Статья

РАСПРОСТРАНЕНИЕ БЛАГОЙ ВЕСТИ

Данный курс поможет вам - эффективно представлять Евангелие неверующим людям и приводить их ко Христу, эффективно использовать Библию, как инструмент евангельской деятельности, а также, оценить действие Святого Духа в проповеди Евангелия.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ БЛАГОЙ ВЕСТИ. Урок 7. Сближайтесь с неверующими (Общение с кругом неверующих).

 

Есть много способов того, как можно стать друзьями с нехристианами.

Также есть несколько здравых правил в достижении людей для Христа.

Данный урок поможет вам разработать свой собственный подход в завоевании душ.

 

Урок 7.

Сближайтесь с неверующими (Общение с кругом неверующих).

 

«Гляди, как сильно я умею дуть, – хвастался Ветер, – ветви деревьев

пригибаются к земле, тучи бешено мчатся по небу, и даже огромные

океанские суда не могут противостоять мне; они, как утлые

суденышки, несутся туда, куда мне угодно. Ты же, Солнце, можешь

только одно – светить».

«Ну-ну, – ответило Солнце, – если хочешь, давай померяемся силой.

Видишь того усталого путника на пыльной дороге? Победит тот, кто

заставит его снять дорожный плащ».

«Тоже мне, задача, – самоуверенно воскликнул Ветер, – я всего

лишь подую посильнее и сорву с него плащ!» Ветер подул сильнее,

а путник предусмотрительно застегнул плащ на все пуговицы. Чем

сильнее были порывы ветра, тем больше он укутывался в свой

плащ. Наконец, ветер сдался.

«Теперь моя очередь», – весело сказало Солнце и ласково засияло.

Через несколько минут путник расстегнул пуговицы плаща.

Теплые и добрые солнечные лучи дружески касались его. Путник

снял плащ, перебросил его через руку и пошел дальше.

Это – всего лишь сказка, но в ней заключена великая истина. Там

где сила бессильна, побеждает доброта и любовь. Таким образом,

проявление любви Христовой нами становится главенствующим

принципом приобретения душ.

 

ПЛАН УРОКА

Установление дружеского контакта с предполагаемым

обращенным

Необходимость взвешенного подхода

Душевное тепло и внимательное отношение

Верный способ общения

 

Однажды один человек, который раньше с большой враждебностью

относился к евангельской вести, уверовал во Христа и обратился.

Ликуя и радуясь обретенной вере, он стал читать Библию. Каждый

раз, когда слова Писания брали его за душу, он выбегал на улицу и

останавливал первого попавшегося прохожего. Он с жаром

зачитывал тронувшие его стихи, а затем спрашивал:

«Вы когда-нибудь слышали об этом?». И если его пыл и заслуживал

похвалы, то, то как он общался с неверующими, вряд ли принесло

хоть какие-нибудь плоды.

В данном уроке мы рассмотрим некоторые пути общения

с неверующими. Просите Господа о наставлении и старайтесь

использовать те методы, которые покажутся вам наиболее

эффективными.

 

УСТАНОВЛЕНИЕ ДРУЖЕСКОГО КОНТАКТА
С ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ ОБРАЩЕННЫМ

Несмотря на отсутствие строгих правил общения с неверующими,

для большинства из нас главным должно быть стремление

установить с ними дружеский контакт. Так поступал и Сам Христос.

Недаром говорили, что Он – «…друг мытарям и грешникам.»,

(Лук. 7:34). Христос намеренно поддерживал тесную связь с теми,

кого религиозные вожди того времени презирали. Фарисеи и

книжники роптали: «…Он принимает грешников и ест с ними.»,

(Лук. 15:2). Он умел найти подход к человеку, явно нуждающемуся

в духовной помощи; Христос с готовностью делил с такими людьми

стол и кров, был им другом и утешителем.

И нам, Его последователям, должно подражать Ему в этом,

налаживая дружеский контакт с неверующими.

Чем более тесные дружеские отношения сложились у христианина

с кругом неверующих, тем большая вероятность того, что ко Христу

обратятся многие. Так происходит, потому что евангельская весть и

любовь Божия передаются верующими неверующим в процессе их

общения. Если такие встречи кратковременны и редки, не следует

ждать богатых плодов обращения.

Нередко бывает так, что новообращенному удается превзойти

зрелого верующего: он приводит ко Христу больше заблудших душ.

Определяющим фактором в этом является его энтузиазм и свежесть

впечатлений. Не менее важным является и то, что большинство его

друзей, близких и знакомых – люди неверующие, в то время как

христианина окружают главным образом верующие.

Таким образом, зрелый христианин должен не только поддерживать

в себе ревность о Господе, но и стараться создать круг друзей среди

неверующих с целью привести их ко Христу.

Один из способов заключается в следующем: пригласите в свой дом

неверующих. Это может быть приглашение на обед, ужин, а также

можно подать легкие закуски и напитки. Подобные встречи делают

ваше общение непринужденным и являются первым шагом к

установлению прочной дружбы, в результате которой заблудшие

души могут обрести спасение. Еще один способ: ищите вне церкви

нуждающихся и оказывайте им всестороннюю помощь. Более

глубоко мы рассмотрим это далее.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗВЕШЕННОГО ПОДХОДА

Общение с предполагаемым верующим требует достаточно

взвешенного подхода. Предлагаем вам некоторые основные

направления, следуя которым вы достигнете высокой

эффективности в благовествовании. Главным принципом

апостола Павла был следующий: «…оказывать всю добрую

верность, дабы они (верующие) во всем были украшением

учению Спасителя нашего Бога» (Тит. 2:10).

Думайте о внешнем виде

Бесспорно, внутренний мир человека несоизмеримо важнее, нежели

его внешний облик. Однако окружающие судят в первую очередь по

наружности, по внешнему виду. От него зависит то, захотят вас

выслушать или нет. Поймите: речь здесь идет не о чертах вашего

лица, не в особенностях фигуры, не в том, во что вы одеты. Эти

факторы второстепенны. Главными, определяющими здесь

являются следующие моменты.

Одежда должна быть не слишком добротной и элегантной,

но скромной, поскольку вы хотите привлечь внимание

неверующих не к собственной персоне, но ко Христу. Вы сделаете

Благую весть более привлекательной, если будете одеты аккуратно

и чисто. Не менее важной составляющей является чистота тела,

ибо его запах, практически, незаметный для вас, может быть

совершенно отталкивающим для окружающих. Чрезвычайно

отвращает людей и неприятное дыхание, поэтому старайтесь

всегда иметь при себе освежитель.

Помните о правилах хорошего тона

«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.»,

(Кол. 4:5). Вот некоторые рекомендации тем, кто хочет сделать

свои поступки благоразумными. Будьте естественны. Научитесь

непринужденно говорить о духовном и вплетать эту тему в ваши

повседневные беседы.

Благовествование должно стать для вас такой же потребностью,

как и дыхание. Когда ваше сердце исполняется радости и любви,

ревности о Господе, вспоминайте слова Петра и Иоанна:

«Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.»,

(Деян. 4:20). Старайтесь не делать вашу речь витиеватой,

но используйте язык повседневного общения. Не пытайтесь

произвести на людей впечатление высокопарностью своих слов.

Дайте им понять, что вы – всего лишь грешник, спасенный

благодатию.

Постарайтесь говорить как можно более естественным тоном.

Если вы искренне тревожитесь о людях, к которым пришли,

они непременно ощутят вашу заботу. Если христианское служение

приносит вам радость, им непременно это будет заметно. Иисус

говорил: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего

выносит доброе,… ибо от избытка сердца говорят уста его.»,

(Лук. 6:45).

Помните о вежливости. Весь мир считает вежливость главной

добродетелью человека! Ваша беседа с неверующим должна быть

образцом вежливости и деликатности, даже если с вами поступают

недостаточно обходительно. Никогда не спорьте, не повышайте

голоса – так вы ничего не добьетесь. Напротив, «Слово ваше,

да будет всегда, с благодатию, приправлено солью…», (Кол. 4:6).

Соль очищает и придает вкус. «Кроткий ответ отвращает гнев…»,

(Пр. 15:1). Господь наш всегда был кротким и милостивым в беседе,

именно это привлекало к Нему людей, толпами следовавших

за Ним и слушавших Его «…с услаждением.», (Марк. 12:37).

Не забывайте о чувстве такта. Постарайтесь изучить и соблюдать

местные правила приличия, и вам удастся избежать

двусмысленных ситуаций. Если возможно, постарайтесь

сделать так, чтобы женщины вели беседы с женщинами,

а мужчины – с мужчинами. В противном случае необходимо

присутствие третьего лица. «Да не хулится ваше доброе.» –

(Рим. 14:16). Старайтесь не быть навязчивым. Если вам оказывают

радушный прием, не злоупотребляйте гостеприимством хозяев.

Не будьте назойливыми; подумайте о том, что у них могут быть

свои дела.

 

ДУШЕВНОЕ ТЕПЛО И ВНИМАТЕЛЬНОЕ
ОТНОШЕНИЕ

Отношение человека к окружающим непременно отражает

помыслы его сердца. Пусть же любовь Христова, обитающая

в вашем сердце, излучает тепло к неверующим родственникам,

друзьям и знакомым.

Будьте терпеливым слушателем

Принимаясь за дело благовествования, мы иногда столь

поспешны, что у нас не хватает времени на то, чтобы внимательно

выслушать собеседника. Беря на себя труд выслушать человека,

открывающего вам самое сокровенное, вы демонстрируете ему

свою заботу и внимание. Так постепенно можно завоевать его

доверие. Это даст вам возможность получше узнать его и понять

некоторые особенности его характера, что, несомненно, поможет

вам в вашем труде.

Проявляйте сочувствие к его проблемам

Беря на себя роль внимательного и терпеливого слушателя, вы

получаете возможность узнать об особых проблемах и трудностях

вашего собеседника. Не бойтесь показать ему ваше сочувствие,

подлинную заботу и любовь. Позволяя ему поделиться с вами

собственными проблемами, вы вскоре сможете поделиться с ним

вестью о Христе, великом Спасителе и Утешителе. Павел

призываает нас «…утешать находящихся во всякой скорби тем

утешением, которым Бог утешает нас самих!», (2 Кор. 1:4).

Привлекательность плодов Духа

Прекрасные спелые персики, груши, апельсины, яблоки и другие

фрукты, искусно уложенные в вазу, притягивают взгляд. Человек

тянется к ним! Так же должно происходить и с плодами Духа,

в жизни человека. Обратитесь к Посланию апостола Павла

к Галатам, (5:22-23). Пусть же бесценные плоды Духа – любовь,

радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

кротость и воздержание – проявятся в вас во всей полноте и будут

притягательными для людей; это поможет вам приобрести

множество заблудших душ для Христа.

 

ВЕРНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ

Из различных описаний приобретения душ для Христа,

запечатленных в Новозаветных Писаниях, можно извлечь

массу полезных сведений о том, как общаться с неверующими.

Существует множество способов благовествования в среде

нехристиан, ибо все люди разные. Здесь мы рассмотрим наиболее

распространенные способы общения с теми, кто не принял Христа.

Прямой подход

Иисус прибегнул к подобному способу общения с Никодимом,

когда тот пришел повидаться с Господом. Поскольку Никодим

был иудейским религиозным вождем, Христос, не медля,

приступил к раскрытию идеи возрождения, говоря, что каждому

должно родиться свыше (Иоан. 3:3,5). Повторите всё, что вы

изучили в Уроке 4, и вспомните, как Иисус обескуражил старого

Никодима, подчеркнув, что ему нужно начать все сначала, т. е.

родиться свыше, от Святого Духа. Несмотря на то, что Никодим

был весьма почтенным, опытным и, вероятно, богатым человеком,

одной жизни, даже самой лучшей и обеспеченной, оказалось

недостаточно. Ему нужно было обрести спасение.

Прямой подход, использованный Христом, привел к обращению

Никодима.

Весьма известный Джон Вассар – благовестник, приобретший

для Христа множество душ, часто прибегал к прямому подходу.

Неизменно вежливый и корректный, он подходил к незнакомцу

на улице и задавал такие вопросы: «А ваша душа примирилась

с Богом? Вы обрели спасение? Готовы ли вы встретиться

с Господом? Уверены ли вы, что все ваши грехи прощены?

Где вы намерены провести вечность?».

Джон Вассар был таким своеобразным человеком и обладал

столь интересной манерой общения, что никто не мог отказаться

побеседовать с ним.

Непрямой подход

Иногда использование прямого подхода не дает ожидаемых

результатов, и тогда благовестник прибегает к непрямому,

косвенному подходу. Вы терпеливо ожидаете момента, когда

можно будет направить ход беседы в духовное русло. Иисус

прибегнул к такому методу в случае с Закхеем. Вы мо жете

восстановить в памяти эти события, повторив Урок 6.

Метод вопросов

При использовании такого метода вы задаете предполагаемому

обращенному различного рода вопросы. Ведомый Святым Духом,

Филипп начал свою беседу с эфиопским вельможей такими

словами: «…разумеешь ли ты, что читаешь?», (Деян. 8:30).

Он слышал, как вельможа вслух читал свой свиток (книгу),

поэтому использовал метод вопросов. Вспомните способ

приобретения душ, к которому прибегнул Филипп, повторив

Урок 5.

Существует два типа вопросов. Прямые вопросы приводят вас

и вашего собеседника непосредственно к теме спасения.

С помощью непрямых вопросов можно подойти к этой теме

постепенно, окружным путем. Вот несколько примеров

непрямых вопросов: «Часто ли вы задумываетесь о духовном?

Интересуетесь ли вы сферой духовного? Посещала ли вас мысль

стать христианином? Что вы знаете об Иисусе Христе?»

Иногда собеседник отвечает так, что, кажется, дальнейшее

общение просто невозможно. Бывает, что он пытается увести вас

от темы. Ответы типа: «Я – атеист и не верю, что Библия есть

Слово Божие. Я думаю, все вероисповедания одинаковы. Откуда

вы знаете, что Бог есть?» способны увести блаовестника далеко

от простого объяснения Евангелия. Помните, однако, что перед

вами не стоит задача защищать Слово. Вы должны лишь открыть

Святому Духу путь для убеждения неверующего. На самом деле

вам ненужно искать аргументы, чтобы переубедить собеседника

и свидетельствовать о Христе. Чаще всего, возвратить беседу в

нужное русло и обратить внимание собеседника удается задавая

вопросы затрагивающие основы веры. Это достигается с помощью

таких высказываний: «Вам, возможно, будет интересно знать,

во что верят христиане?» или «А знаете ли вы, что об этом думают

христиане?» или «Я мог бы рассказать вам о том, что произошло

со мной, когда я уверовал во Христа?».

Самым важным для вас остается следующее: вы должны убедить

человека выслушать Благую весть о Христе. Способы объяснения

шагов на пути ко спасению мы рассмотрим в следующем Уроке.

«Просьба об услуге»

Путешествуя с учениками в Галилею, Христос намеренно выбрал

путь, ведущий через Самарию.

В Иоан. 4:5-30 мы читаем подробное описание Его беседы

с женщиной-самарянкой, которая повстречалась Христу близ

города Сихарь. Утомленный длительным горным переходом,

Он сделал передышку у колодца, названного Иаковлевым, а

ученики отправились в близлежащий город, чтобы купить

что-нибудь поесть.

Из-за полуденной жары у колодца было пустынно: никто в этот

час, не приходил брать воду. Однако, по Божественному

провидению, подошла женщина-самарянка.

Христос несказанно удивил её, попросив об услуге. Устав от

долгого пути, Иисус испытывал сильную жажду. Он обратился

к женщине со словами: «…дай Мне пить.».

Эта просьба была совершенно неожиданной. В те времена между

самарянами и иудеями существовали достаточно неприязненные

отношения. Иудей не стал бы даже пить из того кувшина,

в который набирали воду самаряне; такое презрение к самарянам

иудеи испытывали потому, что считали самарян смешанным

народом. В глубокой древности часть иудеев (впоследствии

названные самаряне) вступали в браки с представителями

вражеского народа Ассирии, (4 Цар. 17:24-41). Именно поэтому

женщина в недоумении спросила Христа: «…как Ты, будучи Иудей,

просишь пить у меня, Самарянки?»

Учитель же преодолел все расовые и религиозные барьеры

ответил ей: «…если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе:

«дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы

тебе воду живую».

Возбудив любопытство женщины, Христос перевел разговор,

на тему духовного; он заговорил о живой воде. Сначала самарянка

не понимала, что Он имеет ввиду. «…господин! – сказала она,

– Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя

вода живая?»

Женщина задала вопрос, однако вовсе не рассчитывала получить

ответ. Она сразу же перевела беседу на тему Иакова, их общего

предка: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал

нам этот колодезь…?».

Христос же ответил на ранее заданный вопрос, и продолжал

развивать тему живой воды.

«Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет

опять; А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет

жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем

источником воды, текущей в жизнь вечную.», (Иоан. 4:13-14).

Самарянка могла лишь напоить Господа простой водой, чтобы

лишь временно утолить жажду, одолевающую Спасителя.

Сам же Христос, напротив, способен был дать живую воду,

которая утолит жажду вовеки. Кроме того, Господь мог

даровать ей родник, источник живой воды.

«Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне

не иметь жажды и не приходить сюда черпать.». Она все еще

не понимала, о какой воде говорил Иисус. Ей было все равно,

что это за вода, ей хотелось получить источник.

Тогда Господь вызвал в ней стремление к праведности.

Он сказал: «…пойди, позови мужа твоего и приди сюда.».

«…у меня нет мужа.», – смущенно ответила самарянка.

«…правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять

мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо

ты сказала».

Христос знал, что жизнь этой женщины была исковеркана, что,

возможно, она никогда не была счастлива в браке – мужья сменяли

один другого; женщина забыла о целомудрии (порядочности).

И все же, в сердце своем, она хотела лучшей жизни. Тем не менее,

она избегала говорить о собственной ничтожности и греховной

жизни; она вновь перевела разговор в другую плоскость и заговорила

о духовном.

«Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк; Отцы наши

поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно

поклоняться, находится в Иерусалиме» (Иоан. 4:20). Ее слова

звучали так, как будто она собиралась затеять спор. Иисус не стал

пререкаться с нею, но спокойно стал говорить об истинном

поклонении, для которого не важно ни место, ни время –

«Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе

и истине.», (Иоан. 4:24).

И вновь самарянка уводит разговор в сторону: «…знаю, что придет

Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.».

Ответ Христа удивил её – «…это Я, Который говорю с тобою.»,

(Иоан. 4:26).

Ошеломленная словами Христа, видя, что возвращаются ученики,

самарянка бросила свой кувшин с водой и поспешила в город.

Там она открыто объявила народу: «Пойдите, посмотрите

Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли

Христос?».

Эта женщина была довольно известна в городе; люди

заинтересовались ее словами и побежали взглянуть на Христа.

Услышав Его (Иисуса) слова, многие (самаряне) уверовали. Они

пригласили Христа посетить город и упросили остаться на

несколько дней, «…ибо сами слышали и узнали, что Он истинно

Спаситель мира, Христос.», (Иоан. 4:42).

Мы так подробно рассмотрели этот отрывок из Евангелия от

Иоанна, чтобы читатель мог легко найти в нем много полезного.

Работая с неверующими, следует помнить о главном: Христос

видел в самарянке личность. Учитель тех времен, едва ли обратил

бы внимание на женщину, не говоря уже о том, что он не стал бы

вступать в беседу с самарянкой! Господь же не обращал внимания

на социальные и культурные различия. И нам следует ценить

личность и находить пути к пониманию.

Христос вел ее от известного к неизвестному; Он говорил о колодце,

построенном их далеким предком, а затем о духовном источнике

живой воды; Он обсуждал вопросы поклонения; зная, что

самарянка считает Его пророком, Он убедил ее в том, что Он –

Мессия, Спаситель мира.

Попросив об услуге, Христос приобрел не одну душу: самаряне

пригласили Его в свой город, где многие, услышав Его, уверовали.

Итак, избрание правильного способа общения – важный шаг,

на пути благовествования.

Оказание помощи

Многие верующие стараются не упустить возможность помочь

нуждающемуся. Это позволяет наладить духовный контакт.

Дела истинной доброты открывают путь для благовествования.

В Лондоне весьма известна история о том, как не рукоположенный

христианский служитель помог семье, находящейся на границе

отчаяния. Глава семьи был тяжело болен, четверо детей, голодных

и не мытых, играли на грязном полу обломками мебели. Мать,

выбиваясь из сил, работала, чтобы хоть как-то прокормить семью.

Христианин сделал все возможное, чтобы вселить хоть каплю

надежды в этих отчаявшихся людей. Он прекрасно знал, что одни

слова мало чего стоят. Тогда он предложил купить новые обои,

и женщина с радостью согласилась убрать в квартире.

На следующий день он пришел в дом, и не узнал его. Все было

готово к поклейке новых обоев. Он помог женщине справиться

с этой работой. Через несколько дней он вновь навестил эту семью:

квартира сияла чистотой, дети были умыты и переодеты,

отец, лежа в постели, занимался починкой поломанных стульев.

Глаза их искрились благодарностью за оказанную им помощь.

Они с радостью выслушали Благую весть, переданную тем, кто

помог им в трудную минуту.

Заинтересованность

Иисус пробудил в самарянке интерес к собственным словам,

заговорив об источнике живой воды. Разговор о том, что

представляет для собеседника интерес, готовит почву для

обсуждения тем духовности.

В Евангелии от Матфея (4:18-20) мы читаем о том, как однажды,

идя по берегу Галилейского моря, Иисус увидел братьев – рыбаков,

Симона Петра и Андрея. В тот момент они как раз забрасывали

рыболовные сети. Иисус воскликнул: «…идите за Мною, и Я,

сделаю вас ловцами человеков». Он говорил о близких им вещах –

на языке рыбаков, и пробудил в них живой интерес.

«И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним». И сегодня

еще есть люди, которые готовы, образно говоря, оставить свои

сети, ибо есть Тот, Кто обращается к ним на понятном и

доступном языке.

Похвала

Нередко нам доводится искренне хвалить человека за ту или,

иную черту характера, за тот или иной поступок. Похвала может

сыграть весьма важную роль в деле приобретения душ для Христа.

В Евангелии от Иоанна описывается следующий эпизод.

Петр последовал за Христом, после того как был представлен Иисусу

своим братом. «…Иисус же, взглянув на него (Петра), сказал: ты –

Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит – «камень»,

(Иоан. 1:42). Призыв Иисуса нашел отклик в душе Петра.

Господь завоевал его сердце!

Следующий урок ⟶