», в которых описывается порядок принесения жертв, рассказывается о победе ариев в войне, и сохраняются песни, которые читали священники во время поклонения. В начале песни назывались брахманом (а точнее, брахман считался: «мощностью, сущей в священной речи»). Далее это название носили священники, читающие их.
457Nigosian S. A. World faiths. – 2nd ed. – New York, NY: St. Martin’s Press, 1994. – C. 79.
458Кларк сообщает, что природа индуизма обсуждается. «Централисты» считают, что индуизм по сути – одна религия, соединенная индуским священством и писаниями, а «плюралисты» более обращают внимание на разнообразие в индийской религии (cм. Clark, C. 10-11).
459Braswell G. W. Understanding world religions. – Nashville, TN: Broadman and Holman, 1994. – С. 22; Renou L. ed. Hinduism. – New York, NY: George Braziller, 1962. – С. 36. Также см. Corduan W. A Tapestry of faiths: The common threads between Christianity and world religions. – Downers Grove, IL: InterVarsity, 2002. – C. 227; Davis, с. 9.
460Esposito J.L., Fasching D. J., Lewis T. World religions today. – New York, NY: Oxford, 2002. – С. 342.
461Hiltebeitel A. С. Hinduism // Jones L. Encyclopedia of religion. – Detroit, MI: Thomson-Gale, 2005. – Т. 6. – C. 3990-3991; Baumann, т. 3, с. 1323; Hexham, с. 118-119, 138; Braswell, с. 22-23; Davis, с. 12-15; Renou, с. 21-34.
462Существуют и другие теории, что дравиды вымерли до прибытия ариев (Baumann, т. 3, с. 1323; Hexham, с. 123), или что арии были первыми жителями этой местности (Hammer, с. 763).
463Davis, с. 14-15; Narayanan, т.1, с. 765; Hiltebeitel, т. 6, с. 3990.
Наконец, слово брахман относили к священникам, приносящим жертвоприношения, которые с течением времени по важности опередили священников, читающих песни.464
2. Появление классического индуизма
В VIII-VII веках до Р.Х. среди ариев произошло восстание против священников, которые занимали сильно доминирующее положение над народом. Вместе того, чтобы обращаться к богам посредством ритуалов, совершенных священниками, люди начали делать больший упор на личный контакт с богом через созерцание. Развитие этой новой (теперь называемой классической) формы индуизма продлилось вплоть до IV века по Р.Х.465
Постепенное появление новых святых книг, а именно, упанишады, ввело в религиозное сознание людей понимание, что реальность, по сути своей, едина, и что все предметы и существа являются частью этого единого и всего обхватывающего реала. Стали называть это присущее всей вселенной единство уже известным по другому значению термином: Брахманом.466 Но это единая реальность может выражаться в форме многочисленных «низших» богов, которым поклоняется народ.
Некоторые события привели к ослаблению привязанности к индуизму индийцами, а именно, захват Индии мусульманами и, вслед за ним, колонизация Индии Великобританией и ее миссионерская деятельность. Но в последние века индуизм испытывает что-то типа «возрождения», и распространяется за пределами Индии. Продвигал восстановление классического индуизма (с некоторыми модификациями) Рам Мохан Рой (1772-1833 гг.). Махатма Ганди (1869-1948 гг.) известен своей компанией за независимость от Великой Британии и устранение кастовой системы. Техника индуистской медитации Рамакришны (1836-1886 гг.) распространяется по всему миру.467
C IV до VI веков по Р.Х. возникла своеобразная ветвь индуизма по имени тантра. Ее отличительная черта – вовлечение физических стимул, в частности сексуальных, для достижения высших уровней просветления. Ведь половые отношения считаются «способом воспроизведения творения, приводящим практикующего их к гармонии с силами космоса». Соответственно, главным богом (вернее богиней) в этой системе является Шакти, супруга Шивы. Она представляется источником космической энергии.468
Наряду с половыми отношениями, приверженцы тантрического индуизма ищут просветление путем принятия некоторых видов еды, в частности, рыбы, мяса, вина, зерна. Данная ветвь индуизма пользовалась популярностью во время мусульманской оккупации Индии, но в последнее время ее распространение уже уменьшилось.469
В настоящее время самым популярным выражением индуизма является бхакти-индуизм.470 Эта ветвь индуизма рассматривается ниже.
В. Писания
1. Шруты
Священные книги индуизма разделяются на две группы. Первая группа, шруты, означающая «услышанное», считаются авторитетными для определения веры индуистов. Однако Нараянан уточняет: «Хотя некоторые тексты и некоторые божества принимаются многими, нет ни одного текста, ни одного
464Hexham, с. 118; Davis, с. 15; Hiltebeitel, т. 6, с. 3991.
465Hiltebeitel, т. 6, с. 3994.
466Халверзон, c. 52-68.
467Hexham, с. 121; Esposito, с. 312-319.
468Hiltebeitel, т. 6, с. 4003; Davis, с. 45.
469Hiltebeitel, т. 6, с. 4003; Davis, с. 44.
470Hiltebeitel, т. 6, с. 4006.
божества, ни одного учителя, которых все индуисты считают авторитетными или высшими».471 Ведь неграмотные индуисты могут не знать этих писаний вообще.472
В группу шруты входят Веды, что переводится как «знания». Дэйвис о них пишет: «Весь этот корпус священной литературы представлялся его сторонниками как откровение – то, что было только «услышано» и не сочинено людьми». Также говорится о них как о «вечных священных знаниях», полученных мудрецами в древности от Брахмана. Считается, что «слышание» Вед людьми не привело к их искажению. Те, кто их записал, верно сохранили их содержание. Следовательно, они не имеют человеческого авторства, а являются: «самооткровением безличного Брахмана».473
Веды состоят из четверых частей, каждая из которых разбирает четыре тематики. Четыре части Вед следующие: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Ригведе характерны песни богине Индре, вспоминания о войне, жертвоприношения Агни и влияние экстракта Сомы (см. выше).474
Каждая составляющая часть Вед (т.е. Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа) разбирает следующие тематики: (1) Самхиты, т.е. песни для ритуалов, (2) Брахманы, т.е. раскрытие «священной силы» песней, (3) Араньяки (книги леса), т.е. размышление о песнях и (4) позже добавленные Упанишады, которые проясняют мистическое значение песней.475 Первая часть, т.е. Самхиты, восходят (в письменной форме) к XII или XI веку до Р.Х. А последняя часть, Упанишады, была написана с VIII до V века до Р. Х.476
Упанишады – это не столько отделенное от Вед произведение, сколько добавление к уже существующим разделам в Ведах. Упанишады считаются «наивысшим учением» Вед. В них, например, впервые вводятся концепции перевоплощения, кармы, мокши, самсары, атмана и Брахмана как все объединяющего реала.477 О них написано: «Стремление к унификации истины является отличительной особенностью Упанишад».478 Они отмечают переход от приношения жертв, которому были посвящены ранние книги Вед, к личному религиозному опыту через прозрение,479 т.е. к «опытным знаниям себя как единого с конечной реальностью».480
2. Смрити
Другая группа произведений – это, так называемые, смрити, что переводится как «запомненное». Признается человеческое авторство этих книг, и все же они считаются вдохновенными, но не на том же уровне, на котором находятся шруты. Хотя формально они менее авторитетны, чем шруты, тем не менее, они пользуются большой популярностью, даже превосходящей шруты. Хотя авторам смрити нельзя противоречить шрутам, они пользуются большей свободой в их истолковании.481
Среди смрити главными являются эпосы Рамаяна (написаны когда-то c V в. до I в. до Р.Х.) и Махабхарата (написана поэтапно с IV в. до Р.Х. до IV в. по Р.Х.), которые содержат мифы об аватарах, т.е. рассказы о некоторых воплощениях Вишну.
Входит в Махабхарату очень популярное произведение Бхагавад-Гита, т.е. миф о Кришне, в котором Кришна открывает себя как главное божество и обещает освобождение преданным ему людям. А Рамаяна рассказывает историю о другом воплощении Вишну, а именно, о Раме. Повествуется о том, как некая обезьянка, Хануман, помогла Раме найти свою захваченную жену Ситу.482
471Narayanan, т. 1, с. 763.
472Там же.
473Davis, с. 12; Nigosian, с. 77; Hammer, с. 174; Hiltebeitel, т. 6, с. 3994.
474Davis, с. 12-14.
475Слово упанишады означает «сидеть рядом» (Hiltebeitel, т. 6, с. 3993).
476Baumann, т. 3, с. 1323-1324; Hiltebeitel, т. 6, с. 3989-3993.
477Davis, с. 16-17; Clark, с. 39.
478Narayanan, т. 1, с. 765.
479Baumann, т. 3, с. 1324.
480Hiltebeitel, т. 6, с. 3993.
481Narayanan, т. 1, с. 765; Corduan, с. 67; Hiltebeitel, т. 6, с. 3995.
482Davis, с. 27-28; Nigosian, с. 78; https://en.wikipedia.org/wiki/Valmiki; https://en.wikipedia.org/wiki/Mahabharata.
С III века до Р.Х. до Х века по Р.Х, появлялась литература, известная под названием Пураны, которые составляют десятки томов. В них входит обсуждение разных тем, в частности, о теологии, космологии, ритуалах для Шивы и Вишну, легендах, мифах и рассказах о творении. Они считаются «писаниями для простого народа, потому что они доступны всем, в том числе, и женщинам».483 В отличие от Вед, в которых Вишну и Шива выступали менее значительными богами, в Пуране они являются главными. В них также говорится о Брахме, боге творения, и о спутницах Вишну, Шивы и Брахмы.484
Составляет часть смрити и произведение Ману-смрити, или «Законы Ману», которое содержат священные законы. Они были написаны в II в. до Р.Х. Ману, который, якобы, является отцом всего человечества. В этом произведении вводится учение о кастовой системе и описывается система кармы.485
Можно упомянуть и о других писаниях, которые ценятся в индуизме. Сутры – это описание проведения ритуалов и правил общественного поведения в форме афоризмов. Известны своими комментариями к Сутрам Шанкара (788-820 гг. по Р.Х.), Рамануджа (1017-1137 гг. по Р.Х.) и Мадхья (1197-1276 гг. по Р.Х.). Они принадлежат к, так называемой, школе Веданта – одному из шести философских движений в индуизме.486
Г. Вероучение
1. Концепция Брахмана и его проявлений
Индуизм в своей классической форме представляет собой пантеистическое мировоззрение, согласно которому существует только одна реальность – это Брахман, который объединяет всех и все в себе. Все, что существует, является проявлением или выражением этого единого реала, т.е. Брахмана. Кажущееся разнообразие во вселенной, в действительности, является иллюзией, или майей, через которую человеку нужно пробиться, чтобы воспринять присущее всем единство. Также принимается, что Брахман выше всех понятий и концепций. Он ни добр, ни зол. Он просто есть.487
Далее, проводится разделяющая линия между концепциями Ниргуны Брахмана и Сагуны Брахмана. Первая – это сама суть реальности, которая является безличной, т.е. лишенной личностных свойств. Она непостижима и не подвергается словесному описанию.488 А Брахман, на более поверхностном уровне, проявляется в виде Сагуны Брахмана, или Ишвары, которая обладает личностными характеристиками.
Далее утверждается, что Сагуна Брахман проявляется в трех конкретных видах – так называемых, тримурти – соответствующих различным природным явлениям. В частности, Брахма – это Сагуна Брахман как творец, Вишну – это Сагуна Брахман как хранитель, а Шива – это Сагуна Брахман как разрушитель. Это тримурти заменило триад бывших главных богов: Варуны, Индры и Агни.489
Вишну, в свою очередь, проявляется в разных, так называемых аватарах, т.е. мифологических воплощениях, среди которых именуются Будда и Кришна.490 Говорится о Вишну: «Вишну находится на
483Nigosian, с. 79.
484Davis, с. 28-30, Nigosian, с. 78-79; Narayanan, т. 1, с. 765-766.
485Nigosian, с. 78; Braswell, с. 26.
486Clark, с. 39, 58.
487Халверзон, c. 52-68.
488Теннет рассказывает о «принципе Арундхати», согласно которому можно приближаться к описанию Ниргуны Брахмана. Дело в том, что Арундхати – это неяркая звезда, которая обнаруживается при помощи более ярких, соседних звезд. Подобным образом, приписывание Ниргуне Брахману позитивные атрибуты только приближает человека к умственному восприятию его, но не описывает его на самом деле (Tennent T. C. Christianity at the religious roundtable. – Grand Rapids, MI: Baker, 2002. – с. 42-43).
489Braswell, с. 23.
490Хилтебител перечисляет десять аватар Вишну: Рыбы, Черепаха, Кабан, Человек-Лев, Карлик, Рама, Кришна, Будда, будущий Калки (Hiltebeitel, т.6, с. 4000). Предполагается, что Вишну «посылает» новый аватар для каждого века, чтобы восстановить истинную дхарму (учение) (Davis, с. 52).
небесах, управляет землей в качестве хранителя, заступника за все хорошие дела, и порой принимает человеческую форму».491
Что касается Шивы, Дэвис дает более детальное описание этой загадочной фигуры:
«В отличие от общительного Вишну, Шива является аутсайдером. Обитая, как правило, на самых высоких Гималайских горах, он является господином и образцом для йогов. Он меньше заинтересован установлением дхармы (т.е. учения) на земле, чем ведением душ к мокше (т.е. спасению). Далее, Шива имеет двойственную природу, смешивая то, что для нас кажется противоположными атрибутами. Он – как злобен, так и доброжелателен; как аскетичен, так и эротичен; как отшельник, так и семейный человек; как неподвижный посредник, так и вольный танцор».492
В отличие от Вишну, у Шивы аватар нет. Далее, Шива известен иконой «танцующего Шивы» – ведь он считается господином танцев. Много говорится и о женах Шивы, самой известной (и злобной) из которых является Кали. Но говорится и о Шакти и Лакшми как о женах Шивы.493
В дальнейшем развитии Санатаны Дхармы (т.е. индуизма) стали обращать больше внимания на то или иное проявление Брахмана, считая данное проявление его главным.494 Среди этих направлений главным выступает вайшнавизм или вишнуизм (вайшнава дхарма), согласно которому величайшим проявлением Брахмана является Вишну. Существуют и другие подобные направления, которые отводят главную честь другим богам: шайвизм или шиваизм (Шиве), шактизм (Шакти) и смартизм, в котором поклоняются пяти главным богам: Виншу, Шиве, Ганеше, Сурье, Деви (Шакти).
В заключение, постараемся уточнить концепцию «Богиня». Иногда термин «Богиня» (которая является Матерью-Землей) используется для описания совокупности всех богинь, и она отождествляется с каждой из них – с Деви, с Кали, с Дургой или с Шатки. Иногда считается, что Богиня в лице Деви выступает женой Вишну. А другие зовут жену Вишну «Парвати».495
2. Спасение по индуизму
К чему человек должен стремиться в индуизме? Одним словом, цель индуизма – достижение единства с Брахманом (точнее, «обнаружение» единства с Брахманом, т.к. природа реальности такова, что все уже едино с ним). Достижение соединения с Брахманом в результате приводит к состоянию под названием «нирвана». Вот как Халверзон описывает состояние нирваны: Это – «растворение отдельного “я” в безличном и лишенном всяких признаков единстве Высшего “Я”. Нирвана является целью просветления».
Разберемся далее в индусском учении о спасении, т.е. освобождении от иллюзионного мира (майи) и соединении с Брахманом (нирване). Предполагаются три пути к достижению нирваны: джнана марга, или «путь знания», бхакти марга, или «путь посвящения» и карма марга, или «путь дел».496 Подробнее обсудим эти пути далее в этой главе. Посредством одного из этих путей индуист ищет спасение.
Также учитываются понятия кармы и сансары. Сансара – это цикл реинкарнаций или перевоплощений после смерти в новую телесную форму. Карма человека определяет, в каком статусе или положении человек будет находиться в будущей жизни, и определяется качеством его поведения в предыдущей жизни. В результате полученной в предыдущей жизни кармы, человек может перевоплотиться либо в состоянии, более приближенном к нирване, либо в состоянии, более отдаленном от нее. Все зависит от его личного поведения. Человек проходит многочисленные случаи реинкарнаций на своем пути к нирване.
491Braswell, с. 24.
492Davis, с. 29.
493Narayanan, т. 1, с. 766; Nigosian, с. 81; Braswell, с. 24.
494https://en.wikipedia.org/wiki/Vaishnavism; https://en.wikipedia.org/wiki/Shaivism; https://en.wikipedia.org/wiki/Shaktism;
495Tennent, с. 243; Baumann, т. 3, с. 1326.
496Халверзон, c. 52-68.
Спасение, тогда, состоит в освобождении (так называемой, мокше) из цикла реинкарнаций (самсары) и достижении нирваны, т.е. избавлении от своей индивидуальности и поглощении в Брахмане. Мокша также заключается в том, что человек избавляется от иллюзорного мира майи и осознает единство, лежащее в основе реальности: «Природа спасения состоит в освобождении от рабства феноменального существования».497
Символ индуизма – это колесо, которое изображено на флаге Индии. Колесо представляет цикл реинкарнаций (самсару), от которого индуисты ищут освобождения (мокшу).498
Чтобы вообще продвигаться вперед в этом процессе, надо быть индийским мужчиной. Единственная надежда для иностранцев или женщин – это перевоплотиться в индийского мужчину. Следовательно, индуистские женщины, как правило, занимают более подчиненное положение в обществе.499
К тому же, к индийским мужчинам относится «кастовая система», которая определяет как их положение в обществе, так и их близость к достижению нирваны. Самый низкий класс или каста называется шудра и включает в себя слуг и разнорабочих. Высшие касты – вайшьи, т.е. торговцы, скотоводы и земледельцы, кшатрии – воины и администраторы, и брахманы, т.е. священнослужители и интеллигенция.500 Только последняя каста имеет шанс на мокшу в конце текущей жизни.
3. Великая традиция (путь дел и путь знания)
Из трех вышеупомянутых путей к достижению нирваны два выделяются в качестве «великой традиции». Это карма марга, «путь дел», и джнана марга, «путь знания».501 Карма марга (путь дел) состоит в выполнении разных общественных обязанностей, соблюдении ритуалов и церемоний для многих богов, совершении добрых дел.502 Религиозная активность человека приводит к его избавлению от самсары, поскольку он вследствие нее получает хорошую карму. Определяет его поведение дхaрмa, что переводится как «учение». Эти правила для жизни (дхaрмa) меняются в зависимости от того, к какой касте человек принадлежит и на какой стадии жизни он находится (см. ниже).
Рассмотрим джнана марга, «путь знания». В этом направлении предполагается, что человек находится в отчужденности от Брахмана по причине своего невежества. Он просто не знает, что он уже един с Брахманом и является выражением его бытия. Цель человека, находящегося на пути знания, заключается в достижении восприятия, что кроме Брахмана все остальное является майей, т.е. иллюзией.503
Ключевое понятие в этом направлении – атман, который является внутренним аспектом человеческого естества, имеющим прямой контакт с Брахманом. Через свой атман человек имеет доступ к окончательной реальности, т.е. Брахману. Точнее говоря, атман – это сам Брахман, пребывающий особым образом в человеке. Человек в своем атмане не относится к Брахману как субъект к объекту, т.к. атман отождествляется с Брахманом.504 Человек должен осознавать, что он с Брахманом – одно целое. В этом отношении играет ключевую роль созерцание.
Путь знания пользовался особенной популярностью с VI века до Р.Х. до X века по Р.Х. В наше время его популяризовал Рамана Махарши, который жил на горе всю свою жизнь, размышляя о Брахмане. Он соблюдал строгий аскетический режим и постоянно задавал себе вопрос «Кто я?» Он утверждал, что обнаружил, что он един с абсолютной реальностью. Его учение состоит в том, что человек должен достигнуть такого момента, когда он прекращает думать, а просто осознает, что он есть.
Следует рассказать и об известном споре, который велся между приверженцами джнана марга. Сформировались шесть философских школ по вопросу природы Брахмана и реальности: няя, вайсесика,
497Corduan, с. 114.
498Халверзон, c. 52-68.
499Nigosian, с. 92.
500Халверзон, c. 52-68.
501Braswell, с. 35-36.
502Nigosian, с. 91; Braswell, с. 32.
503Nigosian, с. 93.
504Там же, с. 85.
самкхия, йога и еще две, остающиеся в силе: мимамас и веданта, последняя из которых получает все большее распространение. Слово веданта означает «конец Вед». Данная школа так названа по причине ее связи с учением последней части Вед, т.е. Упанишад.505
В направлении веданта выделяются три течения, которые отличаются друг от друга вопросом характера видимого мира, т.е. майи. Более классический подход – это адвайта (недуалистическая) веданта, согласно которой Брахман – это единственная реальность. Все остальное – иллюзия. Под термином вишиштадвайта веданта имеется в виду, что вселенная тоже реальна, но как выражение Брахмана. Последняя версия, двайта (дуалистическая) веданта, которая более сходна c теизмом, говорит, что вселенная реальна и отличается от Брахмана по сущности.506 Рассмотрим эти течения подробнее.
Главным учителем первого и более распространенного мнения, адвайта веданта, был Шанкара (788-820 г. по Р.Х.).507 Он выдвигал абсолютный (недуалистический) пантеизм. Термин «недуалистический» означает, что бог и мир не противопоставляются друг другу, как отдельно существующие предметы (дуализм), а, по сути, являются одним целым, т.е. Брахманом. Шанкара различает Ниргуну Брахмана и Сагуну Брахмана, последний из которых проявляется как личность, т.е. Ишвара (см. выше). Сагуна Брахмане можно приписывать конкретные качества. А что касается Брахмана в сути своей (т.е. Ниргуны Брахмана), Кларк говорит:
«Лучшее, что можно сделать – это отрицать каждый атрибут Брахмана … язык не может коснуться Брахмана … (он) обладает характером интеллекта, но он лишен каких-либо различий и выходит за рамки всех языков. Таким образом, его можно описать только отрицательно, посредством отрицания атрибутов».508
А касательно Сагуны Брахмана, Теннет пишет:
«То, что характеризует Сагуну, не относится ни к какой окончательной или определенной реальности, поскольку оно служит в качестве простого указателя или индикатора одного Брахмана, который остается за пределами любого описания».509
Контакт с Брахманом осуществляется через атмана, существующего в каждом человеке, и посредством осознания того, что человек уже един с Брахманом. Познание атмана в себе, в свою очередь, осуществляется интуитивно, на уровне внутренних чувств. Однако познание Брахмана также доступно через чтение Вед, которые произошли от него.
Итак, спасение (мокша) осуществляется, когда человек полностью осознает, что он един с Брахманом: «Как только душа осознает, что она является и всегда была Брахманом, то эта жизнь проходит как сон».510 Нигосиан так описывает данное явление: мокша достигается посредством «полного отождествления собственной личности с (Брахманом-Атманом)».511
Следовательно, в системе Шанкари созерцание высоко ценится. Добрые дела не спасают, но могут давать хорошую карму на лучшее перевоплощение. Ритуалы же приносят мало пользы.
Хотя, согласно адвайте веданте, вишиштадвайта веданта признает Брахмана как окончательную реальность, она отличается от нее тем, что мир – это не майя, а также реально существующий в качестве проявления Брахмана: «Брахман один, но содержит в себе все многообразие и дифференциацию
505Hiltebeitel, с. 3997.
506Халверзон, c. 52-68.
507Braswell, с. 22; Clark, с. 40-55.
508Clark, с. 47.
509Tennent, с. 42.
510Narayanan, т. 1, с. 772.
511Nigosian, с. 88.
вселенной».512 Главным учителем этого мнения выступал Рамануджа (1017-1137 гг. по Р.Х.). Его взгляд также известен как «модифицированный недуализм».513
Рамануджа не признавал различия Ниргуны Брахмана и Сагуны Брахмана, а считал Брахмана (т.е. Вишну) личностью, которого можно описывать, и с которым можно иметь личные отношения. Другая особенность его взгляда – он отождествил Брахмана с Вишну (т.е. он придерживался вайшнавизма – см. выше). Вишну – высочайший бог. Но вразрез с классическим пантеизмом, Рамануджа учил, что, хотя Вишну содержит всю вселенную в себе, вселенная не содержит его – есть и трансцендентный аспект Вишну, существующий за пределами вселенной.514
Получается, что цель духовной жизни – личное общение с Вишну, характеризующееся полной отдачей себя и простым доверием ему.515 Человек стремится достигнуть «интуитивной, полной и радостной реализации души в ее отношениях с господом».516
Третье и менее значительное течение в веданте, называется двайтой ведантой. Его выдвигал философ по имени Мадхва, живший в XIII веке по Р.Х. Вместе с Рамануджой он придерживался вайшнавизма, т.е. веры в Вишну как в высочайшего бога. Но в отличие от предыдущих течений веданты, Мадхва учил дуализму, т.е. учению, что бог, люди и мир действительно являются отличающимися друг от друга реалами.517
4. Малая традиция (путь посвящения)
В данный момент самой популярной ветвью индуизма является бхакти марга или «путь посвящения». Само слово бхакти означает «посвященность» и деятельность сторонников этого пути заключается в преданности и поклонении одному богу, точнее, одному выражению Брахмана. Часто встречаемые лица, которым поклонники преданы, включают в себя Вишну, Шиву, Индру, Брахму, Богиню и других. Но надо учитывать, что часто эти главные боги известны под другими именами. Поклоняются и, так называемым, «нечистым богам» (т.е. семье, касте, деревне), которые обеспечивают не мокшу, а земное благо. Даже считается, что может войти в число проявлений Сагуны Брахмана Иисус Христос.518
Отношения поклонника со своим богом понимаются по-разному. Они представляются в виде отношений (1) высшего существа с нижним, (2) господина с рабом, (3) матери с ребенком, (4) друга с другом, (5) любящего с возлюбленной.519 Также обсуждаются отношения бога со своим отображением (идолом). Некоторые считают, что бог тожественен со своим идолом, а другие – что он только обитает в нем. Рэйно комментирует: «Для некоторых, возможно для большинства, идол является самим богом … для других … священный (бог) воплотился в какой-то конкретной форме».520 По отношению к своему богу поклонник практикует пуджу (см. ниже).
В отличие от пути дел и пути знания, в которых успех поклонника зависит полностью от приложения собственных усилий, в системе бхакти марга наличествует понятие «благодати», особенно в движении вайшнавизма. Имеется в виду, что посвящение какому-либо богу может в результате
512Tennent, с. 44, также см. Nigosian, с. 96.
513Tennent, с. 39.
514Tennent, с. 39; Narayanan, т. 1, с. 772.
515Tennent, с. 45.
516Narayanan, т. 1, с. 772. Учение современного индусского философа Сарвепалли Радхакришнана (1888-1975 гг.) во многом сходится с учением вишиштадвайтой веданты. Он учил, что Брахман проявляет себя в виде материального мира, и что мир действительно реален. Точнее, он выделял четыре уровня реальности: Брахман, Ишвара (т.е. Брахман как личность), хираня-гарбха (мировая душа) и вирадж (материальный мир). Но в отличие от Рамануджи (и в согласии с Шанкарой), Радхакришнан признавал различие Ниргуны Брахмана и Сагуны Брахмана и не придерживался вайшнавизма (Clark, р. 57-73).
517Hiltebeitel, т. 6, с. 4005; Baumann, т. 3, с. 1330.
518Narayanan, т.1, с. 766; Hiltebeitel, т. 6, с. 3998-3999, 4006; Davis, с. 33; Tennent, с. 53
519Davis, с. 43-44.
520Renou, с. 30-31. Также см. Hammer, с. 195; Braswell, с. 32.
привести к тому, что данный бог снимает с поклонника плохую карму и ускоряет его прогресс к достижению нирваны.521
В бхакти марга благодать встречается в двух формах. Первая имеет название «школа кошки», потому что бог несет своих поклонников во рту, подобно тому, как кошка несет своих котят, и спасает их актом благодати в ответ на личное доверие поклонника. А добрые дела совершаются как выражение благодарности богу: «Спасение не является результатом человеческого стремления, но рассматривается как дар от бога».522
В другой концепции благодати, «школе обезьянки», приводится пример с обезьянкой, которая также несет своих детей, но в отличие от предыдущей модели, они должны сами держаться ее. Значит, этот путь влечет за собой более активное участие самого поклонника в процессе спасения.
Отметим и другие особенности бхакти. В силу того, что одно из качеств Шивы заключается в безумии, его поклонники считают безумие признаком достижения особого уровня духовности. Далее, поклонники некого божества порой утверждают, что получают видение своего бога. Иногда богу приписываются конкретные качества, а иногда нет. Иногда близость к богу ценится больше, чем достижение мокши.523
5. Происхождение и судьбы мира
В Ригведе (см. выше) повествуется в гимне о боге Пуруше, который в начале создания этого мира был принесен в жертву, вследствие которой произошли все люди по своим кастам. Брахманы, т.е. священнослужители и интеллигенция, произошли из его рта, кшатрии (воины и администраторы) – из его рук, вайшьи (торговцы, скотоводы и земледельцы) – из верхней части его ног, а шудра (слуги и разнорабочие) – из нижней части его ног.524
Далее, из Пуруши произошел и неодушевленный мир. Солнце – из его глаза, луна – из его ума, ветер – из его выдоха, атмосфера – из его пупка, небо – из его головы. Бытует и мнение, что брали свое начало от Пуруши и божества: Вишну, Брахма, Индра и Агни.525
Хотя можно говорить о начале нынешнего мироздания, время не имеет начала. Происходит вечный цикл создания и разрушения вселенной. Существование нынешнего мира представляется всего лишь одним фрагментом в этой безначальной и бесконечной истории.
Время измеряется следующим образом.526 Мир проходит четыре периода времени, называемых югами. Прохождение цикла всех четырех юг требует 12 000 лет. Но эти единицы не человеческие, а божественные. Год божественный равняется 360 годам человеческим. Получается, прохождение цикла всех четырех юг требует 4 320 000 лет.
Каждая последующая юга короче предыдущей и более характеризуется беспорядком и безнравственностью. Мы сейчас живем в самой последней (и злой) юге, называемой калой югой, которая началась в 3000 г. до Р.Х. В конце калой юги Калки, десятое и последнее воплощение (т.е. аватар) Вишну восстановит истинную дхарму (учение), обратит людей в него, разрушит мир, устранит смерть и начнет новый цикл юг. В начале нового цикла юг появляется новый Ману, т.е. первоначальный человек, из которого мир заново населяется.
Далее, 1000 циклов юг составляет одну калпу, т.е. 4 320 000 000 лет. Калпу, в свою очередь, составляет один день в жизни Брахмы, т.е. Брахмана как творца. Последующая калпа составляет для него ночь. Получается, что сутки – это две калпы. Брахма живет 100 таких лет, т.е. 72 000 калп. А затем он
521Hammer, с. 189; Corduan, с. 97, 121-122.
522Hammer, с. 192.
523Matrisciana C. Gods of the New Age. – Eugene, OR: Harvest House, 1985. – С. 48; Corduan, с. 131; Davis, с. 42-43.
524Davis, с. 15; Renou, с. 22.
525Stutley M., Stutley J. Harpers dictionary of hinduism. – New York: Harper & Row, 1977. – C. 238-239; Hiltebeitel, т.6, с. 3992; Narayanan, т. 1, с. 764.
526Hiltebeitel, т.6, с. 3999-4000; https://en.wikipedia.org/wiki/Yuga; https://en.wikipedia.org/wiki/Kalpa_(aeon); Corduan, с. 177-187; Narayanan, т. 1, с. 767.
умирает. Другое божество (Вишну, Богиня или Шива) разрушает вселенную, создает нового Брахму, и цикл заново начинается.
Итак, жизнь Брахмы длится 311 триллионов 40 миллиардов лет. Предполагается, что он живет и действует в рамках некоторого «яйца», созданного для него Вишну и Шивой. Значит, мироздание и все, что наполняет его, существует в «яйце» Брахмы.
6. Итоги
Марк Альбрехт хорошо подытоживает главные элементы в индуистской вере:
1. Бог – бог обычно воспринимается в безличном смысле, как закон, энергия или творческая сила.
2. Человечество – люди рассматриваются как часть божественного, или по существу бог. Так как сама вселенная божественна, как пантеизм и монизм предполагают, каждый человек также является искрой универсального пожара или волной в океане божественного.
3. Мир – мир часто рассматривается как иллюзорная, временная площадка, к которой нельзя привязываться, так как миры и вселенные постоянно перерабатываются. Материя является неточным выражением или эманацией от чистого духа и будет растворяться и снова появляться бесконечно.
4. Спасение – спасение (в духовном смысле) осуществляется через просветление или освобождение от привязанности к миру и уму. Другими словами, нужно понять, что вы действительно бог – или часть бога, и затем переживать это единство через конкретные методы и ритуалы. Обычно придерживаются некоторой формы реинкарнации, и процесс достижения спасения зависит от собственных усилий и обычно занимает много воплощений.
5. Добро и зло – добро обычно ассоциируется с вышеупомянутым просветлением, а зло связано с невежеством.527
В заключение, следует отметить еще один аспект индуистской мысли. Если в системе индуизма встречаются непоследовательности или логические противоречия, то это не беспокоит приверженцев данной системы. Дело в том, что в описании Неописуемого и в познании Непознаваемого не ожидается логическая совместимость в соображении всех аспектов его бытия: «Непоследовательность или противоречие не является проблемой в индуистской теологии. Ведь надо учитывать невыразимость бесконечности».528
По отношению к другим религиям индуизм готов их признавать потому, что они тоже являются выражением универсального реала, т.е. Брахмана. Однако в то же время оговаривается, что другие религии уступают индуизму в правильном выражении природы реальности и истинного поклонения.529
Д. Жизнь индуиста
1. Медитация и водительство гуру
Водительство гуру кардинально важно в жизни индуиста, в частности, у приверженцев пути знания. Считается, что личное учение гуру ценнее чтения Вед, поскольку гуру уже знает путь к истине в своем опыте. Иногда гуру называют свами.530
Как правило, новый гуру уже учился у более опытного. Передача этого предания известна под названием парампары. Но обучение у гуру необязательно. Любой человек может объявить себе гуру.
527From Mark Albrecht, New Religious Movements Update, V. 5, No. 2, Aug 1981, Arhus Univ., Arhus, Denmark. Взята из Matrisciana, с. 25.
528Nigosian, с. 115.
529Esposito, с. 321.
530Braswell, с. 24.
Более передовые гуру теперь используют масс-медиа и путешествуют по всему миру для распространения своего учения.531
Ученик полностью предан своему гуру. Он подчиняется ему во всем. Ученики наставлены так: «Беспрерывно размышлять над формой гуру … всегда повторяйте его имя. Выполняйте его приказы. Не думайте ничего, кроме гуру…. Через служение у ног гуру воплощенный (т.е. ученик) должен стать очищенным».532 На взгляд его учеников, гуру обладает сверхъестественной силой. Матрисиана комментирует:
«Все, что коснулось тела гуру – свято, от пыли его ноги вплоть до его грязной посуды. Пить воду из ванны гуру приводит к освещению. Если гуру желает секса, то ученик (будь то мужчина или женщина) должен смотреть на это как на шаг верх по его духовной лестнице».533
Гуру со своими учениками порой удаляется от других людей, и они образуют общину под названием ашрам. Там подчеркивается и практикуется медитация с целью соединения с Брахманом. Иногда употребляются наркотики для достижения высших уровней богосознания.534
В своих медитациях индуисты используют различные мантры. Мантра же – это «фразы (обычно на санскрите), используемые при медитации…. Каждая мантра связана с конкретным божеством. Правильно произнесенная мантра является воплощением этого божества. Повторение мантры необходимо для получения от этого божества силы, а также для приглашения его войти в медитирующего».535 Махариши Махеш Йоги, основатель мирового движения «трансцендентальной медитации», так описывает эффект мантры: «…для создания эффекта в другом мире, чтобы привлечь внимание высших существ или богов, живущих там».536 Имеет особую силу произношение «священного слога»: «ом».537
Наряду с повторением мантры в своих медитациях индуисты практикуют йогу. Практикующие йоги соблюдают строгий режим дисциплины по отношению к телу с целью достижения духовных высот, другими словами: «удерживание непокорных наклонов для того, чтобы достичь более высокого состояния сознания».538 Йога влечет за собой «снятие чувств от внешнего мира и сосредоточенность в фиксированной медитативной осведомленности».539
Практикующие йогу могут ограничивать себя в принятии еды и соблюдать безбрачие. При медитации они занимают особое положение тела и контролируют дыхание.540
2. Поклонение (пуджа)
По отношению к своему богу поклонник, особо в малой традиции (пути посвящения), практикует пуджу. Этот ритуал заключается в разных действиях, производимых для угождения идолу: песнопение идолу, умывание его, одевание его, кормление его (или совместное приятие еды с ним), принесение цветов и т.п. Пуджа может состояться либо в храме, где священники совершают этот ритуал, либо в доме, где сам поклонник исполняет его для домашних идолов.541
Как только что было уже отмечено, наряду с домашней практикой пуджи, жертвоприношения приносятся в храме священниками. Принесение жертвоприношений связано с религиозным календарем.
531Esposito, с. 322-323, 335.
532Из Гиты-гуру. См. Matrisciana, с. 143.
533Там же, с. 143.
534Там же, с. 133, 154.
535Халверзон, c. 52-68.
536Maharishi Mahesh Yogi. The Meditations of Maharishi Mahesh Yogi, (New York, 1973), c. 17-18; процитировано в Allen J. Yoga: a Christian analysis – Leicester, England: InterVarsity, 1983. – C. 29.
537Narayanan, т. 1, с. 766.
538Davis, с. 19
539Там же.
540Davis, с. 19; Matrisciana, с. 153-154.
541Hammer, с. 195. Hexham, с. 140; Esposito, с. 326.
Соблюдается пять «великих жертвоприношений»: для Брахмана, предков, богов, других существ и людей. Каждая семья держит связь с определенным священником, который приносит за нее жертвоприношения и обучает ее членов.542
3. Священные предметы и места
Одна из самых известных практик индуистов заключается в оказании почтения коровам. Существуют различные причины, почему корова считается священным животным. Во-первых, в ней могут обитать божества.543 Во-вторых, она считается символом Матери-Земли и «изобилия, которым она обеспечивает человечество».544 Она также считается «животным, которое символизирует все, что в природе хорошо».545 Она отдает человеку больше, чем любое другое животное.546
Индуисты осторожно обращаются не только с коровой, но и с природой в целом, потому что вся вселенная является частью одной реальности, т.е. Брахмана. Поэтому, обращаясь с природой, человек общается с Брахманом. Следовательно, большинство индуистов являются либо вегетарианцами, либо частично таковыми. Они также придерживаются пацифизма.547
Хотя это и не обязательно, индуисты совершают паломничества в места, где произошли особые духовные проявления. Но самым ценным местом паломничества остается река Ганг. Считается, что воды Ганга обладают сверхъестественными свойствами, которые поддерживают духовную жизнь поклонника. Они полезны для духовного очищения, т.е. снятия плохой кармы. Они также имеют силу исцелять больных, защищать от злых духов, предотвращать бездетность, торжественно отправлять умирающих в загробную жизнь. После паломничества люди приносят с собой домой воду из Ганга, цветы для идола. Люди желают умереть возле реки в священном городе Варанаси, чтобы их прах рассыпали над Гангом.548
В заключение, упомянем о других выражениях сакральности.549 Традиционно, входя в дом или храм, индуисты снимают туфли. Как правило, они не пьют алкоголь. Прикосновение к мертвым или отходам делает человека нечистым. После смерти тело уничтожится кремацией.
Может быть самая шокирующая практика, традиционно составлявшая часть индуистской общественной жизни, называется сати и состоит в сжигании вдовы с умершим мужем во время его кремации. Хотя данная практика теперь нелегальна, все же встречаются редкие случаи ее выполнения.550
В индуизме отмечаются разные праздники, иногда в связи с прохождением некого этапа жизни: рождение мальчика, присоединение мальчика к своему гуру, брак, смерть.551 На религиозном календаре отмечается праздничный день для каждого главного бога, во время которого считается, что данное божество более расположено к людям. Для него устраивается шествие. Праздник Дивали (праздник светов) совпадает с Рождеством Христовым.552 Самый популярный праздник в индуизме – «Холи», отмечаемый в честь Кришны, во время которого люди позволяют себе более вольное поведение в поисках удовольствия.
Также встречаются в индуизме, хоть и в народной практике, разные проявления суеверий, магии, умилостивления духов, астрологии, поклонения змеям и джиннам.553
4. Кастовая система (варны) и стадии жизни (ашрамы)
542Hiltebeitel, т. 6, с. 3991; Esposito, с. 334.
543Nigosian, с. 103; Matrisciana, с. 45.
544Hammer, с. 182.
545Hiltebeitel, т.6, с. 768.
546Там же.
547Халверзон, c. 52-68; Hexham, с. 140; Hiltebeitel, т. 6, с. 3996.
548Nigosian, с. 103; Esposito, с. 333-334; Matrisciana, с. 159; Hexham, с. 140; Hammer, с. 171.
549Hexham, с. 140-143; Hammer, с. 195; Esposito, с. 320.
550https://en.wikipedia.org/wiki/Sati; Esposito, с. 338.
551Hiltebeitel, т. 6, с. 3991.
552Esposito, с. 328-329.
553Renou, с. 34; Nigosian, с. 100.
Другой очень известный аспект индуистского общества – это наличие кастовой системы.554 Данная система исторически восходит к ариям, и она оправдывается мифом о жертве Пуруше, о которой речь шла выше. Как уже было указано выше, в индуизме насчитываются четыре касты (или «варны»): самый низкий класс или каста называется шудра и включает в себя слуг и разнорабочих. Высшие касты – вайшьи, т.е. торговцы, скотоводы и земледельцы, кшатрия – воины и администраторы, и брахманы, т.е. священнослужители и интеллигенция. Обычно браки совершаются между членами одной касты, но женщине позволено выйти замуж за мужчину высшей касты.555
Члены высших трех каст считаются «возрожденными», и мужчины этих каст носят отличительный признак – «священную нитку», которую они получают во время церемонии для инициации во взрослую жизнь. Три раза в день члены высших каст совершают ритуалы песнопения, медитации и омовения. Но только последняя каста имеет шанс на достижение мокши в следующей жизни. Повышение по кастам осуществляется через перевоплощение, и определяется кармой предыдущей жизни. Дхарма (правила для жизни) между кастами отличается, в зависимости от обязанностей, связанных с каждой кастой.556
В Законах Ману описывается дхарма для каждой касты:
«Для брахманов он назначил обучение и изучения (Вед), жертвоприношение для собственного блага и для других, даяние и принятие (милостыни). Кшатрии он повелел защитить народ, дарить подарки, приносить жертвы, изучать (Веды) и воздержаться от привязанности к чувственному удовольствию. Вайшьям, как правило, (он определил) разводить крупный рогатый скот, дарить подарки, приносить жертвы, изучать (Веды), торговать, одалживать деньги и возделывать землю. Только одно занятие господь предписал шудре – покорно служить этим (другим) трем кастам».557
Следует отметить и пятую группу, которая появилась позже в истории индуистского общества – «неприкасаемые», которые подвергаются многим ограничениям в общественной жизни. Например, они не могут участвовать в ритуалах поклонения, им отказывают в общении, им запрещают пить из общественных колодцев. В число «неприкасаемых» входят и иностранцы. Но в последнее время кастовая система не так строго соблюдается.558
Далее, в индуистском обществе отмечаются четыре стадии жизни, так называемые, ашрамы, которые, как ожидается, проходят все индуистские мужчины. Они следующие: брахмачарья (жизнь ученика), грихастха (семейная жизнь), ванапрастха (уход от дел), санньяса (жизнь в отречении). В первой стадии человек учится и готовится к взрослой жизни. Во второй – он работает и становится ответственным членом общества. На третьей стадии он уединяется, преследуя духовные ценности под руководством гуру. А в последней он отказывает себе в необходимом для жизни, вплоть до контролирования дыхания, в поисках приближения к Брахману. Но на практике наблюдается, что большинство индуистских мужчин не достигает даже третьей стадии.559
Е. Оценка индуизма
Можно подойти к оценке индуизма с разных сторон. Во-первых, имеются противоречия между постановлениями индуизма и человеческим опытом. Например, эта система не подтверждается человеческим осознанием. Как правило, человек, глядя на окружающий мир, считает, что он отличается по сути от других вещей. В человеческом сознании нет никакой тенденции думать о себе как о некоем проявлении одной всеобъемлющей и всеобъединяющей силы. Нужно согласиться с Копаном:
554Имеется и другая система для определения статуса в индуистском обществе — разделение по так называемым джати. Эти две системы переплетены друг с другом. См. Hiltebeitel, т. 6, с. 3996.
555Nigosian, с. 76; Халверзон, c. 52-68; Hiltebeitel, т. 6, с. 3996.
556Hammer, с. 175, 195; Baumann, т. 3, с. 1324, 1328.
557Braswell, с. 28-29.
558Nigosian, с. 89; Braswell, с. 35, 43.
559Nigosian, с. 91; Davis, с. 117; Braswell, с 33; Hiltebeitel, т. 6, с. 3995.
«Наилучший подход – верить в то, что кажется верным, если отсутствует известная причина, чтобы не верить».560
Во-вторых, у человека нет никакого вспоминания о своем опыте в предыдущих жизнях, что кажется странным, если он или она уже прошел многочисленные перевоплощения. В-третьих, эта система не находит подтверждения в человеческом суждении. В отличие от учения индуизма, где считается, что различие добра и зла является иллюзией, человеку свойственно различать их друг от друга.
Далее, индуизм утверждает, что разнообразие – иллюзия, и что мы должны искать присущее всему единство. Но из нашего опыта мы знаем, что люди предпочитают разнообразие статичному единообразию. Единообразие быстро становится скучным и неинтересным. Согласно учению теизма, Бог сотворил мир разнообразным для наслаждений человека, а в индуизме все сводится к статичному единообразию.
Также, классический индуизм предполагает, что окончательная реальность безлична. Это значит, что безличносность превосходнее личностности, что противоречит универсальному человеческому суждению. Все считают, что личностные существа более развитые, чем безличностные. По этому поводу Грутус пишет: «Итак, безличностный будет рассматриваться как высший, чем личностный … обычно мы так не думаем или не живем».561 А предпочтение безличностного состояния (т.е. нирваны) «лишает людей любой личной значимости, ценности и цели как реальных лиц».562 Наверное, именно по этой причине в индуизме возникли разные течения, выдвигающие тезис, что окончательная реальность – личность. Также трудно представить, как говорится в индуизме, каким образом безличный Брахман может открывать себя в священных текстах (Ведах).
Получается, что если Всевысшее безличностно, как предполагается в классическом индуизме, то человек находится на более высоком уровне развития и способности, чем сам их бог. Но Грутус напоминает нам об аксиоме: «Причина должна быть равна или больше, чем ее последствия».563 Подобно, Льюис пишет: «Если Бог является конечным источником всех конкретных, индивидуальных вещей и событий, то сам Бог должен быть конкретным и индивидуальным в высшем смысле».564 Значит, во всех аспектах Бог должен быть выше и лучше Своего творения.
Эту тему комментирует и Льюис. Он обращает внимание на то, что пантеисты заменяют «образ отца и человека королевского вида изображением какого-то широко распространенного газа или жидкости».565 Он считает более закономерным сравнить Бога с личностью, как человеком: «Ибо человек, в конце концов, является самым высоким из того, что мы встречаем в чувственном опыте…. Если Бог существует вообще, неразумно предположить, что более похожи на Него мы, чем что-либо еще, что мы знаем».566
К тому же, с другой, отдельной личностью можно общаться, проводить время, делиться любовью, что невозможно делать с неодушевленным предметом.567 Грутус справедливо комментирует: «В конечном итоге (пантеизм) не удовлетворяет реальных человеческих потребностей, поскольку он не обеспечивает никаких конечных оснований для поклонения, обожания, общения или послушания по отношению к личностному Богу».568 Теннент добавляет мысль, что в этой системе поклонение невозможно, так как поклонник, являясь по сути своей Брахманом, в действительности поклоняется себе.569 Гарднер отмечает бессмысленность молитвы: «Как может быть что-то иначе, чем то, что оно уже есть?».570
560Copan C. Why the world is not religiously ambiguous: A critique of religious pluralism // Stewart R. B. Can only one religion be true? – Fortress Press: Minneapolis, MN, 2013. – С. 146.
561Groothus, с. 110.
562Там же, с. 111.
563Там же.
564Lewis C. S. Miracles. – London: Centenary Press, 1947. – С. 105.
565Там же, с. 90.
566Там же.
567Халверзон, c. 52-68.
568Groothus, с. 109.
569Tennent, с. 57.
570Gardner M. The whys of a philosophical scrivener. – Oxford: Oxford Press, 1985. – С. 180.
Второй подход к оценке и опровержению индуизма влечет за собой рассмотрение его основы. Источник индуистского мировоззрения не известен. Авторство Вед тоже не известно. Обычно качество какого-то божественного откровения оценивается квалификацией его провозглашающего. Но подвергать индуизм такой оценке невозможно. К тому же, нет никаких исторических подтверждений того, что мифологические аватары, т.е. воплощения Вишну, когда-либо существовали. А значит, вся система индуизма сводится к басням и сказкам.571
В связи с этим, примечательна непоследовательность и в употреблении терминов. Например, как было отмечено выше, сначала термин брахман относился к песням, содержащимся в Ведах. Далее это название несли священники, читающие их. Далее, слово брахман относили к священникам, приносящим жертвоприношения. Наконец, во время написания Упанишад Брахман стал окончательным реалом, который управляет всем мирозданием.
Очевидно, что такая непоследовательность в употреблении терминов свидетельствует о несостоятельности этого вероучения, так как в течение времени оно проходило некое «развитие». Подобное явление наблюдается в связи с положением богов в индуистском «пантеоне». Как было сказано раньше, в Ведах Вишну и Шива занимают малозначительное положение среди богов. А в классическом индуизме они стали главными проявлениями Брахмана.
В-третьих, индуизм сталкивается и с серьезными логическими проблемами. Например, индуизм признает, что человек отделен от Бога, т.е. Брахмана. Но объяснить это явление приверженцам индуизма трудно. Если все люди являются проявлением одного реала, то как они стали отделенными от него и снова испытывают потребность с ним соединиться?
Далее, пантеисты, в том числе индуисты, полагают, что концепции добра и зла не относятся к окончательной реальности, т.к. Брахман выше таких концепций. Но такое предположение приводит к некоторому противоречию. Если добро и зло на самом деле не существуют, то значит, что понятия «лучше» и «хуже» тоже не относятся к действительности. А если понятие «лучше» не относится к действительности, что побуждает человека стремиться к соединению с Брахманом? На каком основании индуизм может утверждать, что единство с Брахманом «лучше», чем отделение от него?
Далее, как можно индуисту наслаждаться общением с Брахманом или нирваной, или чувствовать близость к нему, когда он с ним уже одно целое? Значит, невозможно человеку пережить настоящий религиозный опыт.572 Наконец, индуизм учит, что все, кроме окончательной реальности, по сути – иллюзия или майя. Но если все майя, как насчет самого учения индуизма? Если оно тоже иллюзорно, как можно принять его как истину?
В связи с понятием майи можно задаться вопросом, откуда появился иллюзорный мир вообще? Далее, можно возразить, что иллюзия воспринимается кем-то. А если объект и субъект некого наблюдения по сути одно целое, то кто, на самом деле, видит эту иллюзию? Ведь в индуизме субъект и объект сливаются в одном. Далее, если смывается граница между субъектом и объектом, как индуист (как субъект) может утверждать, что обнаружил, что реальность (как объект) в действительность одна? Если различение субъекта и объекта нереально, то кто, на самом деле, обнаружил, что реальность одна?573
К тому же, если окончательная реальность непостижима и неописуема, как учителя индуизма могут с полной уверенностью это утверждать? Если позитивные знания об окончательной реальности не доступны простому смертному, как можно претендовать на позитивные знания о ней – утверждая, что она на самом деле непостижима?574 В этом видно еще одно логическое противоречие.
Однако, как было сказано выше, индуисты готовы допускать в своей системе некоторую нелогичность, поскольку окончательная реальность выше логики. Но надо учитывать, что те, кто отрицает, что правила логики действительно соответствуют реальности, противоречат себе.
Скажем, человек утверждает, что реальность не логична, т.е. что правила логики не всегда относятся к реальности. Но утверждая, что реальность не логична, человек в то же время отрицает, что реальность
571Халверзон, c. 52-68.
572Geisler N. Christian apologetics. – Grand Rapids, MI: Baker, 1976. – C. 187-188.
573Clark, р. 153, 156, 207.
574Tennent, р. 54-55.
логична. Вряд ли человек будет полагать, что реальность и логична и не логична в одно и то же время и в одном и том же смысле. Он будет стоять только на одной из этих позиций. Предложение одного варианта исключает другое.
Но если человек стремится опровергнуть логичность реальности именно таким образом, то он, на самом деле, подтверждает ее. Если он говорит, что реальность нелогична, исключая тем самым ее логичность, то он использует при этом правила логики. В частности, для подтверждения своей позиции он использует закон непротиворечия. Ведь каждый раз, когда индуист обращается к аргументации в защиту своей веры, он подтверждает закономерность логики.575
По поводу логического размышления, интересно узнать, что выдающийся учитель адвайта веданты, Шанкара, отказался приписывать Брахману логически противоречивые атрибуты. Он также опровергал буддизм на том основании, что индуизм более логичен, чем буддизм. Однако надо также учитывать, что, по мнению Шанкары, логическая дедукция соответствует реальности только с точки зрения опыта человека. Когда человек «проснется» от иллюзорного мира, он узнает фальшивость различий, вводимых логическими рассуждениями.576
Тем не менее, такая оговорка со стороны Шанкары подрывает его богословскую позицию. Если логическая основа, согласно которой он выдвигает превосходство индуизма буддизму, по сути своей иллюзорна, то, может быть, буддизм, на самом деле, лучше индуизма!
Грутус показывает абсурдность отвержения логики в богословском рассуждении:
«Бог является либо личностным, либо безличным – Он не может быть и тем, и другим. Бог является либо моральным, либо аморальным – Он не может быть и тем, и другим. Люди либо божественны, либо не божественны – они не могут быть и теми, и другими. Существует либо воскресение, либо реинкарнация – не может существовать и то, и другое».577
С точки зрения этики пантеистическое мировоззрение представляет некоторые осложнения. Во-первых, если добро и зло являются частью иллюзорного мира (майи), то на каких основаниях можно установить универсальные моральные принципы? Во-вторых, если добро, по сути своей, не лучше зла, то почему в индуизме призывают к совершению добрых дел?578 Получается, по словам Льюиса: «Бог пантеизма ничего не делает, ничего не требует».579
Наконец, Кларк и Гайслер предъявляют претензию пантеизму в том, что он опирается на гносеологическую систему «мистицизма», т.е. верификацию истины на основании внутренней интуиции.580 Ведь индуистам необходимо обращаться к внутренней интуиции, так как эмпирические данные и логические рассуждения подтверждают реальность материального мира и индивидуальность каждого сущего в нем.
Мистицизм же сталкивается с проблемой, что его невозможно проверить или констатировать. Если пантеисты пытаются защищать мистицизм, то они сразу его подрывают, так как в защиту любой позиции необходимо использовать аргументацию, т.е. обращаться к логике и опыту. Таким образом, защищая превосходство мистицизма, пантеисты косвенно показывают, что мистицизм уступает рационализму и эмпиризму.
Наконец, каждое событие или опыт нуждается в верном истолковании. События не истолковывают сами себя. Получается, что каждый мистик толкует свой мистический опыт в соответствии со своим, уже существующим, мировоззрением. Выходит, что мусульманский мистик утверждает, что общается с Аллахом, христианский – с Духом Святым, а индуистский – с Брахманом. Другими словами, мистический опыт не проходит объективного анализа и толкования, а используется мистиком для подтверждения его уже существующей веры.
575Geisler N. L. Baker encyclopedia of Christian apologetics. – Grand Rapids, MI: Baker, 1999. – С. 606; Clark, с. 174-175.
576Clark, с. 41, 45-46.
577Groothus, с. 50.
578Clark, с. 211, 216.
579Lewis, c. 113.
580Там же, с. 160-183.
Ж. Вывод
Итак, несмотря на популярность и распространенность пантеистического мировоззрения, особенно индуизма, оно сталкивается с многими серьезными логическими, эпистемологическими, этическими и практическими проблемами. Оно выводит человека из реального мира и вводит его в мир фантазии, где обитают сказочные божества, которым заблуждающиеся поклонники посвящают всю свою жизнь. Индуизм лишен всякого исторического обоснования. Даже писатели его священных книг неизвестны.
И в итоге мало что может привлекать мыслящего человека к принятию пантеистического мировоззрения.
Библиография
Халверзон Д., ред. Религии мира. – СП: Шандал, 2002. – C. 52-68
————
Allen J. Yoga: a Christian analysis – Leicester, England: InterVarsity, 1983. – 64 c.
Baumann M. Hinduism // Melton J. G., Baumann M. Religions of the world. – Santa Barbara, CA: ABC-CLIO, 2010. – Т. 3. – С. 1322-1331.
Braswell G. W. Understanding world religions. – Nashville, TN: Broadman and Holman, 1994. – 189 с.
Clark D. K., Geisler N. L. Apologetics in the new age: A Christian critique of pantheism. – Grand Rapids, MI: Baker, 1990. – 235 с.
Copan P. Why the world is not religiously ambiguous: A critique of religious pluralism // Stewart R. B. Can only one religion be true? – Fortress Press: Minneapolis, MN, 2013. – С. 139-159.
Corduan W. A Tapestry of faiths: The common threads between Christianity and world religions. – Downers Grove, IL: InterVarsity, 2002. – 239 с.
Davis R. Religions of India in practice // Lopez D. Jr. Asian religions in practice. – Princeton, NJ: Princeton Press, 1999. – С. 8-55.
Esposito J.L., Fasching D. J., Lewis T. World religions today. – New York, NY: Oxford, 2002. – 550 с.
Gardner M. The whys of a philosophical scrivener. – Oxford: Oxford Press, 1985. – 454 c.
Geisler N. Christian apologetics. – Grand Rapids, MI: Baker, 1976.
Geisler N. L. Baker encyclopedia of Christian apologetics. – Grand Rapids, MI: Baker, 1999.
Groothus D. Confronting the New Age. – Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1988. – 222 c.
Hammer R. Hinduism // Eerdmans’ handbook to the world’s religions. – Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1994. – С. 170-195.
Hexham I. Understanding world religions. – Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011.
Hiltebeitel A. С. Hinduism // Jones L. Encyclopedia of religion. – Detroit, MI: Thomson-Gale, 2005. – Т. 6. – С. 3989-4009.
Lewis C. S. Miracles. – London: Centenary Press, 1947. – 220 c.
Matrisciana C. Gods of the New Age. – Eugene, OR: Harvest House, 1985. – 221 с.
Narayanan Т. Hinduism // Taylor B. R. Encyclopedia of religion and nature. – London: Thoemmes Continuum, 2005. – Т. 1 – С. 762-777.
Nigosian S. A. World faiths. – 2nd ed. – New York, NY: St. Martin’s Press, 1994. – 480 c.
Renou L. ed. Hinduism. – New York, NY: George Braziller, 1962. – 241 с.
Stutley M., Stutley J. Harper’s dictionary of hinduism. – New York, NY: Harper & Row, 1977. – 352 с.
Tennent T. C. Christianity at the religious roundtable. – Grand Rapids, MI: Baker, 2002. – 243 c.
————
https://en.wikipedia.org