РАСПРОСТРАНЕНИЕ БЛАГОЙ ВЕСТИ. Урок 5. Полагайтесь на Святой Дух (Упование на Святого Духа).
Сила Святого Духа существенна для завоевания душ. Данный урок поможет вам стать более эффективным в молитве,
и распознать особые дары, которые дает Святой Дух, помогая благовествовать.
Урок 5.
Полагайтесь на Святой Дух (Упование на Святого Духа).
Мощный порыв ветра пронесся по дому, в котором собрались
ученики. Они увидели нечто похожее на огненные языки, которые
разделились и остановились по одному на каждом из них. Тогда
они стали восхвалять Бога на языках, которых никогда не знали.
Иисус вознесся на небеса. Теперь сто двадцать Его последователей
собрались для совместной молитвы в ожидании Господа. Среди них
были братья Христа, апостолы и несколько женщин, включая
Марию, Его мать. Внезапно они услышали шум ветра, увидели
пламя и исполнились Святого Духа, Который дал им способность
на разных языках прославлять чудные дела Божии. Произошло
это в день Пятидесятницы, (Деян. 2:1).
Собралась великая толпа; люди стояли в за мешательстве и
недоумении. Некоторые посмеивались над учениками Христа.
Петр поднялся и, обращаясь к народу, громко и проникновенно
провозгласил, что означает Пятидесятница. В тот день во Христа
уверовали три тысячи человек. Созиданию Церкви способствовала
проповедь Петра, совершенная силою Духа.
То, что произошло в день Пятидесятницы, чрезвычайно важно
и для нас: мы также можем уповать и полагаться на Святого Духа!
ПЛАН УРОКА
Дух Святой и действенная молитва
Дух Святой и приведение заблудших ко Христу
Дух Святой и сила благовествования
Духа Святого можно смело назвать Великим Проповедником.
После вознесения Христа послан был «другой Утешитель» —
Дух Святой, открывающий истину о Боге (Иоан. 14:16-17).
Отверзая сердца и помещая в них Христа, Дух помазывает
проповедь и наставление в Слове Божием. Он вершит Свои
дела в жизни верующих, помогая им возрастать во Христе и
славить Господа.
Однако Ему нужны орудия/инструменты, посредством которых
Он будет творить Свои дела. Таким орудием является каждый из
нас, поскольку в нас, покорившихся Ему и уповающих на Него,
Дух Святой совершает Свою работу, помогая выполнять нам
Повеление Христово – благовествовать. На Него можно уповать
как на преданного Помощника и Утешителя. Святой Дух делает
нашу молитву более действенной и ведет нас путем, которым мы
впоследствии приведем заблудших ко Христу.
ДУХ СВЯТОЙ И ДЕЙСТВЕННАЯ МОЛИТВА
Молитва в Духе
Однажды вечером в своем доме в Южной Африке старый миссионер
со своими внуками смотрели телевизионную передачу. В это же
время в Претории, в ста километрах от дома, после тяжелой и
сложной операции приходил в себя его сын, Джефф. Из реанимации
его перевели в палату интенсивной терапии, а затем, когда он стал
выздоравливать, его перевели в обычную палату. Как ему сообщили,
дела его шли на лад, врачи обещали, что скоро он совсем поправится.
Внезапно отец сказал: «Мне кажется, нам нужно выключить телевизор
и помолиться о здоровье Джеффа». После совместной молитвы он
вышел в свою спальню и там молился на языке, данном ему Духом
Святым. Молился он долго, пока тяжкие думы о сыне не покинули его.
Между тем, у Джеффа, находящегося в больнице, поднялась
температура и начался бред. Его тут же перевели в реанимационное
отделение и, привязав руки к кровати, подключили к аппаратуру
жизнеобеспечения. Врачи нашли его состояние критическим.
Медсестра, дежурившая у его постели почти сутки, вдруг услышала,
как он сказал: «Зачем мне связали руки? Пожалуйста, развяжите их!»
Встревоженная медсестра немедленно сообщила об этом доктору.
С Джеффом ничего не случилось. Буквально на следующий день
жена забрала его домой.
Позже он рассказывал своим близким: «Вы знаете, произошло нечто
весьма странное. Мне казалось, что от боли я просто сойду с ума.
Внезапно я услышал, как папа молится разными языками.
Я внимательно слушал, и сознание мое прояснилось. Я понял,
что все еще в постели, а руки мои привязаны к кровати. Я попросил
медсестру развязать их. Доктор, увидев меня, изумился тому, как
скоро я вы здоровел! Я испытал на себе чудо исцеления, дарованного
Господом».
В своем учении о дарах Духа апостол Павел пишет о двух типах
молитвы. Он советует в одних случаях «молиться духом», в других –
«молиться и умом» (1 Кор. 14:15).
Пройдя крещение Святым Духом, человек может совершать молитву
на собственном «молитвенном языке». «Молиться духом» – значит
подчинить собственный дух Святому Духу, Который заговорит в
человеке иным языком. Дар говорения языками — одно из Его
проявлений; кто говорит на незнакомом языке, тот говорит
не людям, а Богу, (1 Кор. 14:2). Таким образом, Святой Дух,
наполняя мысли человека, покорившегося Ему, говорит
смиренным языком то, что угодно Богу.
Человек также может «молиться умом». Терпя нужду, ощущая
острую необходимость и неотложность, мы призываем имя
Божие и знаем, что Он слышит нас. Иногда Святой Дух
помазывает (вдохновляет) нас при совершении поклонения,
и мы молимся с уверенностью и властью, которые не от нас.
Молитва и пост
Иногда человек чувствует необходимость пребыть в посте, то есть,
частично или полностью воздерживаться от принятия пищи.
Сам по себе пост не делает человека святым; он лишь помогает
усмирить плоть и напоминает о том, что Царство Божие
несоизмеримо важнее, чем телесные потребности. Пребывание в
посте приближает человека к Господу и укрепляет веру в Его Слово.
Богу угоден такой способ поклоняться Ему. Он воздает человеку за
такую молитву, но нам трудно понять это до конца. Пост и молитва,
совершенная в необходимом состоянии духа, приносят обильные
плоды.
«Почему нам не удалось изгнать злых духов?» – спросили
расстроенные ученики у Христа. Они пытались избавить юношу,
страдающего припадками страшной болезни, однако их старания
оказались безуспешными. Увидев, что они бессильны, отец юноши
обратился ко Христу. Иисус повелел духу покинуть его, «…и отрок,
исцелился в тот час».
Отвечая ученикам, Христос упрекнул их в маловерии и сказал, что
бесы могут быть изгнаны лишь молитвою и постом (Матф. 17:20-21).
Заступничество
Существует еще один тип молитвы – более глубокой и
проникновенной; каждый верующий должен знать о ней
и иногда совершать такую молитву. Это – молитва заступничества.
Это совершение помазанной молитвы о спасении и избавлении
других людей. Так в человеке, всецело уповающем на Святого Духа,
проявляются плоды Его служения. Человек в такие моменты
испытывает непреодолимое желание совершить молитву, причем
желание это может возникнуть как днем, так и ночью. Иногда он
понимает, почему так происходит, иногда и вовсе не отдает себе
отчета в этом; тем не менее, он оставляет все свои дела и взывает к
Богу «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Это состояние
можно сравнить с родовыми муками женщины, готовой
разрешиться от бремени. Верующий продолжает молиться
до тех пор, пока не ощутит, как тяжкая ноша упала с его плеч.
Такой вид заступничества привел к совершению некоторых
величайших чудес в Царстве Божием! Каждый из вас может
обратиться к Господу с просьбой дать ему такое служение.
Его нельзя назвать легким, ибо совершение его – великая
ответственность. Плодом его становится духовно возрождение
верующих.
Помимо уединенной молитвы мы должны творить и совместную
молитву, объединившись с исполненными Духом собратьями,
ради спасения заблудших душ. Плоды совместной молитвы
весьма богаты. Чудесные дела вершает Дух Святой, когда люди
искренне и всецело отдаются горячей совместной молитве. Чем
большее их число, тем больше сила и тем прочнее победа Духа
Святого. «Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму,
и падут враги ваши пред вами от меча.», (Лев. 26:8).
ДУХ СВЯТОЙ И ПРИВЕДЕНИЕ ЗАБЛУДШИХ
КО ХРИСТУ
Установив молитвенное общение с Богом, уповайте на Духа Святого,
Который поможет вам стать ловцом (то есть тот, кто делится Вестью
спасения с другими) человеков.
Он служит примером
Я расскажу вам о том, как представляю себе события, описанные
в Деян. 8:26-39.
Пустынная дорога, ведущая в Газу. По ней медленно движется
караван. В колеснице сидит богато одетый человек. Он внимательно
читает древний свиток. Тут перед ним появляется человек по имени
Филипп. Он бежал рядом с колесницей и слушал, о чем читает
путешественник. Переводя дыхание, Филипп спросил:
«Понимаешь ли ты, что читаешь?». «Как же мне понять это,
если никто не растолкует мне, о чем здесь идет речь?» – ответил
путник. Заметим, что это был хранитель сокровищницы царицы
Ефиопской. Хоть мы и не знаем его имени, нам известно, сколь
страстно он тянулся к духовным истинам. Он проделал долгий путь,
из своей родной страны в Иерусалим, чтобы совершить поклонение.
По слухам он знал, что в этом городе есть великий храм, где иудеи
поклоняются единому истинному Богу. Он купил свиток
Ветхозаветных Писаний, книгу пророка Исаии, жившего
более семисот лет назад. Сейчас он вслух читает эту книгу.
Филипп, один из семерых диаконов церкви в Иерусалиме,
пребывал в одном из главных городов Самарии, где проповедовал
народу Христа — Мессию. Множество самарян обратилось, многие
обрели исцеление силою Бога. Филипп изгонял бесов, «…и была
радость великая в том городе» (Де ян. 8:5-8).
Духу Святому, однако, была известна нужда одинокого человека.
Господь послал к нему Своего Ангела, и он возвестил: «…встань и
иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту,
которая пуста». Итак, Филипп был направлен в конкретное место
и покорился повелению Ангела. Прийдя в назначенное место, он
увидел колесницу – итак, он оказался в нужном месте в нужное
время.
Затем по наущению Святого Духа он подошел ближе к колеснице.
Когда Ефиоплянин предложил Филиппу сесть рядом, муж Божий
уже знал, что все это – исполнение провидения Господня.
Вельможа стал спрашивать его: «О ком говорит пророк? О себе,
или о ком-нибудь другом?», и Филипп понял, что, без сомнения,
всем движет Дух Святой. Таким образом, вельможа с готовностью
воспринял весть о Христе, Спасителе и Мессии, претерпевшем
страдания за грехи людские.
Филипп подробно рассказал ему о жизни Христа, начав со слов
пророка Исаии. Он (Филипп) сделал то, что должен сделать
каждый, кто хочет привести ко Христу заблудшую душу –
он поведал Ефиоплянину Благую Весть о Христе. Его попутчик
был весьма внимательным, ибо сердце его было готово принять
эту весть.
Путешествие их про должалось. Наконец караван добрался до
озера. «Вот и вода, – сказал вельможа, – что же мне мешает
принять крещение немедленно?». «Ты можешь креститься, –
ответил ему Филипп, – если веруешь от всего сердца.».
«Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» – прозвучали
слова вельможи.
Погонщики остановили караван. Филипп и Ефиоплянин вошли
в воду. Это было крещение погружением – внешнее проявление
внутренней глубокой перемены.
В Библии говорится, что впоследствии Филиппа восхитил Ангел
Господень, и вельможа никогда больше его не видел, однако —
«…продолжал путь, радуясь».
Итак, Филипп не только оказался в нужном месте в нужное
время, но Дух Святой вложил в его уста нужные слова.
Это позволило Филиппу провести вельможу Ефиоплянина
от того, что ему было известно (пророчества Исаии),
до неведомого, незнакомого.
Он создает возможность
После тяжелого трудового дня один австралиец возвращался
пешком домой. Внезапно Дух Святой велел ему остановиться
возле невзрачного старого дома. И вот он стучит в дверь, уставший
и голодный. Для чего он остановился?
Ответа не было. Он постучал еще раз. Наконец за дверью
послышались шаги. На пороге стоял хозяин дома. «Могу я вам
чем-ни будь по мочь? – спросил христианин, – я здесь по наущению
Святого Духа, мне известно, что вы нуждаетесь в поддержке».
Хозяин вздохнул с облегчением: «Вы пришли как раз вовремя!
Мы с женой не знаем, что делать, мы просто оказались в тупике.».
В руке он держал охотничий нож. После он рассказывал, что был
доведен до отчаяния и хотел лишить жизни жену, а потом и себя.
Поняв всю важность момента, христианин спокойно и неторопливо
стал рассказывать этим престарелым людям о спасении. Затем, он
совершил молитву и привел эту супружескую пару ко Христу. Так
он предотвратил отвратительное самоубийство и подарил двум
старикам надежду, упование и веру во Христа. Святой Дух знал
их нужду и сделал так, чтобы преданный слуга Господень, помог
спасению заблудших душ.
ДУХ СВЯТОЙ И СИЛА БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ
Прежде чем верующий испытает всю силу Духа в своей жизни
и служении, ему должно исполниться Им. Именно это имел в виду
Христос, говоря Своим ученикам, что они станут Ему сви детелями.
Спаситель приободрил их словами: «И Я пошлю обетование Отца
Моего на вас…», (Лук. 24:49).
Совершая служение, каждый из нас все глубже понимает, что
активная сила к плодотворной проповеди Евангелия исходит от
Святого Духа. Он — Третье Лицо Троицы, являеться Духом силы,
цель Его – сделать нас свидетелями живого Христа. Вот последние
слова нашего Спасителя и Господа, произнесенные Им перед
вознесением на небеса: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас
Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее
и Самарии и даже до края земли.», (Де ян. 1:8). Сам Христос велел
ученикам ждать в Иерусалиме сошествия Духа, Который облечет их
силою свыше.
Последователи Господа покорились Его повелению. Они
терпеливо ожидали, проводя время в совместных молитвах
и совершая поклонение. Когда же сошел на них Дух Святой,
ученики исполнились силою к благовествованию и, ликуя,
возвещали о чудесах Божиих неведомыми языками, которые
даровал им Дух Святой, (Деян. 2 глава).
Он (Дух Святой) делает нас смелыми и любящими
В Библии повествуется не только о сошествии Духа Святого на
верующих в день Пятидесятницы; мы читаем здесь и о последствиях
этого явления – о тысячах обратившихся ко Христу в результате
проповеди Евангелия.
Святой Дух дарует смелость. Хромой, просивший милостыню
у Красных ворот храма, испытал на себе чудо исцеления во имя
Господа Иисуса Христа. Петр и Иоанн, проповедовавшие народу,
у этих ворот, были арестованы. Позже Петр, исполнившись Духа,
смело выступил в свою защиту перед начальниками народа и
старейшинами Израильскими. Иудейские лидеры дивились
смелости апостола (Деян. 4:13).
Помните, что Святой Дух наделяет смелостью всех верующих.
Он также вкладывает в наши сердца любовь. В Нем проявляются
плоды Духа (Рим. 15:30; Гал. 5:22). Через Него Бог изливает Свою
любовь в наши сердца (Рим. 5:5).
Людям не свойственно проявлять о чужих такую же заботу,
как и о членах собственной семьи. Вспомните рассказ о матери,
охваченной испугом от мысли, что дети ее потерялись (см. Урок 1).
Она поняла, что тревожится о безопасности своих дочерей больше,
чем о спасении заблудших душ, и воззвала к Богу с просьбой
наполнить ее сердце любовью к тем, за кого умер Христос.
Она вспомнила об этом, совершая молитву о двух подростках,
преклонивших колени у алтаря. Женщина встала рядом с ними
и возложила руки на их головы, обратившись к Господу, со словами
молитвы о том, чтобы Он даровал ей любовь к ним, столь же
искреннюю и глубокую, как любовь к собственным детям.
Внезапно подростки стали плакать, а позже свидетельствовали,
что в этот момент на них нахлынула волна тепла, которая сделала
и приблизила их ближе к Господу. Это было нечто большее, чем
любовь матери – это была Божия любовь.
Он (Дух Святой) обличает о грехе
Совершая служение благовествования, Святой Дух опережает
человека: Он действует в сердце предполагаемого обращенного,
и человек начинает испытывать беспокойство и тревогу и, взывая
к Господу, раскаивается в своих грехах.
Вот что рассказывал один полицейский с Ямайки: «По долгу службы
мне приходилось арестовывать людей, нарушающих земные законы.
Однажды (особенным образом) ко мне приблизился Дух Святой; Он
похлопал меня по плечу и сказал: «Сэр, вы арестованы!».
Я в недоумении спросил: «За что?», и услышал в ответ: «Ты нарушал
священные законы Божии. Твой мятежный дух восставал против них.
Ты не пожелал примириться с Богом». Я был чрезвычайно напуган,
а затем понял: Иисус Христос искупил грехи всех людей, и я могу
освободиться! Благодарение Богу! Теперь я – христианин и служу
моему Господу.».
Святой Дух обличает о грехе, указывая людям на все неправедное,
что они совершают. Он заставляет людей, отвергающих Христа,
испытывать беспокойство и тревогу, ибо Христос – единственный
путь ко спасению, (Иоан. 16:8-9).
Он наделяет дарами и помогает в благовествовании
Святой Дух наделяет верующих прекрасными дарами, которые
помогают им в деле благовествования и наставления поместного
собрания (церкви).
Для проповеди Евангелия чрезвычайно важны такие дары как
знание, мудрость, различение духов, вера. Прочитать об этом
можно в 1 Кор. 12:1-11.
Дар знания представляет собой сведения, которые верующий
получает от Святого Духа. Это, таким образом, знание от Бога,
а не от человека, знание, которым может обладать лишь истинно
исполненный Святого Духа. Так же и мудрость, Божественная
мудрость говорить или делать правое, угодное Богу. Это не просто
мудрость опытного человека, но мудрость, дарованная Духом.
Дар различения духов – это особая способность распознавать мир
невидимого; это умение отличать/различать Дух Божий,
дух человеческий и дух бесовский — столь необходимое каждому
из нас, чтобы защититься и избавиться от зла. Дар веры — это
сверхъестественная способность верить Богу и восполнять любую
нужду.
История Савла и Анании, описанная в Деян. 9:1-18, является
прекрасным примером того, как Святой Дух наделяет верующего
даром к благовествованию. Савл (впоследствии Павел) отличался
особой нетерпимостью к верующим и был гонителем Церкви,
пока Господь не «задержал» его. Уверовавший во Христа Анания
совершал уединенную молитву, а в это же время Савл переживал
чудо обращения.
Господь сообщил Анании о Савле в видении. Наделенный даром
знания, он постиг следующее:
1. Точное местонахождение Савла (ст. 11).
2. То, что в данный момент Савл совершает молитву (ст. 11).
3. То, что самому Савлу Анания являлся в видении (ст. 12).
4. То, что Савл был избран Богом на служение и что емууготована
участь претерпеть страдания за Бога (ст. 15-16).
Анания, вероятно, так и не узнал бы всего этого, если бы Господь
не даровал ему знание и не наставил его. В смирении и
покорности Анания оправился к Савлу, совершил молитву о нем
и поддержал его дух. Савл прозрел и исполнился Святого Духа.
Позже он (апостол Павел) писал: «…Христос Иисус пришел в мир,
спасти грешников, из которых я первый», (1 Тим. 1:15). Но силою
Святого Духа он преобразился в величайшего проповедника
Евангелия, основателя Церкви и учителя.