РАСПРОСТРАНЕНИЕ БЛАГОЙ ВЕСТИ. Урок 4. Разбирайтесь в покаянии (Понимание опыта обращения).

 

Данный урок поможет вам полнее понять момент покаяния и эффективно объяснять его другим людям.

 

Урок 4.

Разбирайтесь в покаянии (Понимание опыта обращения).

 

«Человек рожден небесами» – гласит старинная китайская

пословица. Этот образчик восточной философии согласуется

с Библейским учением о сотворении человека. Небеса, считают

китайцы, – воплощение Высшей Сущности.

Моисей писал, что Бог, Высшая Сущность, «…сотворил… человека

по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину

и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Господь Бог сотворил

человечество по Своему образу, чтобы люди поклонялись Ему,

служили Ему и вечно радовались Ему. Однако человек ослушался

велений Божиих и совершил грех. Так он отделился от Бога, познал

духовную смерть и утратил образ Божий (потерял связь с Ним).

Тем не менее, Бог предусмотрел единственный в своем роде путь

к возрождению и единению с Ним.

Упомянутая нами китайская пословица иллюстрирует это

восстановление посредством рождения свыше. Грешный человек

должен познать/пройти духовное оживление/возрождение.

Рожденный от Духа (Иоан. 3:6) человек обретает во Христе новую

жизнь. Мы называем такое состояние рождением свыше. Авторы

учебника убеждены, что раскрытие этой темы поможет вам

в дальнейшем более глубоко понять опыт обращения  и объяснить

его особенности другим людям.

 

ПЛАН УРОКА

Что есть обращение

Что не есть обращение

Плоды обращения

 

При изучении данного курса нам неоднократно встречались слова

обращение, обращаться ко Христу, новообращенные. Для более

глубокого понимания этих терминов предлагаем вам изучить,

что же такое обращение, что не является обращением,

и каковы его плоды.

 

ЧТО ЕСТЬ ОБРАЩЕНИЕ

Духовное возрождение

В начале Своего служения Иисус Христос посетил Иерусалим,

чтобы присутствовать на праздновании Пасхи. Здесь Он сотворил

немало чудес, и среди людей, следовавших за Ним, многие

уверовали во Христа. Иоанн описывает беседу Христа с одним из

важнейших иудейских лидеров (Иоан.3:1-21). Я представляю себе

этот эпизод так.

Весь день Христос провел в служении народу, и теперь Он

чувствовал усталость и почти засыпал. Внезапно в дверь Его дома

постучали. Это был Никодим, иудейский учитель, фарисей, член

синедриона.

«Учитель! – обратился он к Иисусу, – могу ли я поговорить с

Тобой наедине?»

«Конечно, – ответил Христос, – давай выйдем на крышу, ночь

прекрасна».

В тишине ночи два человека вели задушевную беседу. Никодим

пришел столь поздно, очевидно потому, что хотел поговорить с

Иисусом так, чтобы никто не мешал их разговору. Днем, как вы

знаете, в присутствии множества народа, постоянно окружавшего

Его, это было практически невозможно.

«Равви! – обратился к Иисусу Никодим, – мы знаем, что Ты –

Учитель, пришедший от Бога. Ты сотворил чудеса, которые

в силах совершить лишь человек, особенно угодный Богу.».

Стоя лицом к лицу, они изучали друг друга: Иисус – молодой

тридцатилетний Учитель, и Никодим – убеленный сединами

старик, искушенный в вопросах веры. И хотя Никодим был

высоконравственным человеком, Иисус не стал хвалить его,

не попытался сделать лестное замечание в его адрес.

В сложившейся ситуации Он стал рассказывать ему о Царстве.

Никодим был сильно удивлен, когда услышал слова Христа:

«Верь Мне, господин, хоть ты и праведен, должно тебе начать

все сначала – родиться свыше».

«Что это значит? – воскликнул Никодим, – не может же человек

родиться снова!». Удивлению старого учителя не было предела.

Иисус ответил: «Сколь это не удивительно для тебя, Никодим,

но никто не войдет в Царство Небесное прежде чем не родится

от Духа Святого.».

Никодим стал дальше выспрашивать Христа: «Как же это может

быть? Я не совсем понимаю».

Иисус рассказал ему о духовной перемене, столь же таинственной,

сколь и телесное рождение. Такая перемена должна произойти

в жизни каждого человека. Христос поведал Никодиму о том, что

Бог послал Сына Своего в мир, чтобы люди обрели в Нем жизнь

вечную. Подобно Моисею, вознесшему на знамени изображение

медного змея в пустыне, как средство избавления от змей,

преследовавших иудеев (Числ. 21:9), так и Христу предстоит

вознесену быть за грехи людей, чтобы всякий, кто взглянет на

Него с верою, получил жизнь вечную, ибо Он – олицетворение

Божией любви и милости. Никодим, знавший Писания , понимал,

о чем идет речь.

Старик от удивления покачал головой: ему открывались чудесные

истины, забыть которые он не сможет. Ночь постепенно таяла,

и Никодиму нужно было покинуть Иисуса. Христос не пытался

заставить Никодима прийти к правильному решению. Ибо

не наступило еще время жатвы…

Прошло почти три года. Римские легионеры распяли Христа и

пригвоздили Его к грубому деревянному кресту, установив его

на горе, чтобы все могли видеть Его страдания. Там Он пролил

Свою Кровь и умер во искупление грехов человечества.

Кто же позаботился о погребении Тела? Никодим, до тех пор

остававшийся тайным сторонником Христа, смело вышел вперед,

готовый утвердить свою приверженность делу Сына Человеческого.

Вместе с Иосифом из Аримафеи он совершил необходимые для

погребения приготовления в новом гробу, (Иоан. 19:38-42).

Итак, из истории о Никодиме мы делаем вывод о том, что даже

лучшим из людей предстоит/нужно испытать духовное

возрождение. Благочестия в семье, образованности и высокой

нравственности все же недостаточно, чтобы обрести спасение,

равно и религиозный пыл не поможет в спасении души. Иисус

сказал: «…должно вам родиться свыше.», (Иоан. 3:5-7).

Искреннее решение повернуться ко Христу

Обращение можно назвать и поворотом. Это отвращение,

от «злых дел» (Деян. 3:26), то есть покаяние и поворот к Господу,

(Деян. 9:35; 11:21). Это поворот «кругом», на 180 градусов.

Другими словами, это искреннее, чистосердечное желание

повернуться к Господу лицом. Петр провозглашал:

«…покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши»,

(Деян. 3:19). Это предполагает изменение воззрений и поступков.

Этот процесс заключается в переориентации всей жизни человека

и всей его личности, включая принятие новых этических норм,

отказ от греха и обращение к праведности.».

Таким образом, обращение – это позитивный поворот ко Христу,

в покаянии и вере.

Покаяние можно рассматривать как акт отказа от греха.

Уверование же – акт возвращения к Богу. Для истинного

обращения необходимы оба эти элемента.

Бесспорно, обращение есть дело сугубо личное. Вместе с тем,

благодаря работе Святого Духа в сердцах людей, вполне возможно

совершение нескольких обращений одновременно. Так происходит

при условии, что в одной семье или в кругу друзей несколько

человек одновременно задумываются о Господе. Каждый из них

обретает спасение для себя, однако оно едино для них как членов

одной группы, поддерживающих и ободряющих друг друга.

Апостол Петр пришел в Лидду, где посетил группу верующих. Там,

он встретил человека по имени Еней, «…который восемь уже лет

лежал в постели, в расслаблении.», (Деян. 9:33).

«Петр сказал ему: Еней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань

с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие

в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.»,

(Деян. 9:34-35).

Благодаря чудесному исцелению многие обратились к Богу,

и обращение их было одновременным.

Восстановление

Четкое представление об обращении – вот непременное условие

успеха при выполнении задачи приведения душ ко Христу.

Вы уже знаете, что обращение – это духовное возрождение и

чистосердечный отказ от греха, в покаянии и вере.

Еще одним аспектом обращения является восстановление. Под

восстановлением мы понимаем духовное обновление в результате

воздействия, производимого Духом Святым. Апостол Павел писал

Титу, молодому пастору острова Крит, что Христос даровал нам

спасение «…по Своей милости, банею возрождения и обновления

Святым Духом.», (Тит. 3:5).

Таким образом, восстановление – это наша «новая жизнь»,

во Христе. Читая Библию, можно обнаружить лишь несколько

признаков восстановления. Человек, который «во Христе»,

обновляется, становится «новой тварью/новым творением»,

(2 Кор. 5:17). Бог однажды сказал Израилю: «И дам вам сердце

новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце

каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас

Дух Мой…», (Иез. 36:26-27).

Доктор Кристиан Барнард, южноафриканский хирург, приобрел

мировую известность после того, как он со своими коллегами

провел успешную операцию по пересадке сердца. Пациенту,

страдающему тяжелейшим пороком, пересадили сердце, взятое

у жертвы автомобильной катастрофы. В медицинских кругах

о результатах этой операции ходили самые невероятные слухи.

Успех Барнарда считали чудом. Но несравнимо большим чудом,

есть для нас то, как Бог берет из плоти нашей сердце каменное и

вкладывает в нас сердце, исполненное покорности и смирения.

Вот что значит духовное возрождение!

 

ЧТО НЕ ЕСТЬ ОБРАЩЕНИЕ

Занимаясь благовествованием, вы непременно встретите людей

с превратным представлением об обращении. Некоторые считают,

что обращение – это попытка измениться, накопить заслуги, стать

набожным или присоединиться к той или иной церкви. Рассмотрим

эти представления.

Стремление изменить себя

Это попытка избавиться от собственных недостатков и делать лишь

добро. Само по себе такое стремление весьма похвально, однако оно

на самом деле никак не влияет на решение основной проблемы –

проблемы греха и природы человека.

Сколь благими ни были бы наши намерения, мы чрезвычайно

далеки от божественных установлений о праведности и святости.

Библия гласит: «Все мы… поблекли, как лист, и беззакония наши,

как ветер, уносят нас.», (Ис. 64:6).

Стремление изменить себя подобно попытке привязать маленький

зеленый апельсин к ветви апельсинового дерева в надежде, что он

созреет и нальется соком. Безусловно, лишь тот плод, который

черпает жизненные силы от дерева, поспеет и будет сладок.

Итак, мы нуждаемся не в реформировании, но в возрождении.

Стремление накопить заслуги

Известен случай, когда одна из женщин, живущих на Дальнем

Востоке, глубоко верующая в Бога, стала вегетарианкой, дав

пожизненный обет воздерживаться от употребления в пищу

всякого мяса. Она надеялась, что таким образом сможет скопить

множество заслуг и добрых дел, и ей удастся избежать наказания

за совершенные грехи.

Четверо ее детей уверовали во Христа. Она была чрезвычайно

расстроенной этим, ибо с тех пор они не соблюдали правил и

обрядов,  связанных с ее обетом. Ей же казалось, что строгое их

соблюдение зачтется ей после смерти. Как она ни старалась,

ей не удалось убедить их отказаться от своей веры. Дети же

еще глубже полюбили свою мать и относились к ней еще лучше,

чем прежде.

Совершенно неожиданно она сама уверовала в Господа, познала

прощение грехов и умиротворение, которое доступно лишь тем, кто

знает Христа. Она поняла, что эта благодать дарована ей, не за

добрые дела, совершенные ею в жизни, но благодаря милости

Христовой. Он спас ее душу и даровал ей жизнь вечную,

(Тит. 3:5-6).

Стремление накопить заслуги, духовные достоинства, принесение

клятв, соблюдение священных дней, паломничество к святым

местам, неустанные молитвы и даже щедрые пожертвования,

на достойные и благие дела, не дают полного духовного

удовлетворения человеческому сердцу. Спасение во Христе –

невозможно заслужить, за работать или купить. Христос Сам

заплатил за него, и предлагает его каждому из нас, безвозмездно.

Нам лишь должно принять это спасение, как дар.

Чрезмерная набожность

Набожность – черта вполне естественная, однако ее нередко

направляют в не правильное русло. Одних чрезмерная набожность

увлекла в бездну суеверий и предрассудков, других – в поклонение

иконам и образам, третьи для совершения поклонения направляются

в мечеть. Апостол Павел служит примером того, как слишком

сильный религиозный пыл может увести человека от истины.

Однако, подобно Павлу, они способны обрести спасение чрез веру

во Христа, (Де ян. 22:1-4).

Набожность сама по себе не приводит к духовному возрождению;

оно происходит только в результате работы Духа Святого.

Мы должны совершать молитвы и уповать на Него, и тогда люди

поймут, что мы учим их пути ко спасению, предусмотренному

Самим Богом, в Его Слове. И здесь, особую роль может сыграть –

личное свидетельство.

Пребывание в рядах церкви

Если человек, с которым вы ведете беседу о спасении, признается,

что посещает церковь, является ее членом, он, бесспорно, достоин

похвалы. Не пытайтесь принизить значение той или иной церкви,

в его глазах. Со всей щедростью души, на которую вы способны,

поведайте ему о «рождении свыше». Средоточием своих надежд,

чаяний и упований он должен сделать Господа Иисуса Христа,

а не церковь и её руководителя, будь то священник, святой отец,

пастор или раввин.

 

ПЛОДЫ ОБРАЩЕНИЯ

Итак, мы говорили о том, что не есть обращение, а теперь настало

время узнать, каковы свидетельства истинного обращения, то есть

каковы плоды того, кто есть обращенный.

Это – рождение от Духа (Иоан. 3:8), т. е. вступление в новую жизнь.

Обновление

В радиоприемнике что-то внезапно щелкнуло, и голос диктора

произнес: «Друзья мои, знаете ли вы, где вам предстоит провести

вечность?». От этого вопроса Джеймс почувствовал острое

раздражение и глубокую досаду. В сердцах он тотчас выключил

радио.

Джеймс вихрем ворвался в мир развлечений – он был талантливым

молодым хореографом. Ему не хотелось, чтобы что-либо мешало

исполнению его замыслов. Но легче было выключить радио, чем

забыть тревожащий вопрос: «Где вам предстоит провести вечность?».

Джеймсу казалось, что он вновь и вновь слышит этот голос.

Он никуда немог уйти от него.

Наконец, доведенный почти до отчаяния, молодой человек призвал

имя Господне и обратился к Нему с молитвой о спасении.

Смирившись и всецело уповая на Христа, он испытал глубокую

перемену в своей жизни. Прежние ценности уже не имели для него

столь важного значения, им, на смену пришли новые и вечные

ценности. Желание сделать блестящую светскую карьеру покинуло

его. Вместо этого Джеймс стал находить радость и самореализацию

в служении Христу. Сегодня он – один из ведущих пасторов,

приведших ко Христу множество заблудших душ. Джеймс

возглавляет программу подготовки рядовых членов церкви к

благовествованию.

Однажды Христос призвал дитя, поставил его перед учениками и

произнес следующее: «…истинно говорю вам, если не обратитесь

и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.», (Матф. 18:3).

Тот, кто обращается ко Христу, испытывает чувство невероятного

обновления! Сам Христос становится средоточием всей жизни

верующего. На смену прежнему образу жизни приходит новый –

это свидетельствует о работе Святого Духа в сердце и жизни

такого человека. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь;

древнее прошло, теперь все новое.». (2 Кор. 5:17).

Очищение

Мы уже упоминали Тит. 3:5, где говорится, что Бог дарует нам

спасение «…по Своей милости, банею возрождения и обновления

Святым Духом». Итак, идея о спасении предполагает акт

очищения! Она никоим образом не связана с водным крещением.

«Ибо все мы, – пишет апостол Павел, – одним Духом крестились

в одно тело…» (1 Кор. 12:13). Это – величайший опыт рождения

свыше в семье Божией.

Один китаец, обратившись ко Христу в покаянии и вере,

воскликнул: «Я ощутил, как стал внутренне чище!». Ему довелось

испытать очищающее действие возрождения и обновления,

в Духе Святом.

Формирование новых родственных уз

Рождаясь свыше, мы становимся детьми Божиими, усыновляемся

в семью Божию, где собратья по вере являются нашими братьями и

сестрами во Христе. И даже не получив в момент обращения нового

имени, каждый из нас становится христианином, последователем,

учеником Христовым.